Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда в системе экономики свободного предпринимательства играет совершенно особую роль, что обусловлено спецификой товара, представленного на данном рынке. Рабочая сила, носителем которой является человек и которая служит опорой и стержнем формирования личности, выступает на рынке труда в качестве товара. Особенности индивидуальной рабочей силы должны учитываться государством и работодателем при построении отношений занятости в рамках рынка труда любого уровня.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность, структура и функционирование рынка труда в России 5
1.1 Сущность рынка труда 5
1.2 Структура рынка труда 7
1.3 Особенности функционирования рынка труда 10
1.4 Факторы, влияющие на развитие рынка труда в современной России…………………………………………………………………………….12
1.5 Причины возникновения безработицы……………………………..13
2. Российский рынок труда: современное состояние и проблемы….20
2.1 Исследование динамики и структуры занятости населения ……...20
2.2 Факторы, влияющие на развитие рынка труда в Алтайском крае..23
2.3 Проблемы трудовых ресурсов в крае……………………………...25
2.4 Способы регулирования рынка труда……………………………..28
Заключение 33
Приложение………………………………………………………………...35
Список используемой литературы 38

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 85.92 Кб (Скачать)

 

1 – промышленность  
2 – сельское хозяйство  
3 – строительство  
4 – торговля и общественное питание 
5 – наука и научное обслуживание 
6 – прочие отрасли


Количество лиц в трудоспособном возрасте, не занятых в экономике (ведущие домашнее хозяйство, безработные  и др.), увеличилось за период с  2000 г. в 1,3 раза и превышает 367 тысяч человек.

Основные  показатели состояния рынка труда    по некоторым регионам Сибирского федерального округа в 1 полугодии 2005-2006 г.г. Таблица 4(см. приложение с37 )

Статистические данные  Таблицы 4  позволяют сделать вывод о том, что в Сибирском Федеральном округе Алтайский край по своим показателям уступает только Красноярскому краю. Напряженность на рынке труда в 2006г.  составила 4,5% , что является максимальным  среди рассматриваемых субъектов .

2.4  Способы регулирования рынка труда

     Политика  регулирования   рынка труда,  как  составная   часть   экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:

1. Стимулирование  структурной перестройки и ускорения  процесса

    перераспределения высвобождаемых  работников;

2. Наиболее  быстрое вовлечение безработных  в трудовую жизнь;

3. Предоставление  работы каждому, кто ее ищет.

 

Выделяют  следующие методы  воздействия  на занятость: можно 

   - прямые  (административные):  законодательное   регулирование,     трудовое  законодательство, коллективные договоры.

     - косвенные (экономические): финансовая  монетарная,  фискальная   политика.

   Политика занятости  –  это   совокупность  мер  прямого   и  косвенного воздействия на  социально-экономическое  развитие  общества  и  каждого  его члена. Она имеет  несколько  уровней:  общегосударственный,  региональный  и локальный. Существуют  два основных  варианта  выбора   средств   политики занятости:  активный  и  пассивный. 

   Активная  политика  занятости   –   это совокупность  правовых,  организационных  и  экономических   мер,  проводимых государством  с  целью  снижения  уровня  безработицы.  Она  предусматривает   мероприятия,   связанные   с   предупреждением,   профилактикой   увольнений работников  для   сохранения  рабочих  мест;   обучение,   переподготовку   и повышение квалификации лиц,  ищущих работу; активный поиск  и  подбор  рабочих  мест; финансирование создания рабочих  мест; организацию новых  рабочих   мест через систему общественных  работ.

   Пассивная политика  предусматривает   выплату  пособий  безработным   и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную  службу занятости.  Проведение  активной  государственной  политики  занятости  населения осуществляется путем разработки  и  реализации  федеральной  и  региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда  и прогноза его  развития. 

    Государственная  политика  на  региональном  уровне реализуется  в рамках федеральной программы,  а так же  путем  региональных  и местных программ содействия  занятости  населения,  учитывающих   особенности демографического и  социально-экономического развития  территории.[9,10]

       Региональное  регулирование   занятости  позволяет  учитывать   многие особенности развития  регионов  и  на  их  основе  разрабатывать  конкретные целенаправленные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости  от форм собственности, размеров предприятий и т.д..

   Важным  способом  смягчения ситуации  на   региональных   рынках   труда   может   стать   использование нестандартных форм  организации занятости (НФЗ).  Оно  открывает  возможность   воздействия на занятость   путем  ограничения  предложения   рабочей  силы  на открытом  рынке  труда,  позволяет   ограничивать  масштабное   высвобождение  занятых и предупреждать всплеск  безработицы. Внедрение НФЗ   является  мерой, отвечающей как  интересам индивидов и работодателей,  так и общества в  целом.

К числу  разновидностей НФЗ могут быть отнесены:

- частичная  занятость, основанная на использовании  рабочей  силы в    течение    времени    ненормальной    и     нестандартной продолжительности,  включая  временную  занятость   (сезонная, поденная , работа по контракту,  временные общественные работы  и т.п.); занятость в течение  неполного рабочего дня или  неполной рабочей недели; чередование  на  рабочем  месте  (распределение  рабочего   места   в   течение   рабочей   смены    нормальной  продолжительности между двумя   и  более  работниками);  работа неполный день может быть весьма полезной, например,  учащиеся, которые получили бы возможность  совмещать  учебу  с  работой, обеспечивая тем самым прибавку  к  стипендии  или  зарабатывая средства  на  платное  обучение;  для  граждан,   обремененных семейными обязанностями. Некоторым работникам  предпенсионного или пенсионного возраста так же удобно завершать свою трудовую деятельность, плавно переходя на сокращенный рабочий день  или неполную рабочую неделю. Таким образом, частичную занятость не следует рассматривать только как отрицательное явление. Она  – одна из форм занятости, и поэтому так же должна регулироваться законом.[8,9]  

   Существенным недостатком работы  на условиях временной занятости   остается   отсутствие   гарантий   на   постоянное трудоустройство.  При  трудоустройстве  на  временные  рабочие места, граждане  так  же  оказываются  лишенными   и  социальных гарантий (например, медицинской страховки).

.Основанные  на  нетрадиционных  способах  организации  трудовой деятельности   или   рабочего    времени:    надомный    труд; совместительство   (или   труд   на   принципах   двойственной занятости); гибкие графики труда;

Самозанятость предполагает самостоятельный поиск  трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их  собственных  средств в целях получения постоянного или временного дохода и удовлетворения  личных  потребностей в самореализации. Самозанятость  является  одним  из  важнейших направлений предупреждения и смягчения  безработицы. 

 Формами   самозанятости являются индивидуальная  трудовая деятельности и предпринимательство  в  сфере малого  бизнеса.  В  рамках  государственной   политики   занятости   следует  отметить  роль  фонда  занятости   в   регулировании   рынка   труда.   Так, государственный  фонд занятости осуществляет  следующие выплаты:

- пособие  по безработице;

- компенсации  материальных затрат  в  связи   с  их  добровольным

   переездом в другую местность  по направлению службы занятости;

- оплату  периода временной нетрудоспособности;

- стипендии  при направлении службы занятости  на профессиональную

  подготовку, переподготовку, повышение квалификации.

- из фонда  занятости возмещаются  затраты   Пенсионного  фонда  в

  связи с назначением  досрочных пенсий безработным


                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящей работе был рассмотрен комплекс вопросов, позволивших дать  характеристику современному российскому  рынку труда и функционирующей на нем рабочей силе. Обобщая результаты, полученные в ходе исследования, сформулируем основные выводы:

Рынок труда - это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей.

Рынок труда регулирует складывающиеся на нем потоки рабочей силы.

Рынок труда выполняет функции  механизма распределения и перераспределения экономически активного населения в связи со структурными изменениями в экономике по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности на основе критерия эффективности ее использования в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности.

 Также  существуют различные виды безработицы, каждый из которых порождается своими причинами. Анализ современного состояния рынка труда в России позволил выявить следующее. В последнее время наблюдается тенденция к снижению динамики численности занятого населения, что связано, прежде всего, с мировым финансовым кризисом. Основная масса занятого населения работают на частных предприятиях, при этом большая часть населения занята в обрабатывающем производстве, торговле и сельском хозяйстве.

Численность безработного населения значительно  возросла, что связано с мировым  экономическим кризисом. Среди безработных  наибольшую долю составляют люди со средним  общим и высшим образованием. В качестве комплекса основных мер по повышению эффективности функционирования рынка труда в России предлагается следующее:

1. Усилить  роль государства, политика которого  направлена на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека.

2. Предприниматели  и государство должны видеть  в человеке наемного труда  не только рабочую силу а,  личность с постоянно растущими  материальными и духовными потребностями. 

3. Пересмотреть  нормы налогообложения. 

4. Отменить  устаревшие законодательные акты  о труде.

5. Увеличить  финансирование науки, медицины, сельского хозяйства.

6. Развивать  систему подготовки работников  за счет средств федерального  и муниципального бюджетов и  корпораций.

7. Хозяйственный  механизм повышения эффективности  рынка труда должен обязательно  включать в себя планирование, регулирование и контроль за  использованием трудовых ресурсов.

8. Формировать  развитую систему мотивации к  трудовой деятельности.

9. Усилить  социальную ответственность в  реализации следующих направлений:  развитие и профессиональная  подготовка персонала; охрана  здоровья, медицинское обслуживание  и т.д.

10. Формировать  уважение к контракту как к  незаменимому институту современной  экономики, к трудовому законодательству  как к основному судье на  рынке труда.

11. Для  снижения остроты потребности  в рабочих кадрах и эффективного  трудоустройства выпускников большую  роль играет территориальный  анализ потребностей рынка труда. 

12. Повысить  значимость социального страхования. 

Приложение

Таблица 1

Показатели напряженности на рынке  труда 2008 г

 

Уровень занятости

 

Уровень безработицы

 

Регион

%

Место в РФ (по убыванию значения признака)

%

Место в РФ (по убыванию значения признака)

1

2

3

4

5

Уральский федеральный округ

62,5

 

7,6

 

Курганская область

5669

67

10,0

60

Свердловская область

62,7

24

8,1

35

Тюменская область

60,8

39

9,3

50

Челябинская область

       

Сибирский федеральный округ

5707

 

10,6

 

Республика Алтай

55,2

71

9,9

85

Республика Бурятия

54,4

76

14,8

81

Республика Тыва

46,0

84

23,9

85

Республика Хакасия

58,7

54

8,1

35

Алтайский край

58,1

59

9,5

52

Красноярский край

60,0

46

10,2

65

1

2

3

4

5

Иркутская область

60,1

45

10,5

67

Кемеровская область

58,5

56

9,6

54

Новосибирская область

57,9

61

9,6

54

Омская область

55,1

72

11,0

73

Томская область

58,3

58

12,1

78

Читинская область

53,7

78

12,6

79

В целом по России

60,1

 

8,0

 

Информация о работе Рынок труда