Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить особенности развития рынка труда и тенденции его развития, изучить проблемы регулирования в Республике Беларусь .
Задачи:
Провести анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь.
Перспективы развития рынков и проблемы регулирования рынков труда.
Показать особенности формирования рынков труда в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………….…………………………………………………....4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА
1. 1 Понятие и сущность рынка труда………………………….….6
1. 2 Эффективное использование ресурсов труда………………...9
Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В БЕЛАРУСИ…………………………………………………………………....13
Глава 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКОВ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3. 1 Меры регулирования рынков труда в Республике Беларусь.16
3. 2 Демографические основы формирования рынка труда в Беларуси……………………………………………………….……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…34

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

      Согласно демографическому прогнозу, в 2006-2010гг. ожидается некоторое сокращение уровня смертности - с 14,5% до 13,7%. В связи с этим общие потери трудоспособного населения вследствие его смертности в 2006-2010 гг. составят около 150 тыс. чел.

     В качестве еще одного структурообразующего фактора формирования трудового потенциала выступает миграция населения. Рассматривая влияние миграционной составляющей на динамику численности трудоспособного населения, следует учитывать, что сальдо миграции зависит не столько от масштабов перемещений населения, сколько от соотношений противоположно направленных миграционных потоков: экспорта и импорта рабочей силы.

     По  данным анализа, наблюдается устойчивое снижение интенсивности миграционных перемещений по обоим встречным направлениям. Сальдо внешней миграции в 2001-2005 гг. хотя и оставалось положительным, но неуклонно снижалось - с 12,1 тыс. в 2000г. до 1,9 тыс. чел. в 2005г. В 2005г. оно компенсировало менее 4% естественной убыли населения, в то время как во второй половине 90-х годов - на 25-45%. При этом если в начале ХХI века в общем объеме миграции населения на долю трудоспособных возрастов приходилось более 50% перемещений, то в 2005г. - только 22%. Анализ распределения мигрантов по причине прибытия показал, что каждый третий (31,5%) иммигрант в Беларуси переселяется к родственникам, каждый четвертый(23,9%) приезжает по причине трудоустройства, каждый пятый (19,6%) возвращается к прежнему месту жительства.

     Внешняя трудовая миграция также оказывает незначительное влияние на национальный рынок труда. В 2005г. число граждан Республики Беларусь, выехавших на работу за границу по договорам и контрактам, согласно данным официальной статистики, составило 4,2 тыс. чел. При этом экспорт рабочей силы в 6,5 раза превысил ее импорт.

     Что касается общего миграционного обмена населением, то, по прогнозу, его сальдо в 2006-2010 гг. сохранится положительным, однако общий объем, включая оба встречных потока, несколько сократится, варьируя на уровне 0,3-0,4 тыс. чел. Это позволяет сделать вывод о снижении влияния миграционного фактора на формирование населения и трудового потенциала страны.

     Таким образом, процесс воспроизводства  трудового потенциала страны в основном будет предопределяться взаимодействием  демографических переменных естественного воспроизводства населения. Как отмечено выше, в 20012005 гг. трудоспособный потенциал пополнили когорты родившихся в период 1985-1989 гг., который характеризовался достаточно высокими показателями рождаемости, а вышли за пределы трудоспособного возраста малочисленные поколения военных годов рождения. Это и обусловило увеличение численности населения в трудоспособном возрасте, выступающего основным источником формирования трудовых ресурсов, численность которых возросла с 6 млн в 2000г. до 6,2 млн чел. в 2005г. (на 205,6 тыс. чел.). Однако если в городах их численность росла (с 4677,1 тыс. до 4896,9 тыс. чел.), то село теряло свой трудоспособный потенциал (с 1327,5 тыс. до 1313,3 тыс. чел.), что во многом явилось следствием постарения сельского населения и продолжающегося, хотя и в меньших масштабах, миграционного оттока молодежи в города.

     В текущем пятилетии формирование трудового потенциала будет проходить до 2007г. под влиянием прироста трудоспособного населения и его абсолютного сокращения в последующие годы в связи с вступлением в трудоспособный возраст малочисленных когорт родившихся в первой половине 90-х годов и выходом за его пределы многочисленного поколения послевоенных лет рождения. Но если в прошедшем пятилетии пополнение трудового потенциала более чем в два раза превышало его убыль с учетом смертности, то в текущем пятилетии будет наблюдаться совершенно противоположная тенденция – убыль более чем в два раза превысит пополнение. По расчетам, численность населения в трудоспособном возрасте за 2006-2010г. уменьшится более чем на 82 тыс. чел. [Приложение Г].

     Следствием сокращения трудоспособного населения станет уменьшение численности трудовых ресурсов - до 6127 тыс. чел. в 2010г. Как показывают расчеты, в городах она будет расти до 2007г., а затем начнет снижаться - до 4849 тыс. чел. в 2010г. В сельской местности прогнозируется устойчивая тенденция сокращения трудовых ресурсов - до 1278 тыс. чел. в 2010г. Село по-прежнему будет терять свой трудовой потенциал и в более значительных масштабах, чем на современном этапе [18,с.72].

     Можно выделить три фактора, препятствующих эффективному формированию трудоресурсного потенциала страны:

      1) отсутствие минимально необходимой территориальной равномерности размещения трудовых ресурсов;

       2) ограниченность свободного предпринимательства;

      3) отсутствие доступного по ценам жилья, сдерживающее территориальную мобильность рабочей силы. По этим причинам одновременно существуют две противоположные проблемы в сфере трудовых ресурсов - трудоизбыточности и дефицита.

       С одной стороны, безработица, с другой - нехватка рабочих кадров, прежде всего в сельской местности. Исток данных проблем - структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

     Как показал анализ, основная часть - 70% - трудовых ресурсов cocpeдоточена в общественном производстве. Уровень занятости населения по-прежнему остается высоким, хотя по сравнению с 2000г. отмечается тенденция уменьшения численности работающих в экономике (с 4441,0 тыс. до 4401,9 тыс. чел. в 2006г.).Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, в 2000г. составляли 96 тыс.человек, а в 2006г.- 64,2,а значит произошло снижение безработицы.[Приложение В]. В последние годы темпы снижения численности занятых заметно сократились, а в 2006г. произошло увеличение спроса на рабочую силу, и практически во всех отраслях (за исключением сельского хозяйства, лесного хозяйства и транспорта) прием работников превысил их увольнение [Приложение Л]. Следует отметить, что динамика занятости имеет различную направленность в разрезе городской и сельской местности. Начиная с 1996г. наблюдается тенденция роста городской занятости при снижении численности сельских работников. Так, за 2001-2005г. численность занятого населения в городах и поселках городского типа увеличилась на 46 тыс. чел. ( до 3443,4 тыс. чел.), а в сельской местности она сократилась на 137,5 тыс. чел. (до 906,4 тыс. чел.).

     По  прогнозу, численность работающих в  экономике уменьшится до 4230 тыс. чел. в 2010г. (на 120 тыс. чел.), что во многом будет обусловлено сокращением потенциала трудоспособного населения (более чем на 80 тыс. чел.). Еще одним фактором сокращения спроса на рабочую силу станет снижение масштабов вынужденной неполной занятости на производстве и ее ликвидация к концу прогнозируемого периода. В силу этого вновь создаваемые рабочие места будут заполняться в первую очередь данной категорией работников, что естественно снизит масштабы предложения рабочих мест для впервые поступающих в общественное производство трудоспособных граждан.

     Согласно  принятому в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг. варианту, прогнозируется рост численности работающих в экономике до 4740 тыс. чел. в 2010г., или на 390 тыс. чел за пятилетие. При этом рост занятости предусматривается обеспечить, прежде всего, за счет легализации теневой деятельности и нелегальной трудовой миграции за рубежом. Наиболее потенциально экономически активной частью трудовых ресурсов, не занятой в экономике, но обладающей высокой готовностью и способностью к трудовой деятельности, выступает учащаяся молодежь. Согласно статистическим данным, численность учащихся 16 лет и старше, обучающихся с отрывом от производства, за 2001-2005 гг. увеличилась с 543,6 тыс. до 608,6 тыс. чел. Данная тенденция обусловлена, с одной стороны, вступлением в трудоспособный возраст многочисленного контингента молодежи, родившейся в начале 80-х годов; с другой - повышением престижа для высшего на 4,7% и среднего специального образования на 0,4% и соответственно - ростом контингента обучающихся [Приложение Ж]. В перспективе численность учащейся молодежи начнет сокращаться (по прогнозу, до 571 тыс. чел. в 2010г.), что будет способствовать снижению масштабов ее поступления на рынок труда и его напряженности. Вместе с тем анализ показывает, что на фоне сокращения уровня общественной занятости наблюдается тенденция увеличения численности трудоспособного населения, не занятого в экономике и на учебе, с 1020 тыс. в 2000г. до 1251,8 тыс. чел. в 2005г.

     Динамика  структурных составляющих данного контингента трудоспособного населения имеет разнонаправленный характер. Отмечается снижение численности официально зарегистрированных безработных, а также женщин, находящихся в отпусках по беременности, родам и уходу за ребенком, военнослужащих. При этом растет число домохозяек, прочих категорий незанятого населения.

     Согласно  данным баланса трудовых ресурсов и  выборочного обследования домашних хозяйств, в 2005г. более 744 тыс. чел. ( около 12% трудовых ресурсов) - это лица без официальной регистрации своей деятельности и статуса занятости (занятые неформальной деятельностью, нелегальные трудовые мигранты, безработные граждане, официально не зарегистрированные в службе занятости и др.). Одна из главных проблем - имеющийся дисбаланс между спросом и предлагаемыми вакансиями рабочих мест в разрезе профессий и специальностей, что не позволяет решить проблему с безработицей и обеспечить полную занятость. В силу этого обстоятельства растет число граждан, которые в установленном порядке не могут быть признаны безработными, но в соответствии с методологией МОТ отвечают трем критериям отнесения незанятого населения к безработным. Их доля достигает 4-5% трудовых ресурсов.

     В ситуации на открытом рынке труда  наметились определенные позитивные изменения. Практически в течение всего анализируемого периода наблюдалась тенденция роста регистрируемой безработицы - с 2,1 % в 2000г. до 3,1 % от численности экономически активного населения в 2003г. В результате принятых мер по улучшению ситуации на рынке труда среднегодовая численность зарегистрированных безработных уменьшилась до 76,5 тыс. чел. в 2005г., а ее уровень - до 1,7%. По состоянию на начало 2006г. численность безработных составила 68 тыс. чел. На современном этапе наблюдается устойчивая тенденция роста спроса на рабочую силу при снижении ее предложения, что позволило снизить напряженность на рынке труда. Так, если в 1996г. на одно вакантное рабочее место претендовало 12 безработных, то в 2005г. - 2.

     Безработица в Беларуси со времени ее легализации по-прежнему является преимущественно женской. Доля женщин на протяжении последних пяти лет колебалась в пределах 60-69%. Наметилась тенденция к снижению уровня молодежной безработицы - до 46,2% в 2005г. Высокая молодежная безработица в какой-то мере связана с вступлением в трудоспособный возраст значительного контингента молодых людей. Однако трудоустройство молодых людей, большинство из которых не имеют профессии или достаточного производственного опыта, остается весьма проблематичным.

     Не  менее важная проблема - рост неформальной занятости. В неформальном секторе экономики сегодня занято около 400 тыс. чел. ( без учета лиц, для которых неформальная деятельность является вторичной (дополнительной). Основной причиной расширения неформальной занятости стал уход работников из общественного производства в поисках более высоких доходов либо по причине невозможности найти работу в реальном секторе экономики [18, с.76].

     Что касается перспектив, то прогнозы свидетельствуют о продолжении тенденции дальнейшего увеличения численности населения, не занятого в экономике, - до 1319 тыс. чел. в 2010г. При условии роста уровня занятости в общественном производстве численность данной категории населения может сократиться до 839 тыс. чел. При этом вне сферы общественно полезной деятельности, по нашим расчетам, будут находиться примерно 300-780 тыс. чел.

     Численность данного контингента населения во многом предопределит динамику и структуру предложения рабочей силы на рынке труда. Действующая статистика определяет его масштабы численностью граждан, обратившихся в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве и состоящих на учете безработных. Согласно официальным данным, в 2005г. общая их численность составила 392,5 тыс. чел. Однако при таком подходе объем предложения ее ограничивается поступлением рабочей силы на официальный рынок труда, что не позволяет оценить в полной мере его совокупный объем с учетом неформальной занятости и незарегистрированных безработных. В результате проведенных расчетов совокупного объема предложения рабочей силы на рынке труда выявлено, что наиболее значимым фактором являются граждане, уволенные по причине текучести кадров [Приложение Д].

       Подавляющее большинство уволенных (до 80%) покидают свои рабочие места по собственному желанию и взаимному соглашению сторон и лишь 2,5% - по сокращению штатов. В 2005г. их численность составила соответственно 693 тыс. и 18 тыс. чел. За прогул и другие нарушения трудовой дисциплины было уволено около 61 тыс. чел.

     При определенных условиях реально выйти на рынок труда в поисках работы и тем самым значительно увеличить совокупное предложение рабочей силы может контингент трудоспособных граждан, ведущих домашнее хозяйство. По данным социологических опросов, 10% из них готовы трудиться полный рабочий день, 65% согласны на работу с неполным рабочим днем. Постепенно ослабевает рост предложения рабочей силы за счет числа военнослужащих. Как показывают исследования, более 30% из числа прочих категорий официально незанятого населения выходит на рынок труда, и лишь 9% из них регистрируются в качестве безработных.

     Таким образом, совокупные масштабы предложения  рабочей силы на рынке труда, по нашим расчетам, в 2005г. составляли 785 тыс. чел., что в два раза превышает показатель официальной статистики. По прогнозу, к 2010г. они сократятся до 646 тыс. чел. В то же время объем совокупного спроса на рабочую силу, по нашей оценке, в 2005г. составил 615 тыс. чел. и уменьшится до 485 тыс. в 2010г., дисбаланс спроса и предложения рабочих мест в 2010г. составит 161 тыс. чел. 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Основной  особенностью рынка труда Республики  Беларусь является высокий уровень скрытой безработицы, которая, с одной стороны, является резервом расширения производства, а с другой – может стать существенным фактором дестабилизации социальных отношений при ухудшении экономической конъюнктуры.

     Одним из перспективных направлений является внедрение гибких форм занятости, надомного труда, введение практики дележа рабочих мест. Опыт зарубежных стран свидетельствует о необходимости развития таких нетрадиционных форм занятости, как компьютинг, лизинг персонала, аутсорсинг и др.

     Меры государственного воздействия на неформальную занятость должны носить преимущественно косвенный характер и быть дифференцированы в зависимости от специфики ее конкретных видов. Судя по зарубежному опыту, целесообразно создание специальных центров, занимающихся регулированием основных сторон деятельности в этом секторе за счет разработки специальных программ. Одним из важнейших путей предоставления государственных гарантий и социальной защиты занятым в неформальном секторе является определение их правового статуса, экономическая поддержка правительством этих граждан за счет выдачи льготных кредитов и займов, консультативной и технической помощи.

Информация о работе Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь