Рынок труда и особенности его функционирования в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – рынок труда.
Предмет исследования – особенности и состояние рынка труда Республики Беларусь.
Цель работы: исследовать рынок труда и выявить особенности его регулирования в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы рынка труда 5
2 Занятость населения: виды и формы 11
2 Безработица: понятие, причины, формы, измерение 18
4 Основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Рынок труда.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

    Безработица тесно связана с изменениями  в других областях экономической  динамики. Американский экономист Артур Оукен на основании ряда исследований пришел к мнению, что уровень безработицы находится в определенной числовой зависимости от движения валового национального продукта (ВНП). Согласно закону Окуня прирост ВВП на 2,7 % удерживает уровень безработицы неизменным; прирост ВВП на каждые дополнительные два процента снижает уровень безработицы на один процентный пункт; каждое дополнительное сокращение прироста ВВП, относительно указанной величины на два процента, наоборот, повышает безработицу на один процентный пункт [11, c. 47]. 

    Численность безработных Республики Беларусь, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2009 г. составила 41,4 тыс. человек, что на 7,6% больше, чем в октябре 2008 г. и на 1,9% меньше, чем в сентябре 2009 г. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9% от экономически активного населения (на конец октября 2008 г. – 0,8 %).

    Данные  о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости  и социальной защите, по областям и  г. Минску приведены в таблице: 

    Таблица 1 – Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску 

  Численность безработных на конец октября 2009 г. Октябрь 2009 г., тыс. человек Уровень безрабо-тицы на конец октября 2009 г., %
тыс. человек в % к зарегистри-ровано безработных трудо- устроено безработных
октябрю 2008 г. сентябрю 2009 г.
РБ 41,4 107,6 98,1 18,9 12,2 0,9
Области
Брестская 6,7 95,4 96,3 2,9 2,0 1,1
Витебская 6,2 98,8 99,9 2,9 1,8 1,1
Гомельс-кая 7,1 99,8 96,4 3,1 2,1 1,1
Гродненс-кая 5,6 114,3 101,0 2,6 1,7 1,1
г. Минск 4,8 134,6 97,6 1,6 0,6 0,4
Минская 5,8 108,8 99,0 2,9 1,9 0,9
Могилевс-кая 5,2 122,1 96,9 2,9 2,1 1,0
 

    Примечание  – Источник: [12].

    В январе-октябре 2009 г. на учет было поставлено 290,7 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 180,8 тыс. человек, или 62,2% от числа обратившихся. Трудоустроено за январь-октябрь текущего года 165,9 тыс. человек, в том числе 108,5 тыс. безработных, или 65,4% от числа всех трудоустроенных.

    На  общественные работы в январе-октябре 2009 г. было привлечено 84,2 тыс. человек, из них 43,6 тыс. безработных, или 51,7% от числа  привлеченных.

    Среди безработных женщины составляли 56,9%, сельские жители – 20,5%, молодежь в  возрасте до 30 лет – 45,1%.

    В общей численности безработных  уволившиеся по собственному желанию  и соглашению сторон составляли 29,2%, высвобожденные при ликвидации организаций  или по сокращению численности – 3,1%, лица, длительно неработающие (более  года) – 15,5%, выпускники учебных заведений – 10,3%.

    Средний размер пособия на одного безработного в октябре 2009 г. составил 42,9 тыс. рублей, или 17,1% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

    Таким образом, причины безработицы различны. Одни из них связаны с объективным процессом рационализации производства, внедрением новых трудосберегающих технологий, переходом к рыночным отношениям и новыми конкурентными критериями оценки профессионализма работников. В числе других – движение работающих по личным, субъективным мотивам (поиск лучших условий деятельности, стремление к самореализации и т.д.).  

 

    4 Основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь

 

    Наиболее  важным условием действенного регулирования  рынка труда является проведение эффективной политики занятости. В соответствии с рекомендациями МОТ и нормативными актами о занятости населения при осуществлении государственной политики занятости необходимо руководствоваться следующими принципами [13, c. 154]:

    - обеспечение равных возможностей  всем гражданам страны в реализации  права на труд и свободный  выбор занятости;

    - содействие продуктивной занятости.  Общественно приемлемой работой  может считаться лишь та, которая  отвечает двум требованиям: приносит  доход, обеспечивающий условия жизни, достойные человека; является целесообразной и производительной;

    - добровольность труда, в соответствии  с которой занятость основана  на свободном волеизъявлении  граждан;

    - содействие трудовой мобильности.  Соблюдение этого принципа связано с развитием сложившейся системы общеобразовательной и профессиональной подготовки с учетом общих закономерностей динамики профессиональной структуры в эпоху НТР, новых требований к качествам работника в условиях рыночной экономики, а также с формированием в психологии людей ориентации на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, поиск наиболее подходящей сферы для приложения своих способностей, готовность к переобучению в случае необходимости;

    - обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение социальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

    - единство ответственности. Означает  наличие четырех условий: координации  деятельности в области занятости  с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции; сочетание самостоятельности местных органов власти в обеспечении занятости с централизованными мероприятиями; участие профсоюзов и ассоциаций работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления; межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране.

    Государственные национальные и региональные программы  занятости должны предусматривать:

    - содействие структурной перестройке  экономики и созданий условий  для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;

    - совершенствование системы воспроизводства  рабочей силы в увязке с  развитием рабочих мест, подготовкой,  переподготовкой и повышением  квалификации, профессиональной ориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;

    - обеспечение занятости отдельных  категорий населения, трудоустройство  которых затруднено;

    - повышение экономической заинтересованности  предприятий и организаций в  развитии рабочих мест, гибких форм занятости;

    - совершенствование организационной  структуры государственной службы  занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной и, статистической, финансовой и научно-методической  базы.

    Методы  и меры регулирования занятости делятся на две группы: активные и пассивные. Первые представляют собой совокупность методов и мер по созданию дополнительных сфер занятости путем устройства общественных работ, подготовки и переподготовки кадров, усиления мобильности рабочей силы, субсидирования части затрат на заработную плату, мерами на региональном уровне. Ко вторым относятся ассигнования средств на частичное возмещение безработным их потерь в доходах.

    В сложных условиях переходного периода  в Беларуси принята концепция  создания социального государства. Конституция Республики Беларусь определила одним из главных приоритетов экономической политики страны право на труд и обеспечение занятости. Цели регулирования занятости включают наряду с созданием достаточного количества рабочих мест и широким спектром мероприятий по снижению безработицы формирование условий для конкурентоспособной хозяйственной деятельности [1, c. 18].

    Экономически  эффективная занятость предполагает обеспечение работы, продукция которой  имеет реальный платежеспособный спрос, а получаемый работниками доход позволяет в полной мере воспроизводить человеческий (трудовой) фактор экономики (человеческий капитал). Осуществляя политику занятости, следует учитывать, что вложения в человеческий капитал признаны наиболее эффективными по сравнению с другими факторами производства.

    Наряду  с социальной направленностью государственной  экономической политики в Республики Беларусь важно учитывать современную  демографическую ситуацию в стране. Сложная демографическая ситуация в республике, характеризующаяся сокращением  численности населения, оказывает неоднозначное воздействие на современное состояние и более отдаленные перспективы занятости. Согласно демографическому прогнозу формирование трудового потенциала определено приростом трудоспособного населения до 2006 г. и его абсолютным сокращением в последующий период.

    Демографическое развитие Беларуси на протяжении последних  десятилетий определяется специфическими и крайне тревожными тенденциями. Одна из них – снижение рождаемости  до уровня, почти вдвое меньшего, который необходим для обеспечения простого воспроизводства населения; вторая – рост смертности во всех возрастах от разных причин и соответствующее снижение показателей ожидаемой продолжительности жизни. Наибольшая численность населения в Беларуси прослеживается в 1993 г. 10 млн. 244 тыс. чел., за 15 лет уменьшилась более чем на полмиллиона.

    Стабилизировать демографическую ситуацию в стране призвана Национальная программа демографической  безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы которая принята к исполнению Указом Президента Республики Беларусь 26 марта 2007 г. №135.

    В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. «основные задачи государственной  политики в области трудовых отношений и занятости населения – повышение эффективности использования ресурсов труда; формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства; обеспечение социальной поддержки временно незанятого населения.

    На  рынке труда предусматривается реализовать систему мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения, преодолению дефицита рабочих мест путем повышения инвестиционной активности за счет всех источников, снижению напряженности и поддержанию стабильности в сфере социально-трудовых отношений, своевременному устранению дисбаланса между профессионально-квалификационным составом кадров и обновляющейся структурой рабочих мест, удержанию регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня».

    Государственное управление рынком труда и занятостью населения страны занимается Министерство труда и социальной защиты, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589, определяет, что «Министерство труда и  социальной защиты Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и государственный контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости, социальной защиты, демографической безопасности, координирующим деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления, а также осуществляющим организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Национального комитета по народонаселению при Совете Министров Республики Беларусь.

    Важнейшим документом, отражающим комплекс мер  по реализации государственной политики в области занятости, является Государственная  программа занятости населения  Республики Беларусь. Целесообразность выработки таких программ в плане реализации политики в области занятости подчеркивается в актах международного права, посвященных регулированию занятости. Так, согласно статье 2 Конвенции № 122 «О политике в области занятости», принятой Генеральной конференцией Международной организации труда 9 июня 1964 г. и ратифицированной Республикой Беларусь в 1968 г., государство, определяя в рамках политики занятости населения меры для достижения целей этой политики, «предпринимает такие шаги, какие могут быть необходимы для применения этих мер, включая в тех случаях, когда это целесообразно, разработку программ».

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республики Беларусь