Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить особенности развития рынка труда и тенденции его развития, изучить проблемы регулирования в Республике Беларусь .
Задачи:
Провести анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь.
Перспективы развития рынков и проблемы регулирования рынков труда.
Показать особенности формирования рынков труда в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………….…………………………………………………....4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА
1. 1 Понятие и сущность рынка труда………………………….….6
1. 2 Эффективное использование ресурсов труда………………...9
Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В БЕЛАРУСИ…………………………………………………………………....13
Глава 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКОВ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3. 1 Меры регулирования рынков труда в Республике Беларусь.16
3. 2 Демографические основы формирования рынка труда в Беларуси……………………………………………………….……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…34

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

     Следует отметить, что в службу занятости  обращаются не только безработные, но и пенсионеры, студенты, а также лица, желающие найти дополнительный заработок. Этим можно объяснить рост количества граждан, обратившихся в службу занятости в весенне-летний период. Однако часть из них не имеет права на регистрацию. В то же время они нуждаются в трудоустройстве, и службе занятости нужно стараться оказывать им помощь.

     За  последние годы в Республике Беларусь удалось ликвидировать негативные тенденции на рынке труда и существенно снизить уровень регистрируемой безработицы. Однако более детальный анализ ситуации в этой сфере свидетельствует о наличии определенных трудностей в организации использования трудового потенциала регионов. К наиболее существенным проблемам относятся:

     - остающаяся значительной дифференциация  регионов по уровню регистрируемой безработицы;

     -    снижение в общем объеме трудовых  ресурсов доли занятого населения;

     -    высокая величина оборота рабочей  силы;

     -    высокая доля женщин и молодежи  среди регистрируемых безработных;

     - нарастание диспропорции профессионально-квалификационной структуры безработных и вакантных мест.

     Несмотря  на то, что в целом по республике наблюдается устойчивая тенденция к снижению уровня безработицы, на региональных (и особенно на локальных) рынках труда четко прослеживается асимметрия. Анализ уровней регистрируемой безработицы в районном разрезе показал, что разница достигает десятикратного размера.

     На  конец 2005г. в 62 из 118 районов республики уровень безработицы превышал среднереспубликанский, а в 38 - среднеобластной уровень. Наихудшее положение сложилось в Могилевской области, где свыше 90% районов имеют уровень безработицы выше, чем по республике. В Минской области таких районов 23%. Наибольшее различие в уровне безработицы отмечалось среди районов Брестской области (в 10 раз), наименьшее - среди районов Гродненской (в 1 ,9 раза).

     Остается  достаточно высокой безработица  в малых и средних городах, городских поселках. Наиболее проблемные из них включены в Государственную программу занятости населения Республики Беларусь на 2006 год. В Брестской области к ним относятся города Микашевичи и Белоозерск; в Витебской -  Поставы. г. Новолукомль и г.п. Воропаево Поставского района; в Гомельской - г. Василевичи, г.п. Заречье Речицкого района, г.п. Опябрьский и г.п. Комарин Брагинскогорайона; в Гродненской - г. Скидель; в Минской - г.п. Бобр Крупского района, г.п. Свислочь Пуховичского района, г.п. Уречье Любанского района; в Могилевской - р.п. Глуша Бобруйского района, г.п. Краснополье, г.п. Хотимск, Г.п. Глуск [18, с.82-83].

     Тенденция нарастания диспропорции профессионально-квалификационной структуры безработных и вакантных мест свидетельствует о том, что в республике разными темпами идут процессы технологической перестройки и повышения образовательного уровня работников. Так, например, количество рабочих в 2006г. по сравнению с 2000г. уменьшилось на 3,6%, а количество специалистов увеличилось на 3,2% [Приложение Г]. По сути, экономика страны пока не нуждается в таком количестве специалистов с высшим образованием, в том числе из-за отставания в развитии сферы услуг. Предприятиям в основном требуются рабочие специальности (водители, строители и др.), а в службе занятости всех регионов регистрируются в качестве безработных бывшие учителя, младший медицинский персонал, инженеры, менеджеры, выпускники школ без специального образования.

     Нередко складывается ситуация, когда на 10 вакансий приходится 10 безработных, которых без специальной переподготовки нельзя трудоустроить. Зачастую наблюдается избыток специалистов определенных профессий в одном регионе и нехватка их - в другом.

     На  современном рынке труда проблема несоответствия структуры имеющихся вакансий профессиональной структуре подготавливаемых специалистов является важнейшей. На рынке труда всех регионов присутствует достаточное количество вакантных мест. Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках на конец 1 квартала 2006г. варьировалась по областям в пределах 3-5,5 тыс. мест, а в Минске - почти 14 тыс. мест (свыше 1/3 от всех вакансий), но эти места по своей сути являются скорее «виртуальными» последующим причинам.

     Во-первых, наличие свободных рабочих мест, которые длительное время (более трех месяцев) не заполняются и при этом имеют уровень оплаты труда ниже минимального потребительского бюджета, ставит вопрос об их целесообразности: если предприятие или организация длительное время обходится без работника, возможно, ликвидация этого рабочего места не особенно повлияет на общую функциональность.

     Во-вторых, при про ведении технологического перевооружения или структурных изменений эти рабочие места будут ликвидированы в первую очередь. Столь же очевидна неизбежность подобных изменений при значительном снижении уровня государственной поддержки убыточных предприятий (особенно не валообразующих).

     В-третьих, в условиях постоянного роста уровня заработной платы найти работников на такие места становится задачей практически невыполнимой.

     Устранить или хотя бы смягчить выявленные тенденции  и повысить уровень занятости вряд ли возможно только административными мерами. Так, анализ принятых за последнее время правовых актов на региональном уровне и в целях регулирования рынка труда свидетельствует о превалировании мер, нацеленных на упорядочение ситуации с уже имеющимися рабочими местами, совершенствование их учета и распределения среди зарегистрированных безработных.

     Примером  расширения регионального рынка  труда в Минске за счет технологически передовых рабочих мест может служить создание Парка высоких технологий. Функционирование Парка позволит не только предоставить рабочие места наиболее квалифицированным специалистам, но и существенно повысит уровень их денежных доходов. Парк призван служить своеобразным «локомотивом», деятельность которого будет стимулировать технологическую модернизацию других субъектов экономики. Для всех регионов страны, у которой уровень грамотности взрослого населения свыше 99,5%, расширение высокотехнологических отраслей и производств - важнейшее направление развития.

     Необходимо  возродить практику профессиональной подготовки и переподготовки кадров непосредственно на предприятиях, а также расширить в высших и средних учебных заведениях объемы подготовки за бюджетный счет специалистов, направленных на обучение от предприятий и организаций. Государственная служба занятости должна принять в этом процесс е более активное участие, вплоть до организации и частичной компенсации затрат предприятию.

     В настоящее время основными функциями  службы занятости населения являются регистрация безработных и выплата им пособий. Более активное их участие в организации эффективного взаимодействия всех субъектов на рынке труда должно быть связано:

         • с изучением настоящих и перспективных  потребности отраслей экономики в определенных профессиях, оказанием содействия по опыту наиболее развитых стран министерствам и ведомствам в формировании прогнозов профессионально-квалификационного спроса на рабочую силу;

         • с оказание помощи вузам, учреждениям  среднего специального и профессионального образования в формировании перечня необходимых профессий и специальностей;

           • с активизацией подготовки и организации для безработных собственного дела (оказание финансовой, юридической и другой помощи).

           Таким образом, за последние  годы на региональных рынках  труда республики произошли существенные положительные сдвиги. Продуманная государственная политика позволила избежать угрозы массовой безработицы, однако по-прежнему актуальна необходимость дальнейшего воздействия на качественные параметры развития сферы занятости во всех регионах страны. В территориальном плане акцент борьбы с безработицей следует сместить в сторону сельской местности и малых городов, где безработица максимальная, а возможностей создания новых рабочих мест мало. Особенно это касается Брестской, Гомельской и Витебской областей и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости по этим областям, соответственно равны 10,9 , 10,4 и 10,5 тысяч человек [Приложение З].

     Наличие безработных среди экономически активного населения, с одной  стороны, является признаком диспропорций в темпах развития экономического и трудового потенциала. С другой стороны, безработные - это своеобразный резерв экономики, который может обеспечить дополнительный рост производства. Наибольший незадействованный трудовой потенциал имеют Брестская и Гомельская области. Очевидна также необходимость структурной оптимизации рабочих мест для Минска - крупнейшего промышленного центра. Создание предпосылок для развития и эффективного использования трудового потенциала - главная задача политики занятости в стране. Наиболее комплексно эта задача может быть решена на местном уровне усилиями главным образом региональных и местных властей.

             

     3.2 Демографические основы формирования рынка труда в Беларуси 

     Стратегия развития социально-трудовой сферы направлена на повышение эффективности использования рабочей силы и удержание безработицы в социально допустимых пределах. В свою очередь процессы занятости и проблема безработицы предопределяются соотношением двух основных структурных составляющих рынка труда - спроса на рабочую силу и ее предложения. При этом важными аспектами формирования предложения рабочей силы на рынке труда выступают демографические факторы, в то время как спрос в большей степени определяется экономическими параметрами. Главная цель государственной политики состоит в обеспечении наибольшей сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рынке труда.

     Демографической основой формирования совокупного предложения рабочей силы на рынке труда является процесс воспроизводства населения, обеспечивающий непрерывное возобновление поколений людей. Тенденции изменения рождаемости и смертности определяют лишь общие закономерности формирования численности трудоспособного населения. Трудоспособность человека, при условии его физического здоровья, зависит, прежде всего, от возраста, по мере увеличения которого постепенно растет, приобретая различные характеристики его трудовой потенциал, и достигает наибольшей величины в зрелые годы. Так, максимально возможная продолжительность предстоящей трудовой жизни для женщин республики составляет 39,5 лет, мужчин - 40 лет. Таким образом, средний возраст трудоспособных в 2006г. составляет 39,8 лет [Приложение Д]. Фактически этот период может уменьшиться за счет преждевременной смерти или инвалидности и увеличиться, если человек продолжает работать после достижения пенсионного возраста.

     В частности, динамика рождаемости с  учетом временного лага предопределяет численность населения в трудоспособном возрасте и соответственно трудовых ресурсов страны. Заболеваемость и смертность населения

     выступают в качестве факторов снижения их численности и деформации возрастной структуры рабочей силы. Половозрастной состав населения является основой не только количественных, но и качественных изменений в предложении рабочей силы на рынке труда. Не менее значимый фактор рынка труда - миграция населения. Она формирует его количественные и качественные параметры, поскольку приток в страну или опок из нее населения с определенными социально-демографическими и образовательно-профессиональными характеристиками неизбежно отражаются на численности структуре предложения рабочей силы.

     Как показывает практика, формирование трудового  потенциала зависит не столько от динамики основных демовоспроизводственных процессов - рождаемости, смертности и миграции, сколько от численности поколений, вступающих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы. Так, трудовые ресурсы республики в 2001-2004 гг. пополнили поколения, родившиеся в период 1985-1989 гг., который характеризовался достаточно высокими показателями рождаемости, обусловленными кратковременным эффектом мер демографической политики, направленных на поддержку семей с детьми. Однако в 2006-2010 гг. в трудоспособный возраст будет вступать малочисленное поколение 1991-1994 гг. рождения, в котором общее число родившихся снизилось почти на четверть [Приложение А].

     Вместе  с тем рождаемость оказывает  влияние не только на численность вступающих в трудоспособный возраст, но и выходящих из него. В этом случае для женщин этот временной период равен 55, а для мужчин - 60 годам. Так, в 2001-2004гг. за пределы трудоспособного возраста вышло малочисленное поколение военных годов рождения. В 2006-2010 гг. выйдет на пенсию послевоенное поколение, численность которого почти на четверть больше, чем за предыдущее пятилетие. Таким образом, если в прошедшем пятилетии приток трудового потенциала в 1,8 раза превышал его выбытие, то в текущем они почти сравнялись [Приложение Б].

     Существенное  влияние на величину трудовых ресурсов оказывает состояние здоровья и смертность населения в трудоспособном возрасте, которая в отличие от рождаемости непосредственно сразу изменяет его численность [Приложение В]. Поэтому прирост этой группы можно определить как разность между вступившими в трудоспособный возраст и выбывшими из него, исключая умерших. Как показало исследование, в период 2001-2005гг. наблюдалась тенденция увеличения смертности населения. По сравнению с 2000г. ее общий коэффициент вырос в 2005г. на 7,4% и составил 14,5%. Значительное влияние на увеличение смертности оказали потери трудоспособного населения, доля которого в общем числе умерших составляла свыше 24,0%, в том числе в городе – 29,0% в сельской местности - 18,5%. Особенно высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте характерен для мужчин, доля которых в общем числе умерших мужчин составила 35,5%. Смертность в трудоспособном возрасте формируется в основном за счет травм и отравлений, среди которых ведущее место занимают производственный травматизм. Потери рабочего времени от несчастных случаев на производстве составили в 2006 году 134,6 тыс. человеко-дней. Численность потерпевших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности в 2006г. уменьшилась на 4,3 тыс. человек, в том числе со смертельным исходом на 30 человек по сравнению с 2000г.[Приложение М].

Информация о работе Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь