Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить особенности развития рынка труда и тенденции его развития, изучить проблемы регулирования в Республике Беларусь .
Задачи:
Провести анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь.
Перспективы развития рынков и проблемы регулирования рынков труда.
Показать особенности формирования рынков труда в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………….…………………………………………………....4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА
1. 1 Понятие и сущность рынка труда………………………….….6
1. 2 Эффективное использование ресурсов труда………………...9
Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В БЕЛАРУСИ…………………………………………………………………....13
Глава 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКОВ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3. 1 Меры регулирования рынков труда в Республике Беларусь.16
3. 2 Демографические основы формирования рынка труда в Беларуси……………………………………………………….……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…34

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

     1) общей численностью населения;

     

     2) той долей, которую составляет  самодеятельное население, применяющее свою рабочую силу и получающее определенное вознаграждение за труд в общей численности жителей;

     3) средним количеством часов, отработанных  рабочими на протяжении недели  и года.

     Предложение труда отдельным работником  можно  анализировать как компромисс между досугом и купленными потребительскими благами.

     Показывается  увеличение предложения труда при  росте заработной платы, но ее рост стимулирует работника к дополнительным затратам своего рабочего времени только до определенного предела, после чего он отказывается от дополнительной работы ради увеличения часов досуга, несмотря на дальнейший рост заработной платы. Таким образом эффект дохода заставляет человека меньше работать, что противостоит эффекту замещения, который ориентирует на больший объем рабочего времени.

       Регулирование рынка труда охватывает ряд ключевых моментов, способствующих снижению издержек на труд (рабочую силу) и приспособлению спроса на него к изменению рыночных условий:

     - правовую защиту занятости;

     - минимальную заработную плату;

           - трудовые отношения (на уровне сделок, коллективных соглашений, роли профсоюзов);

         - обязательную налоговую нагрузку  на труд.

                 

     1.2 Эффективное использование ресурсов труда 

     Политика  занятости в  квартале 2007г. была направлена на повышение  ее уровня и удержание безработицы в социально допустимых пределах. Численность работающих в экономике, по оценке, увеличилась до 4374 тыс. чел. В этот период интенсивность движения рабочей силы оставалась невысокой. Значительная текучесть кадров наблюдалась только в строительстве, торговле и общественном питании, сельском хозяйстве. Коэффициент общего оборота кадров в целом по экономике составил около 7%. прием работников на 4% превысил их увольнение. Однако движение рабочей силы в основном происходило между существующими рабочими местами, что свидетельствует о сохраняющейся низкой активности создания новых рабочих мест. На дополнительно введенные рабочие места за январь-февраль было принято 8 тыс. чел. или  немногим более 7% от общего числа принятых на работу.

     Несмотря  на улучшение экономической ситуации, возможность инвестирования новых рабочих мест по-прежнему ограничена, что ведет к  замедлению процессов технического перевооружения производства замораживанию позитивных сдвигов в трудовой сфере, консервации неэффективной занятости. Наиболее острыми проблемами в сфере занятости остаются несоответствие профессионально-квалифицированной структуры спроса и предложения структуре рабочих мест; медленные темпы создания новых рабочих мест в сфере услуг; недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса и индивидуального предпринимательства; низкая территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы.

     Важная  задача - сохранение контролируемой ситуации на рынке труда и удержание безработицы в социально приемлемых размерах. Реализация комплекса мер содействия трудоустройству и социальной поддержки незанятого населения позволила снизить выход свободной рабочей силы на рынок труда. Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, сократилась с 53,5 тыс. на конец января до 51,7 тыс. на конец марта 2007г. Отмечается тенденция увеличения спроса производства на рабочую силу: число свободных рабочих мест достигло 47,3 тыс. против 44,8 тыс. на начало года.

     В то же время уровень оплаты труда  свободных рабочих мест зарегистрированных в службе занятости, в большинстве своем довольно низок, что делает их непривлекательными и бесперспективными с точки зрения заполнения. В целом по республике показатель напряженности на рынке труда невысок 1,1 безработного на одну вакансию, однако в отдельных районах он достигает 5-6 безработных [13,с. 12-13].

     Основная  проблема - сохраняющийся дисбаланс  между спросом и предложением рабочей силы в разрезе профессий и специальностей. Несоответствие профессионально-квалификационной структуры вакансий и безработных усугубляется низкой трудовой мобильностью рабочей силы, порождая проблему дефицита на одних локальных рынках при избытке этих же профессий на других. Подавляющее большинство вакансий сегодня предназначено для рабочих при растущем спросе на рабочие места со стороны специалистов - таких как педагоги, товароведы,  юристы. экономисты. Данные специальности трудоизбыточны во всех областях и г. Минске.

     Несмотря  на позитивные процессы на рынке труда  имеется ряд нерешенных проблем, среди которых: значительные масштабы нерегистрируемой безработицы; сохранение устойчиво высокой регистрируемой безработицы в ряде малых городов.

     Программа действий в текущем году предусматривает сохранение ситуации на рынке труда и удержание безработицы в социально приемлемых пределах. Для этого необходимо:

         - разработать в комплексных планах социально-экономического развития регионов специальные разделы по обеспечению занятости населения в малых городах с устойчиво высоким уровнем безработицы, проводить мониторинг их выполнения;

     - повысить территориальную мобильность рабочей силы путем устранения административных барьеров на межрегиональное перемещение ресурсов труда;

     - содействовать временной занятости безработных граждан на основе расширения повышения престижности общественных работ;

     - усилить адресную социальную поддержку граждан неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

     - создать единую информационно-вычислительную систему государственной службы занятости в целых     сокращения сроков трудоустройства безработных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  РЫНКА ТРУДА В  БЕЛАРУСИ 

       Согласно предварительным данным, общая численность трудовых ресурсов в 2005г. увеличилась до 6215-6230 тыс. чел., а число занятых в экономике страны уменьшилось на 300 тыс. чел. ( до 4300 тыс.). Эти тенденции ставят сложные задачи в области развития и регулирования рынка труда. Стратегическая цель обеспечение рациональной занятости населения - может быть достигнута лишь в отдаленной перспективе. Но обязательной предпосылкой ее достижения является разработка тактических программ по конкретным этапам.

     Так, если на 1996-2000гг. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь предусматривалось достижение стабильного уровня занятости, повышения эффективности использования трудовых ресурсов, то на 2001-2005 гг. поставлена задача формирования рациональной структуры занятости населения на основе повышения качества рабочих мест. Намечены активизация инвестиционной деятельности, нацеленной на модернизацию и обновление рабочих мест, активная реструктуризация экономики, выведение из хозяйственного оборота бесперспективных и нерентабельных производств, расширение форм деятельности граждан в домашнем хозяйстве, что в целом позволит поддерживать уровень безработицы на уровне 2 % экономически активного населения. При этом особое внимание уделяется адресной помощи в трудоустройстве безработных с учетом их профессиональных и трудовых интересов.

     В прогнозных документах долгосрочного характера (НСУР- 2020, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года и др.) предполагается более углубленное решение следующих задач:

     - на 2006-2010 гг. - содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;

     - после 2010г. - достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест [6, с.454-455].

     Основные  усилия в указанные периоды необходимо направить на формирование эффективной системы повышения конкурентоспособности кадрового потенциала на рынке труда, совершенствование структуры рабочих мест, содействие межотраслевому перераспределению рабочей силы, создание системы поддержки малого бизнеса, развитие системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, широкое внедрение альтернативных видов занятости и режимов ги6кого рабочего времени, формирование новой мотивации высококвалифицированного труда и рост его эффективности.

     Главным приоритетом должно стать согласование потребности рынка труда в рабочей силе со структурой профессиональной подготовки кадров. Реализация данного направления обусловливает необходимость восстановления и развития системы переподготовки кадров на производстве, проведения опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, осуществления всеобщей профессионализации выпускников школ с последующей гарантией их трудоустройства.

     Не менее важной задачей является усиление социальной защиты безработных на основе повышения социального статуса и расширения общественных работ, квотирования рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью. Социальная помощь государства должна стать адресной и стимулировать безработных на активный поиск работы и трудоустройство.

     Перспективным является формирование общего рынка в рамках СНГ, стран ЕЭП и, прежде всего, Союза Беларуси и России как ключевого элемента создания единого социально-экономического пространства. В данном случае речь идет о системе согласованных мер по воспроизводству, обмену и совместному пользованию рабочей силы в рамках Союзного государства, что позволит полнее учитывать интересы работников обоих государств. Приоритетами политики на общем рынке труда должны стать: обеспечение свободы передвижения граждан в рамках Союзного государства, признание их профессионально-квалификационного статуса и соответствующих документов, разработка специальных программ создания и сохранения рабочих мест, включая организацию общественных работ.

       Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ  РЫНКОВ ТРУДА В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

     3.1 Меры регулирования рынков труда в Республике Беларусь 

     Основными факторами формирования региональных рынков труда в Беларуси выступают:

               - демографические (численность, размещение по территории, половозрастная структура населения);

         - экономические (отраслевая структура экономики региона, уровень безработицы, уровень заработной платы).

     В настоящее время наиболее существенно влияют на развитие региональных рынков труда: относительно низкий по сравнению с отмеченным в г. Минске уровень доходов населения в областях, особенно в сельской местности; избыточная рабочая сила (скрытая безработица) на государственных предприятиях; недостаточная возможность создания новых рабочих мест на селе и в малых городах.

     Главным результатом осуществляемых мер  регулирования рынка труда является снижение безработицы, способной (особенно при высоком уровне) значительно влиять на экономическое положение в стране. Согласно закону Оукена, «превышение естественного уровня безработицы на 1 % вызывает отставание объемов ВВП на 2,5%».

     Степень сбалансированности спроса и предложения  на рынке труда отражается показателем регистрируемой безработицы. Однако этот показатель не всегда полно характеризует этот процесс. Во-первых, далеко не все безработные регистрируются в службе занятости (в силу небольшой величины пособий) и предлагаемые вакансии не всегда соответствуют их требованиям. Во-вторых, что намного важнее, показатель регистрируемой безработицы не отражает профессионально-квалификационного несоответствия подготовки безработных структуре имеющихся вакансий.

Информация о работе Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь