Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:10, курсовая работа
Одна из грубых ошибок прошлого заключается в том, что, призывая людей к рациональному использованию трудовых ресурсов, социалистическое общество на самом деле порождало ситуации, в которых эти ресурсы использовались самым нерациональным образом. Одна из главных причин - это обстоятельство, что труд в общественном хозяйстве превратился во что-то простое, что сулящее основной массе обычных, простых людей с обычными нормальными способностями, встал в один ряд с другими производственными ресурсами.
1.Введение…………………………………….1-2ст.
2. Глава 1.Определение и понятие рынка труда
1.1 Характеристика развитости рынка труда………...3-5ст.
1.2 Категория рынка труда в современный период…………6-7ст.
3. Глава 2. Механизм функционирования рынка труда
2.1 Спрос и предложение труда……………………..8-9ст.
2.2 Анализ механизма рынка труда………………….10-11ст.
2.3 Предложение труда. Равновесие на рынке труда…..11-13ст.
2.4 Биржа труда…………………………………...13-15ст.
4. Глава 3. Анализ рынка труда в РБ…………16-20ст.
5.Заключение…………………………………...20-23ст.
6. Список литературы………………………….24ст.
Рисунок 1.
2.2 Анализ механизма рынка труда
Начнем анализ механизма рынка труда с классической концепции занятости применительно к условиям совершенной конкуренции. Под классической теорией в немарксистской экономической литературе подразумевается преимущественно теория английских и американских экономистов, базирующихся на учении, идущем от Смита и Риккардо к Маршаллу, Пигу и другим ученым, посвятившим себя разработке теории общего экономического равновесия. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда, применяемых к условиям совершенной конкуренции. Эти сложные функции получаются путем агрегирования функций спроса отдельно взятых предпринимателей и функции предложения отдельных работников. Субъектами на рынке труда выступать бизнес и государство, а субъектами предложения- домашние хозяйства. На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется двумя показателями - реальной заработной платой и стоимостью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (закон убывающей доходности). Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда стоимость предельного продукта сравняется с величиной заработной платы. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.
2.3 Предложение труда. Равновесие на рынке труда
Иначе обстоит дело с функцией предложения труда. Она также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Как правило (но есть и исключения) продавцы на рынке труда, в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы. Совокупное предложения труда в обществе, по мнению П. Самуэльсона, определяется как минимум четырьмя показателями:
1. общей численностью населения;
2. той
долей, которую составляет
3. средним
числом часов, отработанных
4. качеством,
количеством и квалификацией
того труда, который будут
Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится ощутим при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благополучия. Когда работник достигает материального благополучия меняется его отношение к свободному времени. Возникает желание купить не только больше товаров, но и иметь большее кол-во свободного времени. А сделать это можно, лишь сократив предложение труда, купив свободное время не за наличные деньги, а за те деньги, которые могли бы быть получены при отказе от досуга в пользу дополнительной работы. После эффека дохода становится преобладающим, что выражается в сокращении предложения труда при росте заработной платы, а практически в стремлении к переходу работника на сокращенный рабочий день или неделю, к получению дополнительных выходных дней и отпусков.
Если предложение труда превышает спрос на него вследствие установления заработной платы выше равновесного уровня, появляются безработные, готовые предложить свой труд по более низкой цене, на которую вынуждены согласиться и те, кто занят в производстве, чтобы не потерять свои рабочие места. Предприниматели готовы занять большее количество труда, но при условии снижения заработной платы складывается как в сфере предложения труда, так и в сфере спроса на труд.Когда спрос на труд превышает его предложение из-за снижения заработной платы по сравнению с ее равновесным значением, наблюдается иная картина. Работодатели, чтобы заполнить пустующие рабочие места, готовы повысить заработную плату. Благодаря такому повышению расширяется круг работников, готовых при более высокой заработной плате предложить свой труд. Как и в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости. Колебания спроса на труд и предложения труда позволяют в общем виде дать ответ на вопрос о том, почему высока или низка заработная плата. Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает все трудовые отношения. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочее.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные спады и подъёмы рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
Значительна и посреднически - вспомогательная роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сферы по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.
2.4 Биржа труда
Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли - продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине ХIХ века. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями. В середине 80-х годов в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций неоконсерватизма во многих развитых странах Запада. Теоретические взгляды не о консерваторов исходят из того, что вследствие за регулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического не равновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.В результате экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства, устойчивой и массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно- технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешних рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а также международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях “блокирования” рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма. Так называемая Фексибиллизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде системы оплаты труда. Возрастет роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциально возможными способностями, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибыли предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости - надомничество, временная работа по индивидуальному контракту, частичная занятость. В рамках дерегулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.
Необходимо
найти такой механизм функционирования
рынка труда, который позволил бы
с наибольшей оптимальностью сочетать
экономическую эффективность с
социальным прогрессом общества.
3.Анализ рынка труда в РБ.
Таблица.1
Численность экономически активного населения, занятых и безработных.
(Тысяч человек)
1992 | 1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Экономически активное население - всего. | 1932,7 | 1893,0 | 1968,6 | 2019,2 | 1983,6 | 2029,1 | 2025,5 | 2067,3 |
Занятые в экономике - всего. | 1844,8 | 1749,0 | 1740,7 | 1876,4 | 1854,1 | 1895,8 | 1919,6 | 1875,9 |
Безработные - всего. | 87,9 | 144,0 | 227,9 | 142,8 | 129,5 | 133,2 | 105,9 | 191,5 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости – всего. | 8,5 | 43,1 | 21,2 | 29,6 | 28,4 | 28,0 | 30,4 | 43,9 |
Из них безработные, которым назначено пособие по безработице – всего. | 6,9 | 39,6 | 19,5 | 28,9 | 27,3 | 27,2 | 29,6 | 43,4 |
Если
посмотрим на таблицу 1,мы видим то,
что в период с 1992 по1995 года экономическое
активное население снизилось на
39,7 тысяч человек, но к 2000 году поднялось
на целых 36 тысяч человек. До 2005 года
рост активного население
Таблица 2.
Структура безработных по продолжительности поиска работы.
всего | В том числе ищут работу, месяцев. | Среднее время поиска работы, месяцев. | ||||||
менее 1 | от 1 до 3 | от 3 до 6 | От 6 до 9 | От 9 до 12 | 12 и более | |||
1992
1995 2000 2003 2005 2006 2007 2008 2009 |
100
100 100 100 100 100 100 100 100 |
31,5
8,1 10,4 10,5 12,8 11,3 11,0 14,7 10,9 |
30,7
18,9 15,9 17,2 15,3 10,7 15,7 21,0 21,8 |
15,0
27,8 17,3 16,6 17,5 15,3 14,0 18,0 21,9 |
8,0
11,2 8,4 9,2 11,2 9,0 9,8 11,5 6,0 |
4,3
8,5 8,4 13,2 9,6 16,6 7,2 7,6 7,7 |
10,5
25,5 39,6 33,3 33,6 37,1 42,4 27,1 31,6 |
4,1
5,6 8,7 8,2 8,0 8,9 8,8 7,0 7,5 |