Рынок труда и его роль в макроэкономических моделях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в рассмотрение не только понятия рынка труда, но и его состояния в Республике Беларусь, проблем и основных направлений их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Теоретические основы рынка труда 5
1.1 Содержание, особенности, функции рынка труда 5
1.2 Основные элементы рынка труда 6
1.3 Механизм функционирования рынка труда 8
1.4 Рынок труда в классической и неоклассической моделях и теория неоклассического синтеза 9
2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь. 12
2.1 Динамика и структура занятости и безработицы в Республике Беларусь 12
2.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь 14
2.3 Роль государства в регулирования рынка труда в Республике Беларусь 16
3. Основные направления совершенствования государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь 19
3.1 Обеспечение эффективной занятости 19
3.2 Повышение социальных гарантий в области занятости и поддержки безработных 22
3.3 Реформирование системы оплаты труда 23
3.3 Стимулирование повышения качества труда 25
3.4 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 33
ПРИЛОЖЕНИЕ B 35

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 248.55 Кб (Скачать)

 

    2. Особенности функционирования рынка  труда в Республике  Беларусь. 

    Формирование  белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы. Однако задачи построения инновационной экономики и глобализация, сопровождающиеся повышением требований к качеству рабочих мест и персоналу, объективно обусловливают необходимость пересмотра базовых ориентиров развития рынка труда, изменения его качественных характеристик. В связи с этим актуализировалась необходимость систематизации свойств сложившейся модели рынка труда в Беларуси с целью определения новых ориентиров его развития, соответствующих инновационной экономике и глобализации мирового хозяйства.  

    2.1 Динамика и структура   занятости и  безработицы в  Республике Беларусь 

    В  соответствии с законом РБ от  15 июня 2006 г. № 125-З, занятость – это деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности). Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору;  являющиеся членами (участниками) юридических лиц;  зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей; осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность;  выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам; проходящие военную службу,  а также службу в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям; обучающиеся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования; занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок. [9, cт. 2]

    В январе-сентябре 2011 г. в экономике республики было занято 4646,3 тыс. человек, что на 0,1% больше , чем в соответствующем периоде 2010 года. В целом динамика занятости населения за период с лет положительная (Приложение А, таблица А.1). В общей численности занятого населения 47,4% составляют мужчины, 52,6% - женщины. В государственном секторе экономики заняты 47,5% экономически активного населения, в организациях с частной формой собственности – 50,9% (в том числе в организациях со смешанной формой собственности с иностранным участием – 3,2%), в организациях с иностранной формой собственности – 1,6%. В течение последних 6 лет наблюдается уменьшение доли занятого в государственном секторе экономики населения, увеличения численности занятых на предприятиях с частной, смешанной формой собственности и иностранной формой собственнойти (Приложение А, таблица А.2). Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-сентябре 2011 г. было принято на работу 668,7 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 46,8 тыс., уволено по различным причинам 660,9 тыс. человек. [11, c. 125]

    В целом уровень занятости в Республике Беларусь  достаточно высок и составляет около 78% трудовых ресурсов страны. Однако стоит учитывать, что под влиянием мирового финансового кризиса и снижения спроса на продукцию белорусских предпринимателей многие наниматели были вынуждены использовать как инструмент поддержания занятости населения гибкие формы занятости: сокращение свободных рабочих мест и вакантных должностей, сокращение продолжительности рабочей недели, практику предоставления работникам административных отпусков с частичным сохранением (без сохранения) заработной. Это позволило нанимателям в условиях кризиса сохранить свои трудовые коллективы, кадровый потенциал, а также предотвратить массовую безработицу в стране. [12, c.11]

    По  данным Национального статистического комитета, в 2011 году 141,3 тыс. работников организаций (4,1% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-сентябре 2009 г. – 8,8%).  В сентябре 2011 г. по сравнению с августом 2011 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась на 10,1% и составила 10,2 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 2,7% и составила 7,6 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы в сентябре 2011 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 4,3 тыс. человек, или 56,8% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска. Однако стоит отметить, что наибольшая численность работающих в режиме  неполной занятости зарегистрирована в декабре 2010 – январе 2011 года, после чего наметилась тенденция к снижению размера неполной занятости. [11, c. 125]

    Расширение  масштабов вынужденной неполной занятости на производстве в условиях кризиса являлось альтернативой увольнению работников, что в определенной мере сдерживало процессы высвобождения рабочей силы и поступления ее на рынок труда. Такая политика позволила сохранить кадровый потенциал и удерживать уровень безработицы в течение 2010-2011 гг. в пределах 0,9% экономически активного населения и к концу октября 2010 года снизить ее до 0,7%. Численность регистрируемых безработных неуклонно сокращалась - с 67,9 тыс. в 2005 г. до 37,3 тыс. чел. на конец декабря 2008 г., однако к началу 2011 г. она незначительно возросла - до 43,5 тыс. чел. [13, c.6] В структуре безработицы тенденция отражает мировую – преобладает женская безработица (в общей численности безработных на конец октября 2010 женщины составили 53%). Различия в показателях безработицы для мужчин и женщин значительно сократились за период 2005-2011 лет, однако проблема женской безработицы по-прежнему остается важной. (Приложение А, таблица А.3) В отношении возрастной структуры безработицы следует отметить, что в январе-октябре 2011 г. среди безработных лица в возрасте до 30 лет составляли 42,4%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 4,9% безработных, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования – 3,5%. Нужно также отметить,  что по-прежнему не решена существующая проблема длительной безработицы.  По данным на 01 октября 2011г. доля длительно неработающих граждан составила 16,2 % безработных. Данная цифра остается практически неизменной в течение последних пяти лет: по данным министерства труда и социальной защиты, продолжительной безработицей (сроком более года) были охвачены  16,4%  в 2000 г., 11,9% - в 2001 г., 16,9% - в 2005 г. и 17,3% в 2006 г. [14, c. 69]

    Однако  следует отметить, что в Беларуси далеко не все находящиеся без работы обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного по ряду  причин. Во-первых, сложность процедуры регистрации. Во-вторых,  низкое пособие по безработице (в октябре 2011 г. -  48,7 тыс. рублей, или 18% от бюджета прожиточного минимума (порога выживания), установленного правительством Беларуси). Наконец, не все безработные имеют право на получение пособия. Лишь около половины зарегистрированных безработных получают пособия, причем их удельный вес практически не изменился даже ввиду сокращения общей численности безработных. [15, c.94]).

    Беларусь  пока не перешла на методологию Международной организация труда (МОТ) по расчету общей безработицы, однако, по оценкам специалистов, численность незарегистрированных безработных более чем в 3 раза превышает официальный показатель. В конце 2010 года сотрудники Научно-исследовательского экономического института Минэкономики провели расчет уровня безработицы по методологии МОТ - согласно ей уровень безработицы в Беларуси составил 4,8%. [16, c.30]

    Кроме того, около 320 тыс. чел. заняты в неформальном секторе экономики или являются нелегальными трудовыми мигрантами, работающими за пределами страны.  К сожалению, статистических оценок масштабов данного явления не ведется, однако обследование рабочей силы, проведенное Министерством труда и социальной защиты в 2009г., показало, что примерно 117 тыс. человек (около 2.7% экономически активного населения) работали за границей, в основном в России (98 тыс.). Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел называет цифру в 300 тыс. белорусских граждан, нелегально работающих в России (около 7% экономически активного населения). [15, c.95]

    Таким образом, нужно отметить, что сегодня  уровень занятости населения  в Беларуси  остается высоким, сохраняется положительная динамика занятости. Растёт удельный вес занятых в негосударственном секторе экономики. Вместе с тем высокий уровень занятости населения сопровождается накоплением скрытой безработицы на производстве и содержанием излишней численности персонала, расширением масштабов неформальной и неполной занятости.    

    2.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь

    Заработная  плата является одним из показателей  обеспечения достойного уровня жизни  граждан. Начиная с 1996 г. как результат замедления инфляционных процессов и улучшения финансово-экономической ситуации в Республике Беларусь начался рост номинальной и реальной заработной платы. В таблице (Приложение Б, рис. Б.1) представлена динамика среднемесячной заработной платы за период с 2004 по 2009гг. в номинальном выражении в белорусских рублях  и в пересчете на доллары США. За исследуемый период своего максимума в долларах — 456,4 долларов — средняя зарплата достигла в декабре 2010 года.

    В настоящее время (январь-сентябрь 2011г.) номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась к уровню соответствующего периода 2010 г. на 18,6 процента, и составила - 1167,1 тыс. руб. В сентябре 2011 г. ее уровень у работников промышленности составил 1461,3 тыс. руб., строительства – 1788,5, транспорта – 1530,5, связи – 1455,2, сельского хозяйства – 879,2 тыс. руб. В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 16,7 процента и составила 896,2 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1003,9 тыс. руб.

    Реальная  заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-сентябре 2011 г. по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. увеличилась на 10,8%, в сентябре 2011 г. по сравнению с августом 2011 г. – уменьшилась на 0,2%. Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе-сентябре 2011 г. по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. увеличилась на 9,1%, в сентябре 2011 г. по сравнению с августом 2011 г. – на 4,2%. [11, c.130]

    В настоящее время имеет место  отраслевая диспропорциональность  заработной платы, что свидетельствует  об определенном несовершенстве ее регулирования. Наиболее высокий уровень заработной платы характерен для отраслей экономики, обеспечивающих процесс обращения денег и товаров, а также отраслей, в которых господствуют естественные монополисты. Речь идет о финансовой сфере, кредите и страховании, управлении, науке и научном обслуживании, геологии и разведке недр, информационно-вычислительном обслуживании, строительстве. Характеристики параметров средней заработной платы по отраслям (Приложение Б, рис. Б.2) Данные свидетельствуют о том, что заработная плата выше среднего уровня наблюдалась в промышленности, науке и научном обслуживании, па транспорте и в связи, строительстве, информационно-вычислительном обслуживании; ниже среднего уровня — и сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, ЖКХ, здравоохранении, образовании, культуре и искусстве. 

    Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2011 г. № 490 «Об установлении на ноябрь-декабрь 2011 г. размеров заработной платы» на ноябрь-декабрь 2011 г. установлены в размере 400000 руб. (месячная), 2360 руб. (часовая). Размеры МЗП устанавливаются ежегодно исходя из потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей, соотношения между ее размерами и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, который в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1567 от 26 октября 2011 г. составляет 283050 руб.). Нужно отметить, что  начиная с 2005 г., восстановлена реальная связь между минимальной заработной платой (128,9 тыс. руб.) и БПМ (125,7 тыс. руб.) Это означает, что требования МОТ относительно «Удовлетворительных условий жизни» выполнены. [18] 

    2.3 Роль государства в  регулирования рынка труда в Республике Беларусь

    Неспособность рынка труда при несовершенном  его типе самостоятельно, автоматически  саморегулироваться вызывает необходимость  государственного вмешательства посредством специальной политики занятости. Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

  1. обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;
  2. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  3. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  4. принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
  5. участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
  6. международное сотрудничество в решении проблем занятости.

    Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной  глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства  не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность  рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень  занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности  работников, а созданием новых  рабочих мест, снижение потребности  населения в рабочих местах и  так далее. [17, c.228]

    В Республике Беларусь последовательно и целенаправленно реализуется политика обеспечения занятости населения, направленная на сохранение рабочих мест и трудовых коллективов, содействие развитию предпринимательства и самостоятельной занятости граждан, создание новых производств и новых рабочих мест; снижение безработицы. Достижению стабильной, контролируемой ситуации на рынке труда служит реализация мероприятий, ежегодно разрабатываемых на основе Государственной и региональных программ содействия занятости населения, а также ряда иных программ, оказывающих значительное влияние на ситуацию в сфере занятости населения, среди которых Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Комплексная программа развитая сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, ежегодно принимаемые Программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Информация о работе Рынок труда и его роль в макроэкономических моделях