Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:59, курсовая работа
В системе экономических отношений рынок рабочей силы занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны.
Существенным следствием, происходящих процессов на рынке рабочей силы, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни, которое напрямую зависит от состояния экономики.
Актуальность данной темы обосновывается тем, что рынок рабочей силы является действенным инструментом стабилизации экономики.
Введение 3-4
Глава 1. Сущность, структура и функционирование рынка рабочей силы
1.1. Сущность рынка рабочей силы 5-8
1.2. Особенности функционирования рынка рабочей силы 9-10
Глава 2. Особенности рынка рабочей силы в России
2.1. Состояние рынка рабочей силы 11-12
2.2. Проблемы формирования рынка рабочей силы 13-20
Глава 3. Перспективы развития рынка рабочей силы в России 21-23
Заключение 24
Список литературы 25-26
Особенности :
Во-первых, низким качеством национальной рабочей силы. Качественная структура российской рабочей силы в целом уступает западной.
Во-вторых, слабая мобильность рабочей силы. Учитывая масштабы территории, она порождает существенные различия -- избыток рабочей силы в одних регионах и нехватку в других.
В-третьих,
неэффективная занятость
В-четвертых,
существование значительного
В-пятых, незначительной долей занятых в малом бизнесе. Мировой опыт свидетельствует, что именно он является главным резервом создания новых рабочих мест и важным источником повышения жизненного уровня населения.
В-шестых, это финансово-банковская, торгово-посредническая, а также сферы государственного управления имеют же сложившийся сегмент рынка рабочей силы, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционно бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.
Многие специалисты считают, что Россию необходимо выводить из сложившегося «равновесия» между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка рабочей силы.
При
этом важно, чтобы государственное
вмешательство осуществлялось в
основном с помощью экономических
правовых рычагов, с максимальным подключением
предпринимательских структур, а не административных
мер.
Глава 2.Особенности
рынка рабочей силы
в России
2.1.Современное состояние рынка рабочей силы
Формирование в России рынка рабочей силы диктует необходимость разработки политики занятости, учитывающей специфику и национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использование некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости в странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при условии их адаптации к российским реалиям.
Информационные системы «Статистика» являются эффективным и современным средством, с помощью которого стало возможным провести анализ состояния рынка труда в России. А именно: - В последнее время в России появилась тенденция к увеличению спроса на рабочую силу и одновременно к росту скрытой безработицы. Статистика показывает, что в 2011-2012 гг. население трудоспособного возраста будет составлять около 85,8 млн. человек. Кроме того, продолжается пополнение рынка рабочей силы значительным числом увольняемых из рядов вооруженных сил( в основном по сокращению), бывших заключенных, а также мигрантов из стран СНГ. В результате трудовые ресурсы нашей страны будут расти и составят к 2011-2012 гг. около 86,7 млн. человек. Столь значительный количественный трудовой потенциал, подкрепленный еще не растраченными качественными показателями (с точки зрения общеобразовательной и профессиональной подготовки кадров), мог бы стать базой для обеспечения экономического роста страны. Однако, как показывают результаты статистических анализов, пока этого не происходит. [15]
Главная проблема, перед которой оказался сегодня рынок рабочей силы РФ, связана с увеличением спроса на высококвалифицированную рабочую силу. Нынешняя политика государства, привели к резкому сокращению подвижности рабочей силы.
Как известно, проблема занятости непосредственно связана с политикой доходов. В любом цивилизованном рыночном обществе высокий доход основной массы занятого населения формирует и соответствующий спрос, являясь, таким образом, двигателем социально-экономического развития. В России же такой взвешенной политики доходов нет. Ее место занимает неконтролируемое присвоение общенационального достояния незначительной частью населения, в то время как производитель товаров и услуг - будь то рабочий или крестьянин, ученый или учитель - располагает доходами, позволяющими ему удовлетворить лишь самые необходимые жизненные потребности. [21]
По оценке Института макроэкономических исследований при Минэкономики РФ, вторую работу сегодня имеют более 8 млн. человек; число занятых в неформальном секторе составило около 25 млн. человек, в том числе для 7,5 млн. человек этот вид деятельности являлся единственным источником дохода. В результате зачастую лучшая часть квалифицированных работников нашла свое применение в теневом секторе экономики, который, по последним данным Госкомстата России составляет от 10 до 20% от ВВП. В 2009 году, после соответствующих постановлений правительства (о квотировании и лицензировании) иностранных рабочих произошло некоторое снижение давления иностранной рабочей силы на рынок труда. Численность приезжающих на работу трудящихся-мигрантов, по оценке Минтруда России, сохранялась в пределах 550-600 тыс. человек, что составляет 0,4% от численности занятого населения. Однако масштабы нелегальной миграции все равно оцениваются сегодня примерно в 3-4 млн. человек. Изменения в сфере занятости обусловили и рост общей численности безработных. Численность не имеющих занятия, но активно ищущих работу и, в соответствии с методологией МОТ, классифицируемых как безработные, увеличилась с начала 2009 года на 0,1 млн. и с учетом финансового кризиса будет увеличиваться. Уровень общей безработицы вырос и составляет 6,5-8%. При этом (парадокс) численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, продолжает сокращаться.
Superjob ТОП 20 — рейтинг наиболее популярных запросов рынка рабочей силы в России
Первое место в рейтинге 20 наиболее востребованных профессий вновь заняли менеджеры по продажам, говорится в исследовании Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru. В мае 2011 года спрос на них составил 7,5% от совокупности запросов работодателей.
Инженеры поднялись на вторую позицию, обогнав в рейтинге квалифицированных рабочих. Представители инженерных специальностей востребованы в 6,0% вакансий.
«Бронза» у квалифицированных рабочих. Спрос на них составил 5,5% от общего числа запросов работодателей.
Продавцы по-прежнему на четвёртой строке (4,8%).
На пятую позицию поднялись неквалифицированные рабочие (2,9%), обогнав в рейтинге бухгалтеров (2,6%) и торговых представителей (2,5%), которые заняли шестое и седьмое места соответственно.
Восьмую строку всё так же занимают водители (2,3%).
Сохранили свои позиции в рейтинге врачи (1,8%) и программисты (1,5%).
В мае 2011 года количество запросов работодателей на секретарей составило 1,4%.
Чуть снизился спрос на менеджеров по работе с клиентами (1,3%) и региональных представителей (1,1%).
Демонстрируют стабильность медицинские представители, юристы и педагоги, занимая те же позиции, что и в апреле 2011 года. Число вакансий для данных специалистов составляет 0,9%, 0,8% и 0,7% соответственно.
Спрос рынка рабочей силы на супервайзеров в мае 2011 года достиг 0,7%.
Количество запросов на мерчендайзеров составило 0,6%.
На последних
позициях в ТОП 20 самых востребованных
профессий оказались менеджеры
по закупкам и экономисты, спрос
на которых составил 0,5% от совокупности
вакансий, опубликованных в мае 2011 года.
2.2. Проблемы формирования рынка рабочей силы
В
настоящее время уровень
До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов. [7]
На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.
Сейчас ситуация на рынке труда приобретает новые черты.
Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.
Во-вторых,
возникли существенные сбои в воспроизводстве
профессионально-
Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. [8]
Несмотря на кризис, в рыночной экономике все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации.
Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок рабочей силы оказывают три основных субъекта: государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).
Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую политику занятости, под которой
понимается совокупность мер прямого и косвенного воздействия
на социально-экономическое развитие общества и каждого его
члена. [2]
Существует два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений Работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.
Учитывая сложность ситуации на рынке рабочей силы, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач:
Информация о работе Рынок рабочей силы, его структура, сущность, перспектива развития в России