Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ рынка труда.

Работа содержит 1 файл

rynok_truda.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

С другой стороны, работников привязывало  к предприятиям высокая доля услуг, льгот, получаемых за счет социальных фондов предприятий, которые в первую очередь предоставлялись лицам, имевшим большой стаж работы на данном предприятии. В частности, работники крупных предприятий получали жилье, могли устроить своих детей в детский сад, лагерь, получить бесплатные или льготные путевки в дома отдыха, профилактории, санатории и т.д.

Вместе с тем политика, государства  на планомерное распределение и перемещение работников, не исключала стихийной миграции, скажем переезде людей из районов Дальнего Востока и Севера в более обустроенную Европейскую часть бывшего Советского Союза.

В результате радикальных реформ 90-х  годов в России была разрушена плановая система движения кадров, государство устранилось от регулирования заработной платы, установив на национальном уровне размер минимальной заработной платы, которая никакого отношения к прожиточному минимуму не имеет. Появилась чрезмерная дифференциация оплаты труда, длительные задержки с выплатой уже заработанной платы, которые ограничивают мобильность рабочей силы, не создан и рынок жилья, за исключением отдельных городов, в первую очередь Москвы.

Сохраняются и другие дестабилизирующие факторы, сдерживающие завершение формирования общероссийского рынка труда. К ним относятся:

- затяжной спад и депрессия  производства, вызванные общим кризисом (кризисом экономической и политической  систем, структурными деформациями, разрывом хозяйственных и технологических связей и др.) выход из которого наметился только в начале XXI в.;

- несовершенство законодательной  базы;

- рост скрытой безработицы;

- малоэффективная конверсия оборонного  производства:

- произвольное сокращение воинского  контингента в условиях затягивания военной реформы;

- неконтролируемая миграция населения  и рабочей силы между странами  СНГ;

- недостаточная взаимосвязь административных  и рыночных методов регулирования  занятости;

- отсутствие информации о вакансиях за пределами места проживания14.

Каковы перспективы  внешнего и внутреннего рынка  труда в РФ? В России еще сохранился большой государственный сектор в экономике, преобладает сеть государственных  учебных заведений всех типов, готовящая  кадры специалистов и квалифицированных рабочих для всех секторов экономики15.

Возникло и увеличивается  число частных учебных заведений, хотя учащихся в них немного, сохраняется  еще база для подготовки рабочей  силы на предприятиях. Они создают  основу для развития внутреннего рынка. Но можно с уверенностью сказать, что доминирующим будет внешний рынок.

 

3. Анализ рынка труда в России

 

 

3.1 Анализ занятости  населения

 

 

Для выработки  эффективных мер по оздоровлению ситуации на рынке труда требуется  проведение многоаспектного анализа динамики, а также структуры занятости и безработицы.

Итоги статистического  обследования населения по проблемам  занятости свидетельствуют, что  во второй половине 2010 г. нарастание кризисных явлений на рынке труда удалось сдержать: к концу года количество безработных уменьшилось на 0,9 млн. человек, или на 12,5%; численность занятого населения увеличилась на 1,5 млн. человек, или на 2,2% (рис.1). И хотя в январе 2011 г. был вновь зафиксирован рост безработицы (на 0,7 млн. человек, или на 10,7% по сравнению с уровнем декабря 2010 г.), тем не менее численность безработных в этот период была на 0,2 млн. человек (на 3,2%) ниже, чем в феврале 2011года16.

Анализ динамики численности и структуры занятого населения показывает, что около 78% сокращения численности занятого населения в январе 2010 г. (1,2 млн. человек) пришлось на неформальный сектор экономики (0,3 млн. человек). И это при том, что в организациях (юридических лицах) трудится 86,2% всего занятого населения.

В целом за период кризиса (с февраля 2010 г. по март 2010 г.) численность занятых в неформальном секторе экономики сократилась на 2,3 млн. человек, или на 19,6%. При этом количество работающих (на основной работе) в организациях со статусом юридического лица увеличилась на 1 млн. человек, или на 1,8%.

Уровень занятости  населения (отношение численности  занятых к общей численности  населения в возрасте от 15 до 72 лет) в марте 2011 г. составил 61,2% (на 0,6 п.п. выше, чем год назад).

Обычно, когда  речь заходит о численности безработных в соответствии с методологией МОТ, всегда возникает вопрос о причинах расхождений этого показателя с численностью безработных, зарегистрированных в службах занятости населения. В марте 2011 г. общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с определениями МОТ, по итогам обследования населения по проблемам занятости в 2,9 раза превышала численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, которые формируются Федеральной службой по труду и занятости на основе административных данных17.

Одна из причин таких отклонений - методологические различия в части охвата категорий  населения. Как вытекает из положений  законодательства о занятости населения  в РФ, безработными в учреждениях  службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. В тоже время эти категории населения могут быть классифицированы как безработные по методологии МОТ, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, то есть отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии этой организации.

Безработица среди городских и сельских жителей

В феврале 2010 г., уровень безработицы среди сельских жителей почти в 2 раза превышал уровень безработицы городского населения. Кризис изменил это соотношение до 1,6 раза: за год (с февраля 2010 г. по февраль 2011 г.) численность безработных городских жителей увеличилась на 40%, безработных сельских жителей - на 22%. В 2011 г. ситуация вновь поменялась, и сейчас соотношение составляет 1,8 раза.

В марте 2011 г. около 4,1 млн. безработных, или 64% их общей численности, проживали в городской местности и 2,3 млн. человек (36%) - в сельской. При этом среди занятого населения соотношение другое: доля городского составляет 77%, сельского - 23%18.

Безработица по возрастным группам

Уровень безработицы  среди молодежи намного выше, чем  в старших возрастах: в марте 2011 г. в группе молодых людей, чей возраст 15-19 лет, уровень безработицы составил 37% (в том числе среди юношей - 31,8%, среди девушек - 45,4%), 20-24 года - 17,5% (среди юношей - 18,2%, среди девушек - 16,6%).

Среди городской  молодежи в возрасте 15-19 лет уровень безработицы выше, чем среди сельской (соответственно 38,4% и 34,6%). В возрастной группе 20-24 года ситуация иная - уровень безработицы среди сельского населения в 1,4 раза выше, чем среди городского (соответственно 22,3% и 15,6%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы составил 19,8%, в том числе среди городского - 18%, среди сельского населения - 24,2%. Надо отметить, что ситуация с безработицей среди молодежи не улучшается, а в возрастной группе 15-19 лет - ухудшилась.

В марте 2011 г. при снижении по сравнению с февралем 2010 г. уровня безработицы в целом (как среди городского, так и сельского населения) продолжает увеличиваться уровень безработицы среди городской молодежи в возрасте 15-19 лет и 20-24 года, сельской молодежи в возрасте 15-19 лет, 25-29 лет, сельского населения в возрасте 30-39 лет. Наиболее значительным был рост уровня безработицы среди сельской молодежи в возрасте 15-19 лет - в 1, 3 раза19.

 

 

3.2 Виды безработицы,  анализ ее уровня

трудовой рынок занятость безработица

Безработица — социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится "лишним".

Для оценки безработицы  используют следующие показатели:

Коэффициент занятости — удельный вес самодеятельного взрослого населения, занятого в общественном производстве в общей численности населения страны.

Норма (уровень) безработицы — процент безработных в общей численности рабочей силы.

Естественная безработица — процент (удельный вес) общего количества безработных в численности рабочей силы в период экономической стабильности.

Норма безработицы постоянно  изменяется под влиянием общественного  производства — циклического характера  экономических спадов и роста  производства; технического прогресса, требующего повышения квалификации и изменения профессий наемного персонала. При спаде производства безработица растет, а при расширении и подъеме — падает20.

Выделяют следующие виды безработицы:

Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая, связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; ее масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.

Безработица зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учет.

Безработица маргинальная — безработица слабозащищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Безработица неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

Безработица сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики.

Безработица структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест21.

Структурная безработица  обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре  спроса на потребительские товары и  в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий.

Уровень безработицы  в России, исчисленный как отношение  численности безработных к численности  экономически активного населения, в феврале 2011 г составил 8,6 проц. Уровень занятости населения - отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста - составил 61,1 проц.

В численности экономически активного населения 68028 тыс. человек  классифицировались как занятые  экономической деятельностью и 6436 тыс. человек - как безработные с применением критериев МОТ - т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю.

Общая численность безработных  в РФ, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,8 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце февраля 2010 г численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составила 2295 тыс. человек22.

Одна из причин таких  отклонений - это методологические различия в части охвата категорий  населения. Так, в составе общей  численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в феврале 2011 г около 0,6 млн. человек, или 10 % составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения.

Среди безработных, по методологии  МОТ, доля женщин в феврале 2010 г составила 43,8 %, доля городских жителей среди  безработных - 65,5 проц.

Превышение уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди  городских жителей в феврале 2010 г составляло 1,6 раза.

Средний возраст безработных  в феврале 2011 г составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,8 %, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,3 %, 20-24 года - 20,5 проц. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет /32,4 %/ и 20-24 года /17,1 %/.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы  в феврале 2011 г составил 18,9 %, в том числе среди городского населения - 16,9 %, среди сельского населения - 23,6 проц. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,7 раза, в том числе среди городского населения - 2,8 раза, сельского населения - 2,4 раза.

 

 

3.3 Управление занятостью  населения

 

 

Проблемы  управления процессом формирования структуры занятости трудоспособного населения в переходный период связаны, прежде всего, с особенностями перехода экономики от планово-административной системы к рыночным методам хозяйствования. Образование частного сектора экономики изменило характер и содержание занятости, которые определяются уже требованиями рынка наличием специальной рабочей силы.

Все это привело  к резким диспропорциям в структуре  занятости, вылившееся, прежде всего  в наличие мощного слоя безработных, временно или постоянных, рассогласованием между наличием вакантных мест и невозможностью их занять, отсутствие информационно-поисковой системы, неправильной системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров и специалистов. Можно констатировать, что сегодня система занятости населения полностью разбалансирована, структура ее не оптимальна, направления ее развития вызывают тревогу. Естественно такое положение дел самым негативным образом сказывается на структуре экономики и эффективности производства, решения ряда демографических проблем населения. Особенно остро эта проблема проявляется в регионах и областях страны23.

Информация о работе Рынок труда