Рынок труда в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются теоретические основы рынка труда, модели рынка труда, заработная плата, ее сущность и формы.
Так же рассматривается опыт развития рынка труда более развитых в экономическом плане стран и возможности его использования в Республике Беларусь

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы рынка труда: спрос, предложение и равновесие 6
2. Модели рынка труда 14
3. Заработная плата, сущность, формы и системы 19
4. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь 23
Заключение 35
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 900.91 Кб (Скачать)

     В октябре 2010 г. её уровень у работников промышленности составил 1490,2 тыс. руб., строительства – 1821,0 тыс. руб., транспорта – 1610,3 тыс. руб., связи – 1499,2 тыс. руб., сельского хозяйства – 872,1 тыс. руб. [12]

     В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 18,5 процента и составила 909,2 тыс. руб., в том числе в октябре - 1025,3 тыс. руб. [12]

     В октябре 2010 г. заработная плата врачей составила 1736,6 тыс. руб., учителей – 1122,9 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава – 1784,2 тыс. руб.[12]

     Реальная  среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-октябре 2010 г. на 11,6 процента.[12]

     Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики, с учётом подотраслей, за 10 месяцев 2010 года составила 3,1 раза и снизилась по сравнению с 2000 годом в 2,2 раза. [12]

      Рисунок 5. – Рост среднемесячной заработной платы в 2009 и 2010 гг.[13] 
 
 
 
 
 

Таблица 5. Сведения о размере минимальной заработной платы в 2010 году [13]

Период Размер  минимальной заработной платы (руб.)
Январь 258 600 
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2009 № 1700
Февраль 258 600
Март 258 600
Апрель 258 600
Май 258 600
Июнь 258 600
Июль 258 600
Август 258 600
Сентябрь 273 860  
(индексация на 5,9 процента)
Октябрь 273 860  
(индексация на 5,9 процента)
Ноябрь 400 000  
(Указ Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. №490)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 6 . Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за 2009 год (рублей) [13]

       
  Республика  Беларусь  Брестская область Витебская область Гомельская  область Гродненская область Минск Минская область Могилевская область
Всего 981584 869559 876768 927083 894848 1263211 936110 863598
Промышленность 1049095 883242 972577 1041342 973814 1228488 1107093 949700
Сельское  хозяйство 674734 675759 649962 652933 682291 1166260 717924 613117
Лесное  хозяйство 768112 735807 725089 740819 733415 1283673 783346 773698
Транспорт 1048739 1021607 1006768 1091897 894138 1205226 950856 957342
Связь 1148997 1015135 956690 1005152 985437 1651647 962162 940162
Строительство 1307631 1200687 1131576 1239691 1311931 1572447 1239170 1066269
Торговля  и общественное питание 816234 733421 702215 695722 736586 1021868 724416 667586
  торговля 850461 766946 729822 723451 764878 1058715 749860 699416
  общественное питание 618929 558820 561036 564145 575670 771121 565059 505404
Материально-техническое  снабжение и сбыт 1068751 924951 915465 1101901 1046374 1413564 881290 934905
Заготовки 722622 595230 802675 781077 773662 983333 710881 681551
Информационно-вычислительное обслуживание 1410465 1041123 942965 1179771 911699 1587412 1056204 947217
Жилищно-коммунальное хозяйство 906209 911045 860950 871612 943856 1035614 846864 845205
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения 556377 444156 493476 480859 476082 683625 462221 511902
Здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение 796819 703852 735905 758821 708401 1060683 772996 725555
Образование 702428 636304 648114 642101 638770 921878 659274 668945
Культура  696853 622219 585750 615538 591558 990329 620059 636555
Искусство 785091 626669 586556 612576 651988 971304 624392 562480
Наука и научное обслуживание 1389974 1078586 959996 1265641 1871999 1453597 1123955 1218966
 
 

       Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное  регулирование рынка труда.

       Учитывая  опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее условие занятости населения - создание рабочих мест. Политика занятости, уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие места.

     Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную.

     В целях повышения инвестиционной активности необходимо:

     1. Расширение источников инвестиций, в том числе за счет привлечение в инвестиционную сферу сбережений населения.

     2. Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.

     3. Совершенствование налоговой политики. Налоги на доходы, предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции производственного характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться низкие проценты.

     Особо полезен для нашей страны опыт России, где разработана Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 2002 - 2006 годы.

     Программа ориентирована на существенную модернизацию занятости населения на основе роста выпуска продукции конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий.

     В Беларуси также назрела настоятельная необходимость разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

     - обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики;

     - регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;

     - развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

     - повышения качества создаваемых рабочих мест;

     - предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.

     Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда представляется целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странахЗападной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места.

     Учитывая сложность ситуации на рынке труда в Республике Беларусь, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо: сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

     Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.

     Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.

     Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть составлены программы высвобождения мало- и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, непрестижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.

     Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.

     В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир - заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.

     Необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.

     Следует упростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств.

     Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном плане решить вопрос об экономическом стимулировании (обязательном с одновременной выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления пенсионного возраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижности идти не хочет.

Информация о работе Рынок труда в Республике Беларусь