Рынок труда и его роль в макроэкономических моделях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в рассмотрение не только понятия рынка труда, но и его состояния в Республике Беларусь, проблем и основных направлений их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Теоретические основы рынка труда 5
1.1 Содержание, особенности, функции рынка труда 5
1.2 Основные элементы рынка труда 6
1.3 Механизм функционирования рынка труда 8
1.4 Рынок труда в классической и неоклассической моделях и теория неоклассического синтеза 9
2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь. 12
2.1 Динамика и структура занятости и безработицы в Республике Беларусь 12
2.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь 14
2.3 Роль государства в регулирования рынка труда в Республике Беларусь 16
3. Основные направления совершенствования государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь 19
3.1 Обеспечение эффективной занятости 19
3.2 Повышение социальных гарантий в области занятости и поддержки безработных 22
3.3 Реформирование системы оплаты труда 23
3.3 Стимулирование повышения качества труда 25
3.4 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 33
ПРИЛОЖЕНИЕ B 35

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 248.55 Кб (Скачать)

    Приоритетное  внимание в Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2008 № 1640, уделено повышению эффективности использования и повышению качества трудовых ресурсов, вовлечению в экономическую деятельность незанятого населения, стимулированию нанимателей к созданию рабочих мест; содействию в организации индивидуальной предпринимательской деятельности граждан, снижению дисбаланса спроса и предложения на рабочую силу, снижению региональной дифференциации регионов по уровню безработицы; обеспечению социальной защиты граждан, временно потерявших работу. В целом основные показатели Государственной программы в 2009 - январе-сентябре 2010г. выполнены. [12, c.12]

    Для нейтрализации последствий мирового кризиса и стабилизации ситуации на рынке труда республики в государством был разработан ряд мер, предусматривающих приоритетное направление финансовых ресурсов Фонда социальной защиты на создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ; опережающее профобученне и переподготовку безработных и работников, находящихся под риском увольнения; оказание помощи безработным в открытии собственного дела.

    Так, с апреля 2009 г. осуществляется формирование временных рабочих мест в рамках общественных работ по жилищному строительству с организацией за счет средств фонда социальной защиты населения ускоренной профессиональной подготовки направляемых на них временно свободных работников.

    Кроме того, в целях реализации мероприятий программы по обеспечению временной занятости работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. №333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения», в соответствии с которым данной категории граждан предоставлена возможность участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными и выплаты им вознаграждений.

    Среди мер, используемых для защиты рабочих мест, наибольшее распространение получили бюджетные ссуды, выделяемые нанимателям при организации и модернизации этих мест.

    В целях содействия занятости населения  было принято решение о предоставлении в безвозмездное пользование зданий нежилых помещений под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест.[13, c.8]

    Одно  из главных направлений противодействия безработице - стимулирование развития занятости в сфере малого бизнеса. В 2009-2010 гг. по поддержке предпринимателей осуществлены специальные меры, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку для малого и среднего бизнеса.

    В целях стимулирования переселения  семей безработных на повое место  жительства и работы увеличен размер выплачиваемых денежных средств каждому безработному, переселяющемуся из города в сельскую местность, с пяти- до семикратной величины бюджета прожиточного минимума.

    Немаловажное  значение имеет профессиональное обучение безработных. Программой занятости населения предусмотрена организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, с целью дальнейшего их трудоустройства на другие рабочие места. При этом затраты нанимателей на это компенсируются за счет средств Фонда социальной защиты населения.

    Важной  мерой защиты и сохранения рабочих  мест молодежи стал пересмотр системы  организации нанимателями субсидированных рабочих мест для молодежи на возмездной основе в рамках «Молодежной практики». В целях стимулирования трудоустройства молодежи нанимателям, организующим молодежную практику, предусмотрены компенсации затрат по оплате труда  и по уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения. [19, с.6]

    Результатом реализации всех названных  мер стало:

  1. обеспечение трудоустройства на новые рабочие места 133,4 тыс. человек (76,1 процента к годовому заданию), в том числе на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд – 2,2 тыс. безработных (83,4 процента);
  2. оказание содействия в трудоустройстве на постоянную работу 159,1 тыс. человек, из них 103,8 тыс. - безработных (соответственно, 76,3  и 81,2 процента);
  3. направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации  19,3 тыс. безработных (73,7 процента), из них  8,2 тыс. – женщин, 13,0  тыс. – молодежи в возрасте 16-29 лет;
  4. трудоустройство 1,4 тыс.  безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите  на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (84,9 процента к заданию);
  5. организация  адаптации к трудовой деятельности 430 инвалидов  (95,1 процента);
  6. оказание финансовой поддержки в организации собственного дела 2,3 тыс.  безработным (82,2  процента). [18]

    Как видно из вышесказанного, правительство  активно занимается вопросами занятости  и трудоустройства граждан. Государство, согласно Конституции, создаёт условия  для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему  гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также  пособие по безработице в соответствии с законом.

 

     

    3. Основные направления совершенствования  государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь 

     Несмотря на проводимую в Республике Беларусь активную политику в области  занятости и трудоустройства граждан, регулирования оплаты труда, белорусский рынок труда имеет ряд проблем, решение которых – задача государства. Опыт высокоразвитых стран показывает, что эффективное функционирование рынка труда предполагает наличие устойчивых рыночных институтов и множества зрелых элементов рыночной инфраструктуры. Это возможно путем формирования законодательной и нормативной баз рыночных преобразований, закрепляющих нормы взаимодействия государства, бизнес-сообщества, гражданского общества, создания новой культуры деловых отношений, реализации контрактного права, укрепления доверия между хозяйственными субъектами, реформирования трудовых отношений, введения новой системы социальной защиты населения и осуществления других новаций на рынке труда и в экономике в целом. 

    3.1 Обеспечение эффективной занятости

     Вопросы сохранения управляемой ситуации на рынке труда и повышения эффективности  мер государственной политики по обеспечению занятости населения являются одними из наиболее важных в рамках государственного регулирования экономики Республики Беларусь.  Обязательной предпосылкой достижения стратегической цели государственного  регулирования – обеспечение рациональной занятости населения - является разработка и реализация следующих мер по стимулированию создания новых рабочих мест:

  1. установление системы льготного налогообложения и кредитования субъектов хозяйствования с целью формирования новых рабочих мест в жизненно важных производствах и сфере услуг, а также в районах с критическим состоянием рынка труда;
  2. расширение прямых бюджетных инвестиции в создание и модернизацию рабочих мест в высокотехнологичных и наукоемких производствах и сфере услуг;
  3. обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании рабочих мест для граждан, неконкурентоспособных па рынке труда (предоставление льгот по платам в бюджет, дотации для формирования специализированных рабочих мест и т.д.);
  4. активизация создания временных рабочих мест на основе общественных работ и развитие нестандартных форм занятости с помощью мер, способных экономически заинтересовать в этом субъекты хозяйствования (снижение взносов на социальное страхование за частично занятых работников; облегчение процедуры приема их па работу и т.д.).

     Построение  эффективной системы создания и  сохранения перспективных рабочих  мест обусловливает необходимость определения потребности в них на среднесрочную перспективу. Для этого следует:

  1. осуществить на основе аттестации рабочих мест оценку общей и дополнительной потребности в них па среднесрочный период с учетом отраслевых и региональных особенностей;
  2. разрабатывать на каждом предприятии (в организации) план-прогноз профессионально-квалификационной структуры кадров с последующим согласованием потребности производства в работниках с возможностью профессиональной подготовки в рамках системы профессионального образования, а также профессионального обучения непосредственно на производстве. В случае выявления недостатка кадров составлять заказ - договоры (заявки) нанимателей па их подготовку, при избытке - заблаговременно (например, за год) уведомлять службу занятости о численности рабочих и специалистов, находящихся под угрозой высвобождения, с целью принятия упреждающих мер;
  3. на основе данных организаций о потребностях в рабочих местах разрабатывать отраслевые и региональные программы их создания, которые будут учитываться при разработке государственных программ социально-экономического развития страны, а также прогнозов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. [13, c. 9]

     Стратегически важным направлением является содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, которое обеспечивает более эффективное использование рабочей силы в условиях постоянно меняющегося спроса производства на рабочие места, позволяет вовлечь в него высвобождаемые ресурсы труда, а также часть граждан из неформального сектора. В связи с этим одной из главных задач становится обеспечение благоприятных условий для малого предпринимательства, устранение административно-организационных ограничений и барьеров, препятствующих его становлению и эффективному функционированию. Среди приоритетных мер следует выделить повышение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам. В первую очередь за счет упрощения процедуры получения банковских кредитов (льготное обеспечение кредитными ресурсами, привлечение малых предприятий к выполнению заказов для государственных нужд и т.д.).

     Одним из направлений поддержки является предоставление финансовых средств  на развитие лизинга оборудования для малых предприятий, гарантирование кредитов, создание систем страхования инвестиционных рисков в сфере малого бизнеса. Стратегическим направлением должно стать формирование кредитных гарантийных фондов малого предпринимательства, которые в республике отсутствуют.

     Не  менее важно предоставление финансовой помощи посредством создания центров  поддержки предпринимательства, инновационных центров, обществ взаимного кредитования, союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, целевых фондов нежилых помещений и др. [20,c. 115]

     Как показал анализ, одним из наиболее эффективных направлений политики па рынке труда является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы. Учитывая отечественный и мировой опыт, можно выделить увеличение масштабов профессиональной подготовки и переподготовки работников по конкретным заявкам нанимателей на основе договорных форм профессионального обучения кадров с гарантией последующего трудоустройства. [13, c.10]

     Еще одно направление -  налаживание отношений предприятий с высшими учебными (средними специальными) заведениями по вопросу востребованных рынком специалистов, привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицированных специалистов, в разработке учебных планов, формировании перечня специальностей, необходимых различным сферам экономики. Это способствовало бы наиболее полному удовлетворению их требований в части объема получаемых знаний, умений, навыков молодых специалистов, необходимых для профессиональной деятельности.

     Одновременно  следует принять во внимание сниженную конкурентоспособность отечественных учреждений образования на внешнем рынке труда, что определённым образом  отражается на структуре предложения рабочей силы. С одной стороны, часть высоко-квалифицированных специалистов мигрирует (при этом главным фактором миграции служит низкий уровень заработной  платы таких специалистов в Беларуси), с другой - качество подготовки многих специалистов вызывает нарекания даже у отечественных работодателей. Кроме того, задачи инновационного развития белорусской экономики также повышают требования к качеству и компетенции персонала. В связи с этим очевидна необходимость увеличения инвестиций в человеческий капитал, причем эти инвестиции должны носить упреждающий характер, быть ориентированными на перспективные направления деятельности, соответствующие стратегическим целям развития Беларуси.  [21, c.101]

     Для реализации данных мер по модернизации рынка труда с целью обеспечения  эффективной занятости разработан и действует ряд программ (Приложение В, рис. В.1) 6-7 декабря на рассмотрение четвертого Всебелорусского съезда будет внесен проект программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг., в рамках которого также предусмотрен ряд приоритетных направлений политики занятости населения: создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг; стимулирование роста занятости в сфере услуг; совершенствование системы переподготовки кадров; формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы. Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике. Основная цель — дать гражданам Беларуси возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд. [27] 

Информация о работе Рынок труда и его роль в макроэкономических моделях