Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ рынка труда.

Работа содержит 1 файл

rynok_truda.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Методология управления процессом формирования занятости трудоспособного населения  включает в себя несколько основных моментов. Прежде всего, нельзя отказываться от того позитивного, что было выработано теорией и практикой формирования структуры занятости в плановой системе хозяйствования. Это в первую очередь относится к системе заказа со стороны государства на специалистов и рабочую силу. Далее необходимо формировать на государственном уровне систему общественных и государственных приоритетов, построить соответствующую информационную систему, обеспечивающие заинтересованных субъектов в полной информации в соотнесении структуры рабочих мест и наличие рабочей силы и т.д. Методология управления данным процессом предусматривает с необходимостью и формирование соответствующей правовой инфраструктуры, экономической поддержки, формирование общественного мнения и пр.

Методология управления процессом формирования структуры занятости предусматривает  с необходимостью создание соответствующего института, функции которого не ограничивались бы только регулированием безработицы, а занимались всей структурой занятости, безработица только ее частный случай. Соответственно проблема занятости требует разработки специальной программы деятельности на уровне государственных органов. Это только некоторые вопросы, которые требуют своей тщательной научной проработки24.

Кроме этого  необходимо создавать так называемую буферную зону, то есть разработать  систему взаимопонимания и взаимопроникновения структуры подготовки специалистов и структуры занятости. Сегодня они разобщены и выпускники вузов не могут найти себе соответствующее место работы, а с другой стороны система производства не может подобрать себе нужного специалиста. Решение этой проблемы может, найдено только в создании специальной службы занятости, но не в том виде, в котором она фрагментарно существует в настоящее время.

Переход к  рыночной экономике требует новых  подходов к управлению, в том числе  и к проблеме управления занятостью трудоспособного населения. Экономическая среда в настоящее время крайне нестабильна, научно-технический прогресс и динамика внешней среды изменяют природу занятости и превращают ее во все более сложную систему. Для обеспечения управляемости такой системой необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней среды общества, вызвавшие к жизни новую парадигму управления.

Проблема  управления занятостью трудоспособного  населения осуществляется через  реализацию социально-экономического потенциала общества. Можно сказать, что проблема занятости трудоспособного населения существует постольку, поскольку удается организовать взаимодействие общества и всей системы социально-экономических отношений с отдельными социальными образования вплоть до отдельного человека с целью решения стоящих перед ними задач25.

Переход к  рынку вызвал качественные изменения  в экономике. По этой причине должны качественно измениться и методы управления занятостью трудоспособного  населения.

Наличие богатого опыта управления в административных системах в сочетании с недостатком опыта управления в рыночных системах, приводит к явному или неявному переносу опыта знаний, приемов и методов, соответствующий административным системам, на рыночные горизонтальные системы. Такое использование знаний чревато непредсказуемыми последствиями.

Если изменению  в структуре качественных свойств  соответствуют изменения в структуре  знаний, то знания можно использовать полностью. Если же изменение в структуре  качественных свойств объекта не соответствуют изменения в структуре знаний, то знание по аналогии перестает быть полностью адекватным рассматриваемому объекту управления и его применение может привести к нежелательным последствиям.

Переход к  рыночной экономике привел к фактическому изменению качественных свойств управляемого объекта (предприятия) и внешней среды (экономики). Поэтому испытанные и проверенные временем приемы и методы управления могут давать непредсказуемые результаты. Отсюда возникают опасения руководителей, что представление предприятиям экономической самостоятельности приведет к неконтролируемому процессу саморазрушения.

Оказалось, что  долгосрочные планы развития предприятий, направленные на снижение производственных затрат, непосредственно должны фокусироваться на повышении открытости работников, усилении взаимного доверия и достижении новых уровней творческой продуктивности. Большинство руководителей и специалистов оказались вовлечены в серьезнейшие изменения, вырабатываемые ценности и интересы как на производстве, так и в процессе его взаимодействия с социально-культурной средой. При этом университеты реализуют прежние базовые программы обучения фактически для новых управленцев и специалистов.

Учебные цели и программы перестали соответствовать  реальному содержанию процессов подготовки производственных кадров.

В связи с  этим возникают ряд проблем, которые  необходимо решать в самом срочном  порядке:

  • разработки методов управления предприятием в условиях экономической самостоятельности его отдельных подразделений с последующим обучением руководителей;
  • перенесение наработанных в вертикальных организационных структурах приемов и методов в горизонтальные рыночные структуры;
  • психологическая адаптация руководителей к работе при внедрении новых организационных структур26.

Новый подход состоит в усилении ориентации на качественный отбор знаний для обучения специалистов различных областей экономической деятельности. Эти знания стали рассматриваться как преимущественно прикладные и создаваться не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах и бизнес-школах предприятий. А эксперты постепенно должны превращаться в наставников, которые владеют как общим их содержанием, так и пониманием обстоятельств и условий деятельности потребителей и, по большому счету, производителей знаний. Однако только таким образом решить проблему взаимосвязи системы образования и подготовки и тем более переквалификации руководителей предприятий и фирм, а так же их социалистов, оказывается недостаточно. Тем более недостаточно для решения проблемы занятости.

Система управления занятости в обществе оказывается  темно взаимоувязана с общими проблемами подготовки нового поколения. Последнее становиться новым  мощным элементом в общей системе  управления занятости трудоспособного  населения. Каким образом она решается, будет показано дальше.

 

Заключение

 

 

В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической системе требует крупномасштабных перемещений работников, высвобождаемых из распадающихся структур.

Для значительных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых свертыванием или технологизацией производства, недостаточно одного только изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов узкого профиля, частичных работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов экономики на частнопредпринимательской основе.

Не все они находят себе новое место работы, но общество рассматривает многих из них как потенциальный и мобильный резерв труда. Он будет использован при дальнейшем расширении и совершенствовании производства и услуг, когда общество выработает материально подтвержденные, в том числе и в денежной форме, потребности, а экономика будет готова создать новые эффективные рабочие места. Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствования, кто не может эффективно работать на приватизированных предприятиях становится все труднее.

Создание новых рабочих мест требует крупных капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования рабочей силы на производстве. Человек, потерявший работу и готовый к ней приступить вновь, безусловно, имеет право на содействие в трудоустройстве и переквалификации, ему должна быть предоставлена необходимая материальная помощь. Это аксиома рынка труда. Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь.

Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию.

Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее поступать таким образом, чем прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости. Нежелающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда.

 Однако достижение этой простой истины дается чрезвычайно трудно. В общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И тем не менее безработица- не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей силы. Переход от одной экономической системы к другой- от трудозатратной, основанной на всеобщем уравнительно- принудительном труде, к экономике высокоэффективного свободного труда- неизбежно приводит к появлениям массовой безработицы.

 Бороться с безработицей - это все равно, что бороться с прогрессивными преобразованиями в экономике, с политическими и социальными свободами личности. Безработица- результат состояния экономики и общества, в котором мы живем, она не причина социальных бедствий и конфликтов, а их результат. Как общественное явление безработица заслуживает самого пристального внимания. Безработицей начинает заниматься наука, ее начинают серьезно изучать.

Рынок труда, занятость и безработица являются важными экономическими явлениями их необходимо изучать хотя бы, для того чтобы не вернулась система поголовной занятости, включая ее самые отвратительные и бесчеловечные формы, когда человека действительно лишали свободы и элементарного человеческого быта ради безусловной занятости рабочих мест на лесоповалах, в рудниках, на стройках индустриальных гигантов и т.д.

Рыночной экономике соответствует рынок труда, уже создаются правовые основы для раскрепощения человека труда от зависимости и подчинения тоталитарным структурам. Но это только начало пути к свободе труда. Проводя курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить простор для трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать их заинтересованность в переквалификации, исходя из потребностей рынка труда, и предоставлять достаточные гарантии только тем трудящимся, которые по объективным причинам не могут быть использованы на производстве, включая оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной безработицы.

Предоставляемые гарантии должны стимулировать активный поиск работы. Развитие сферы и форм занятости происходит вне государственного производства, по законам рынка труда. В этих условиях неизбежно возникает новая ситуация, когда предприятия будут вынуждены соревноваться за привлечение лучших работников.

 

Список литературы

 

  1. Рофе А.И. «Рынок труда». Учебник для вузов. М, 2003 г.
  2. Шлендер П.Э. «Рынок труда». Учебник для вузов. М, 2004 г.
  3. Заславский, И. «К характеристике труда в современной России» // Вопросы экономики №2 1997 г С.76-92
  4. Белявский, М.О. «Рынок труда в России и динамика изменения реальной заработной платы» // Проблемы прогнозирования, 2000 г. №6 С.91-104
  5. Нижегородцев, Р. «Рынок труда: иллюзии равновесия и проблемы переходной экономики» // Проблемы теории и практики управления , 2004 г. № 4 С.89-95
  6. Российский статистический ежегодник, 2004 г.
  7. «Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы». Авторы раздела: Н. Воловик С. Приходько. С.318-320
  8. Старовойтова Л.И., Золотарева, Л.Ф. «Занятость населения и ее регулирование» М, 2001 г
  9. Жеребин В.М. «Занятость и самозанятость населения: соотношение и перспективы». // Народонаселение, 2003 №3 С 130-138
  10. Государственная политика в сфере оценки и эффективности использования национального богатства Российской Федерации»// Экономист,2001 № 12 С.10-15
  11. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат.сб. Госкомстат России. М., 2001. С 68
  12. Тюрина С. «Спрос на персонал». // Деловое Прикамье, 7 Декабря 2004 г
  13. Сапогова Екатерина «Безработица в России отступает» // Деловая газета «Взгляд», 11 марта 2007
  14. Нарышкина А. «Рынок труда в России: Кесарю кесарево, а слесарю слесарево». // Время новостей, 2002 г N°121, 10 июля
  15. «Социальная защита населения» / Под ред. проф. Н.М. Римашевской. М, 2002.
  16. «Россия может столкнуться с дефицитом кадров» // Деловая газета Взгляд, 16 февраля 2007 // http://www.vz.ru/news/2007/2/16/68696.html
  17. Павленко В.А. «Рынок труда: занятость и безработица» изд. МГУ, 2004 г
  18. Буфетова, А.Н. Веселая, Л.С. «Основы экономики» НГУ, 2005 г
  19. Крылов, К.Д. «Профсоюзы и вопросы трудового законодательства» // Государство и право,1996. № 3. С.33-37
  20. Шанин И.Г. «Профсоюзы и социальная политика» // Труд и соц. отношения, 2005 №4 С.124
  21. Лушников А.М., Лушникова М.В. «Курс трудового права».М, 2003.
  22. Сафонов В.А. «Профессиональный союз как субъект коллективного трудового спора» // Журнал российского права. - М, 1997. № 9. с.43-50
  23. Бородин И.И., Минаева Л.А. «Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения» // Юрист, 2002. № 10. с.60-61
  24. Бердычевский В.Д. «Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде» // Северо-кавказский юридический вестник: Научно-практический журнал. - Ростов-на-Дону, 2001 г. № 2. С.80-91
  25. Борисов “Экономическая теория” М,2009
  26. Экономическая теория: учеб. для вузов/ под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2010.-576 с.
  27. Симкина, Л.Г. Экономическая теория, 2-е издание / Л.Г. Симкина. – Санкт – Петербург, 2008 г. – 384 с.
  28. Экономика. Общий курс (фундаментальная теория экономики)” – Войтов, Москва 2008.
  29. Газета "Бизнес и банки". – 2008. - №5. Горегляда В. П. Инновационный путь развития для новой России. - М.: Наука 2008.
  30. Камаева В. Д. Экономика и бизнес. - М.: Экономика, 2007.
  31. www.consultant.ru – сайт "КонсультантПлюс"
  32. www.expert.ru – сайт журнала "Эксперт"
  33. www.gks.ru – сайт Федеральной службы Государственной

Информация о работе Рынок труда