Рынок рабочей силы, его структура, сущность, перспектива развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

В системе экономических отношений рынок рабочей силы занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны.

Существенным следствием, происходящих процессов на рынке рабочей силы, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни, которое напрямую зависит от состояния экономики.

Актуальность данной темы обосновывается тем, что рынок рабочей силы является действенным инструментом стабилизации экономики.

Содержание

Введение 3-4
Глава 1. Сущность, структура и функционирование рынка рабочей силы
1.1. Сущность рынка рабочей силы 5-8
1.2. Особенности функционирования рынка рабочей силы 9-10
Глава 2. Особенности рынка рабочей силы в России
2.1. Состояние рынка рабочей силы 11-12
2.2. Проблемы формирования рынка рабочей силы 13-20
Глава 3. Перспективы развития рынка рабочей силы в России 21-23
Заключение 24
Список литературы 25-26

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

      Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке рабочей силы, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.[12]

      Необходимо  определить проекты государственной  значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.

      На  основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

      Несмотря  на всю сложность экономической  ситуации, начиная с предприятий  до области включительно должны быть, составлены программы высвобождения  мало - и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.

      Необходимо  закончить создание полной системы  сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление  информации от предприятий и организаций  о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.

      Следует в корне изменить философию отношения  к Государственной службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо четко  понять, что служба занятости - это  в первую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и ее работа чаще всего сводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места. Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места (или даже ставить задачу), неразумно.

      В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости  со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир - заказ, и под него из числа безработных  подбирать контингент обучающихся.

      Необходимо  создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке рабочей силы.

      Следует упростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность безработных на рынке рабочей силы, улучшить материальное положение как самих безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств. [6]

      Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном  плане решить вопрос об экономическом  стимулировании (обязательном с одновременной  выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления  пенсионного возраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижности идти не хочет.

      Нужно последовательно проводить курс на разукрупнение предприятий, что позволит более оперативно решать вопросы ускорения освоения новой продукции и увеличения занятости, а также уменьшения влияния узкой специализации отдельных рабочих мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении технологического процесса. В настоящее время именно безработные с узкой специализацией (к тому же нередко с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения при трудоустройстве.[9]

      В сложившихся экономических условиях целесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при котором преимущественное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).

      Необходим поиск решений процесса «выхода» молодежи на рынок рабочей силы, развитие у нее «предпринимательского чувства». Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.

      Необходимо  ускорить создание отраслевых, территориальных  и республиканских объединений  нанимателей, которые должны взять  на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности  в кадрах специалистов и рабочих по отдельным профессиям и организации их последующего трудоустройства.

      Поскольку структурная перестройка в практически  не начиналась, хотя она неизбежна, важным является разработка программ обеспечения занятости по конверсионным  предприятиям.

      Необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьезных перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные  органы власти. В разработке таких  программ должны участвовать самые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора.

      На  уровне регионов необходимо как можно  скорее осуществить расчеты численности работников, подлежащих высвобождению при различных экономических ситуациях.

     Есть  еще одна проблема, с которой российский рынок рабочей силы пока не справляется: межрегиональная мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой - более 20 раз, второй - 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы.

      Таким образом, положение дел на рынке рабочей силы необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени ее изученности и управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рынок рабочей силы есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3.Перспективы развития рынка рабочей  силы в России

     Важнейшей составной частью программы перехода к рыночной экономике является разработка и обеспечение механизма эффективного формирования рынка рабочей силы. Рынок рабочей силы представляет собой систему социально-экономических отношений между свободными трудоспособными владельцами рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и физическими или юридическими владельцами средств производства, предъявляющими спрос на рабочую силу по поводу распределения, перераспределения, найма и включения рабочей силы в процесс общественного производства. Таким образом, рынок рабочей силы охватывает преимущественно систему распределительных и обменных отношений в процессе воспроизводства рабочей силы, хотя некоторые моменты как производства, так и использования рабочей силы также находятся в сфере рыночного регулирования.

     Рынок рабочей силы в России как органическая часть рыночной экономики формируется в беспрецедентной обстановке - после длительного исторического периода приостановки действия рыночного механизма регулирования экономики в результате перехода к плановой централизованно управляемой системе хозяйства, в которой факторы производства (средства производства и рабочая силы) не являлись товаром. Адекватная этой системе практика общественной организации труда и занятости не может быть ликвидирована или приспособлена к требованиям рыночного механизма регулирования пропорций производства и занятости, заменена одной из привлекательных моделей западного мира, являющихся логическим следствием длительной эволюции системы рыночного хозяйства в условиях цикличности его развития. [17]

     На  формирование рынка рабочей силы в России оказывают влияние следующие макрофакторы сущностного характера:

  • Становление и развитие системы рыночных отношений - осуществление разгосударствления, приватизация собственности, развитие новых форм хозяйствования, сферы частного и индивидуального бизнеса в условиях кризиса социально-экономической и политической независимости;
  • Развертывание структурной перестройки(конверсия военного производства, изменение структуры хозяйства в связи с интеграцией России в международный рынок, предстоящие изменения технического бизнеса, освоение современных технологий);
  • Нынешний курс экономической политики правительства России, направленный на либерализацию экономики, финансовую стабилизацию, ликвидацию бюджетного дефицита, стабилизация обменного курса рубля и т.д.

   Развитие  этих процессов сопровождается кризисом финансовой системы, жесткой кредитной  политикой, ростом цен, инфляцией, падением жизненного уровня, спадом производства.

   От  сущностных макрофактров, формирующих  новые условия социально-экономического развития России, во многом зависят  факторы, которые непосредственно  оказывают влияние на воспроизводство  рабочей силы и ее движение на рынке  труда, а, следовательно и на масштабы количественно-качественной рассогласованности между спросом на рабочую силу и ее предложением. К этой группе относятся прежде всего: [13]

    • социально-экономические факторы, закладывающие основы уровня доходов и жизни населения, меру возможностей его социальной защищенности при переходе к рынку, формирование образовательного квалификационного потенциала;
    • социально-демографические факторы: уровень урбанизации, поло-возрастная структура населения, режимы его воспроизводства, оказывающие разноплановое влияние на соотношение спроса и предложения рабочей силы;
    • технико-экономические, организационно-экономические факторы, характеризующие степень развитости гибких форм организации производства, занятости, рынка рабочей силы;
    • организационно-политические: федеративное устройство России, формирующее специфику отношений по воспроизводству рабочей силы (ее подготовке, распределению, перераспределению) и занятости между административно-территориальными образованиями;
    • социально-культурные, национально-этнические, обуславливающие различия в уровне подвижности населения и приемлемых формах организации занятости;

     Столь специфический набор взаимодействующих  факторов и условий, формирующих рынок рабочей силы в России на современном этапе, определяют его отличительные черты и тенденции развития.

     В долгосрочной перспективе потребность  в персонале будет расти, особенно в сфере Информационных технологий и Телекоммуникаций (беспроводные технологии, внедрение и развитие ERP-систем и  др.), финансов и инвестиций (IPO, банковская розница), медицины (включая специалистов по биотехнологиям и генной инженерии), производства (инженеры и технологи).

     Можно с уверенностью сказать о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением на рынке рабочей силы. Следовательно, для привлечения и удержания квалифицированных сотрудников компаниям придется тратить все большее количество денежных средств, разрабатывать мотивационные программы, более гибко подходить к требованиям по опыту кандидатов, снимать возрастные ограничения. 
 
 
 
 

Информация о работе Рынок рабочей силы, его структура, сущность, перспектива развития в России