Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:49, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются теоретические основы рынка труда, модели рынка труда, заработная плата, ее сущность и формы.
Так же рассматривается опыт развития рынка труда более развитых в экономическом плане стран и возможности его использования в Республике Беларусь
Введение 4
1. Теоретические основы рынка труда: спрос, предложение и равновесие 6
2. Модели рынка труда 14
3. Заработная плата, сущность, формы и системы 19
4. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь 23
Заключение 35
Список использованных источников 39
В октябре 2010 г. её уровень у работников промышленности составил 1490,2 тыс. руб., строительства – 1821,0 тыс. руб., транспорта – 1610,3 тыс. руб., связи – 1499,2 тыс. руб., сельского хозяйства – 872,1 тыс. руб. [12]
В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 18,5 процента и составила 909,2 тыс. руб., в том числе в октябре - 1025,3 тыс. руб. [12]
В
октябре 2010 г. заработная плата врачей
составила 1736,6 тыс. руб., учителей – 1122,9
тыс. руб., профессорско-
Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-октябре 2010 г. на 11,6 процента.[12]
Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики, с учётом подотраслей, за 10 месяцев 2010 года составила 3,1 раза и снизилась по сравнению с 2000 годом в 2,2 раза. [12]
Рисунок 5. – Рост среднемесячной заработной
платы в 2009 и 2010 гг.[13]
Таблица 5. Сведения о размере минимальной заработной платы в 2010 году [13]
|
Таблица 6 . Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за 2009 год (рублей) [13]
Республика Беларусь | Брестская область | Витебская область | Гомельская область | Гродненская область | Минск | Минская область | Могилевская область | |
Всего | 981584 | 869559 | 876768 | 927083 | 894848 | 1263211 | 936110 | 863598 |
Промышленность | 1049095 | 883242 | 972577 | 1041342 | 973814 | 1228488 | 1107093 | 949700 |
Сельское хозяйство | 674734 | 675759 | 649962 | 652933 | 682291 | 1166260 | 717924 | 613117 |
Лесное хозяйство | 768112 | 735807 | 725089 | 740819 | 733415 | 1283673 | 783346 | 773698 |
Транспорт | 1048739 | 1021607 | 1006768 | 1091897 | 894138 | 1205226 | 950856 | 957342 |
Связь | 1148997 | 1015135 | 956690 | 1005152 | 985437 | 1651647 | 962162 | 940162 |
Строительство | 1307631 | 1200687 | 1131576 | 1239691 | 1311931 | 1572447 | 1239170 | 1066269 |
Торговля и общественное питание | 816234 | 733421 | 702215 | 695722 | 736586 | 1021868 | 724416 | 667586 |
торговля | 850461 | 766946 | 729822 | 723451 | 764878 | 1058715 | 749860 | 699416 |
общественное питание | 618929 | 558820 | 561036 | 564145 | 575670 | 771121 | 565059 | 505404 |
Материально-техническое снабжение и сбыт | 1068751 | 924951 | 915465 | 1101901 | 1046374 | 1413564 | 881290 | 934905 |
Заготовки | 722622 | 595230 | 802675 | 781077 | 773662 | 983333 | 710881 | 681551 |
Информационно-вычислительное обслуживание | 1410465 | 1041123 | 942965 | 1179771 | 911699 | 1587412 | 1056204 | 947217 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 906209 | 911045 | 860950 | 871612 | 943856 | 1035614 | 846864 | 845205 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 556377 | 444156 | 493476 | 480859 | 476082 | 683625 | 462221 | 511902 |
Здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение | 796819 | 703852 | 735905 | 758821 | 708401 | 1060683 | 772996 | 725555 |
Образование | 702428 | 636304 | 648114 | 642101 | 638770 | 921878 | 659274 | 668945 |
Культура | 696853 | 622219 | 585750 | 615538 | 591558 | 990329 | 620059 | 636555 |
Искусство | 785091 | 626669 | 586556 | 612576 | 651988 | 971304 | 624392 | 562480 |
Наука и научное обслуживание | 1389974 | 1078586 | 959996 | 1265641 | 1871999 | 1453597 | 1123955 | 1218966 |
Таким
образом, для смягчения негативных
последствий перехода страны к рыночной
экономике социально
Учитывая
опыт развитых стран, следует отметить,
что для преодоления негативных
последствий безработицы требуются усиление
мер государственного регулирования рынка
труда, проведение активной политики занятости,
позволяющей включить временно не занятое
население в трудовую деятельность. Поэтому
государственное регулирование рынка
труда должно быть направлено в первую
очередь на создание и сохранение рабочих
мест, подготовку и переподготовку рабочей
силы. При этом социальная защита населения
от безработицы должна стимулировать
безработных на поиск работы и трудоустройства.
Заключение
Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее условие занятости населения - создание рабочих мест. Политика занятости, уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие места.
Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную.
В целях повышения инвестиционной активности необходимо:
1. Расширение источников инвестиций, в том числе за счет привлечение в инвестиционную сферу сбережений населения.
2. Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.
3. Совершенствование налоговой политики. Налоги на доходы, предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции производственного характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться низкие проценты.
Особо полезен для нашей страны опыт России, где разработана Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 2002 - 2006 годы.
Программа ориентирована на существенную модернизацию занятости населения на основе роста выпуска продукции конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий.
В Беларуси также назрела настоятельная необходимость разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики;
- регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- повышения качества создаваемых рабочих мест;
- предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.
Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда представляется целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странахЗападной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места.
Учитывая сложность ситуации на рынке труда в Республике Беларусь, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо: сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.
Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.
Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.
Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть составлены программы высвобождения мало- и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, непрестижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.
Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.
В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир - заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.
Необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.
Следует упростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств.
Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном плане решить вопрос об экономическом стимулировании (обязательном с одновременной выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления пенсионного возраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижности идти не хочет.