Рынок труда: сущность и проблемы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.

Содержание

План:
Введение……………………………………………………………3
I. Рынок труда и его структура:
1.1.Сущность и специфика рынка труда……………………………………5
1.2. Типология и структура рынка труда……………………………………12
1.3. Цена труда. Формы ее определяющие………………………………….13
1.4. Трудовые отношения…………………………………………………….24
II. Причины и формы безработицы.
2.1. Сущность безработицы………………………………………………….26
2.2. Регулирование занятости в развитых странах…………………………29
2.3. Регулирование занятости в развивающихся странах………………….32
III. Государственное регулирование занятости:
3.1. Государственная политика по регулированию рынка труда………….34
3.2. Деятельность профсоюзов………………………………………………37

Заключение……………………………………………………………………39
Библиографический список………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

Рынок труда сущность и проблемы регулирования.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

В системе рынка труда  осуществляются мероприятия по повышению  общеобразовательного уровня безработных  и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:

  • не имеющие законченного школьного образования получают его, причем организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики, английскому языку;
  • детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей работой, при необходимости сроком до месяца;
  • применяются методы индивидуального обучения, в основе которых лежат подбор предметов, наиболее плотно удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и последовательность их освоения.

 

2.3 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ.

 

Индия.  

Процессы формирования и регулирования рынка труда  в организованных и неорганизованных сферах экономики носят автономный характер. Особенностью формирования и положения рабочей силы в традиционных отраслях является ее устойчивая связь с деревней, их временное положение в качестве горожан. Сильное давление безработицы, иерархичность кастового размещения народного труда, тяжелые жилищные условия способствуют сохранению традиционных потоков мигрантов из тех же деревень и районов в одни и те же города, предприятия, отрасли.

Рост относительного перенаселения повышает выгодность докапиталистических форм эксплуатации в неорганизованном секторе. Реальная оплата работников неформального сектора может понижаться ниже физиологического минимума под влиянием предложения. Там действуют нерыночные регуляторы, основанные на личной зависимости работников, ростовщическом рефинансировании постоянного дефицита потребления беднейших слоев.

В трудовых отношениях в  промышленности наряду с современными их формами даже на крупных предприятиях встречаются различные унаследованные от прошлого формы эксплуатации, включая  ростовщичество. Профсоюзное движение заметно возросло, но охватывает менее половины организованного сектора промышленности. При этом в стране действует законодательство, в соответствии с которым предпринимателям трудно увольнять рабочих или закрывать малорентабельные предприятия на крупных компаниях.

Южная Корея.

Особое положение в системе взаимоотношений факторов производства занимает рабочая сила. Стратегия быстрого экономического роста сопровождается острыми социальными проблемами, включая рост неравенства распределения доходов, неудовлетворения первичных потребностей, увеличение бедности. Только с четвертого пятилетнего плана (1977 – 1981гг.) правительство стало включать в него вопросы контроля над рождаемостью, расширение занятости, образования, здравоохранения, улучшения производственных отношений. До этого основными целями в социальной политике было предупреждение абсолютной бедности.

Труд рабочих в 70-х  годах был одним из самых дешевых  в Азии. В начале 80-х годов южнокорейский  рабочий получал в среднем  около 250 долларов в месяц, в два  раза меньше сингапурского рабочего. В последующие годы заработная плата наемных работников росла быстрее, чем в западных странах.

После 1987 года рабочие  получили новые возможности при  заключении коллективных трудовых соглашений. Количество профсоюзных объединений  возросло в 3,5 раза, но они  охватывают менее 15% рабочих и служащих. Коллективные соглашения заключаются на уровне предприятий, только в текстильной промышленности и в банковской сфере это происходит на уровне отрасли, а в горнодобывающей и обувной – на уровне региона.

В крупных объединениях используется система пожизненного найма, которая закрепляется трудовым законодательством. Для компании было дешевле создать дополнительные производственные мощности, чем производить сокращение рабочей силы. При сокращении работников фирма должна обеспечивать сокращенного в течение  нескольких лет пособиями в размере прежней заработной платы, оплачивать в течение двух лет его детей в школе.

Характерной чертой положения  трудящихся является продолжительная  рабочая неделя. Законодательно она  ограничена 44 часами. На практике продолжительность рабочего времени превышает установленные нормы.

 

III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ.

    1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА.

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его  производительности  соседствует не менее важная проблема занятости населения. В соответствии с действующим законодательством РБ, под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Основная цель систем управления занятостью состоит в  стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры  предложения труда к структуре  спроса на труд. Практически это  означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.

Сформулированная в  Беларуси в период становления рыночных отношений концепция занятости  базируется на следующих основных принципах:

  • исключительное право граждан распоряжаться способностями к производительному и творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, особенно установленных законодательством;
  • ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять.

Таким образом, в рамках одной концепции можно достичь  полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной  пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, опыта работы и состояния здоровья.

Применительно к сегодняшним  условиям политика государства на рынке  труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства  в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно  препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижение потребности населения в рабочих местах и так далее.

Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

  • объекту воздействия (общие меры и специализированные);
  • источникам финансирования.

К методам воздействия на занятость можно отнести:

  • прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политики.

Типы государственного воздействия на занятость:

  • пассивный;
  • активный.

Пассивная политика занятости – совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока – материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие предприятия.

Активная политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

Помощь в  трудоустройстве обеспечивается, прежде всего, через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Как рыночная структура, биржа труда выполняет многообразные функции (таблица1, приложение 3).

Содействие  в профессиональной подготовке и  переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости. Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором – на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.

Программы общественных работ действуют во многих странах. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и тому подобное. Недостатком общественных работ является то, что они не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы.

Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством.

Для инвалидов занятость  связана не только с экономическими, но также с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для участия в экономической деятельности.

Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего  тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Законодательство предоставляет молодым людям льготы на получение профессионального образования, помощь при поступлении на работу.

 

3.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ.

 

Профессиональный  союз (профсоюз) – объединение одной профессии, отрасли производства или предприятия, созданное для защиты интересов этих работников при согласовании с работодателями единых условий труда и его оплаты для всех членов профсоюза.

Но основная задача деятельности профсоюза – повышение заработной платы. В связи с этим американский экономист Пол Самуэльсон выделяет три основных метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели:

  • профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается, например, введением высоких миграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учебы при подготовке к той или иной профессии;
  • профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы;
  • профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри страны, в результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.

Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда  уместно обратиться к опыту США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной экономикой сильно профсоюзное движение. Там  профсоюзы  сначала обратились к политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение протекционистские таможенные тарифы. Профсоюз работников автомобилестроения выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили должны состоять из определенного минимума деталей, произведенных в США.

В некоторых случаях  профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором  реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза  вносить определенные изменения  в производственный процесс, которые могут привести к увеличению производительности труда. Если такое соглашение открыто увязано с условиями увеличения производительности труда, то принято говорить, что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки.

Эти издержки обычно принимают  форму так называемой работы по правилам или же забастовки.

Забастовка – это попытка отказать фирме в труде всех членов профсоюзов. Часто успех подобного рода формы протеста зависит от целого ряда факторов, как- то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом свой рынок; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих, связанные с забастовкой.

Западные профсоюзы  возникли как форма институционализации  социальных интересов наемных работников, их ведущая функция – улучшение рыночной ситуации продажи членами профсоюза своей рабочей силы. Советские же профсоюзы имели совершенно иное происхождение. На уровне страны система управления включала государственные органы, партийные и профсоюзные. На уровне предприятия – административные, первичные партийные и профсоюзные организации. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуществляли обратную  связь, выполняли защитную функцию, снижая этим социальное напряжение.

Информация о работе Рынок труда: сущность и проблемы регулирования