Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:06, курсовая работа
Цель данной работы исследование рынка информационных услуг в российской экономике и информационное обеспечение процесса управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Рынок информационных услуг. Его особенность за рубежом 5
1.1. История развития рынка информационных услуг…………………………5
1.2. Сущность, значение и особенности информационного обеспечения управления за рубежом 9
ГЛАВА 2. Информационное обеспечение процесса управления в России 15
2.1. Методологические основы информатизации менеджмента 15
2.2. Пути совершенствования системы информационного обеспечения управления 21
2.3. Технология принятия управленческих решений с информационных позиций 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Третий путь заключается в делегировании функций и полномочий по внедрению информационных технологий внешним организациям (аутсорсинг). Этот современный подход пока редко применяется в российских условиях. При правильном выборе фирмы-исполнителя достигаются ощутимые преимущества:
- экономия средств за счет применения решений, ядро которых прошло успешное внедрение в других фирмах. Цена таких систем ниже, чем у систем, разрабатываемых «с нуля»;
- профессионализм исполнения;
- сервисная поддержка;
- возможность развития системы в соответствии с усложнением бизнеса.
Имеются и потенциальные опасности:
- потеря возможности развития системы;
- опасность потери информации из-за незнания внутренней структуры данных;
- зависимость сопровождения от благополучия фирмы-исполнителя.10
Вопрос о том, следует ли идти по пути разработки информационной системы собственными силами, непростой. Он связан не только с возможностями выделения для этого необходимых средств. Мы считаем, что решение применить покупную систему — проявление высокого уровня зрелости организации. Это можно расценить как проявление цивилизованного разделения труда. «Не лечите зубы сами!» - призывают рекламные агентства. И с этим можно согласиться.
Профессионально сделанный продукт, предназначенный для продажи, имеет одно важное качество, которое отличает его от текущей версии программы, разрабатываемой внутри коллектива-пользователя. Это — функциональная работоспособность. Что-то может не устраивать, но то, что в нем заложено и гарантировано разработчиком - работает.
Если
же система разрабатывается своими
программистами, возникает соблазн
перестройки системы на ходу, не разобравшись
в глубинных причинах возникшей потребности.
Конечно, при наличии высокопрофессиональной
группы программистов внутри фирмы и при
хорошо организованной постановке задач,
принципиально возможно разрешить проблему
разделения ответственности заказчика
и исполнителя. И такие примеры есть. Эта
проблема, как и многие другие, возникающие
при управлении информационными системами,
связана с менеджментом, а не с технологией.
2.3. Технология
принятия управленческих
решений с информационных
позиций
Менеджер в информационном поле
Принципы управления предприятием как единым организмом, имеющим свои цели и задачи, достаточно хорошо разработаны в научном и практическом планах. Переход к рыночным отношениям прежде всего отразился на проблеме поведения предприятия во внешней среде, которая все более активно осуществляет регулирующую роль.
Принимая внутренние или внешние управленческие решения, менеджер не должен нарушать правила установленные внешней средой, а для этого он должен их знать и понимать.
Внешняя среда представляет собой метасистему, состоящую из множества организационных систем. Одной из таких оргсистем является предприятие. Системы, осуществляющие в отношении предприятия явное или неявное управление, являются управляющими системами.
В
метасистеме существует глобальное
информационное поле, создаваемое продуктами
деятельности физических и юридических
субъектов, а также результатами
отражения одних материальных объектов
и явлений в других, которые
можно рассматривать как
В глобальном информационном поле можно выделить ситуативное информационное поле, точечные источники информации которого определяют регламентированное поведение предприятия.
Управляющие
системы изготавливают и “
Точечные источники информации, предназначенные для управляющего воздействия на поведение предприятия, называются информационными продуктами (ИП), а не предназначенные - информационными изделиями(ИИ). Как правило, управляющая система изготавливает конкретный ИП, предназначенный для множества предприятий, в единственном экземпляре. Другие системы, не имеющие статуса управляющих, изготавливают информационные копии этих ИП, то есть такие информационные продукты, которые должны восприниматься предприятием, как ИП, изготовленные непосредственно управляющими системами.11
Глобальное информационное поле наполняется множеством копий управляющих ИП, которые могут быть относительно равномерно распределены в пространстве или скапливаться в отдельных точках этого пространства.
Собранные в отдельных местах ИП образуют в информационном поле информационные накопители в виде библиотек, архивов, отделов нормативной или иной документации, которые могут быть внутри или вне создающих их управляющих систем, они соответственно называются ведомственные (ВИН) и независимые (НИН) информационные накопители.
В
метасистеме можно выделить государственные
и негосударственные
В глобальном информационном поле происходят постоянные движения (между источниками, накопителями и потребителями), дубликационное размножение, размножение с искажением, уничтожение информационных продуктов и изделий.
Казалось бы, управляющие системы должны направлять свои ИП непосредственно на объекты управления или по крайней мере в такие накопители, которые им были бы доступны. Однако в действительности этого не происходит.
Процесс наполнения информационных накопителей достаточно сложен и неоднозначен. Во-первых, часть из них вообще недоступна менеджеру (ведомственные, иностранные библиотеки). Во-вторых, доступные накопители не получают все ИП, процесс приобретения ими ИП зависит от целей их существования и напрямую не связан с интересами предприятия. В-третьих, приобретая неоригинальные ИП, хранилища накапливают копии, которые в процессе переработки могут не соответствовать оригиналам (ручное наполнение информационных баз данных на машинных носителях). В этом случае вся ответственность за поведение, соответствующее искаженному ИП, ложится не на информационный накопитель, а на менеджера.
Некоторые управляющие ИП поступают не только в информационное поле, но и непосредственно на предприятие через средства массового информирования (газеты, журналы) на относительно недолговечных носителях. Проблема состоит в том, что ИП перемешаны в них с посторонними для менеджера информационными изделиями.12
Внешнее управление предприятием
Предприятие в метасистеме является самостоятельным субъектом деятельности, имеющим большую свободу действий, поэтому управление им со стороны внешних систем ограничено некоторым множеством ситуаций, при попадании в которые оно подлежит управляющему воздействию.
Под
ситуацией, обычно, понимается единовременное
описание состояния предприятия
в форме множества его
Сущность внешнего управления состоит в том, чтобы предприятие либо оказалось в некоторой заданной ситуации, либо осуществило регламентированное поведение при добровольном достижении им определенной ситуации.
Например, ситуация: получение прибыли больше нуля; регламентированное поведение: уплата налога на прибыль.
Собственно, внешнее управление состоит в передаче предприятию информационных продуктов и контроле за изменением его поведения. Однако специфика ситуационного управления состоит в том, что управляющие системы направляют ИП не непосредственно предприятию, а в информационное поле. Предприятие обязано самостоятельно найти и приобрести все необходимые ИП, регламентирующие его поведение в тех ситуациях, в которых оно может оказаться. Отсутствие необходимых ИП или неправильное истолкование не принимается во внимание.
Повседневная деятельность менеджера включает в себя: постановку целей, прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию и стимулирование, контроль и регулирование, оценку исполнения, интерпретацию результатов.
Каждый
шаг его деятельности сопровождается
принятием управленческого
Широкое толкование термина “принятие управленческого решения” включает:
-формирование цели которую необходимо достигнуть;
-измерение текущего и планируемого конечного состояния системы;
-целенаправленный сбор информации, влияющей на принятие решения;
-выработка вариантов решения;
-выбор критериев сравнения вариантов;
-сравнение вариантов;
-выбор по критериям одного рационального варианта;
-воплощение в жизнь;
-оценка результата достижения цели.
Для принятия эффективного управленческого решения менеджер должен целенаправленно собрать всю информацию о состоянии и условиях функционирования его предприятия в рамках требований управляющих систем метасистемы. Иными словами, менеджер должен выбрать и приобрести все ИП, относящиеся к его деятельности.
Однако информационные накопители создаются и размещаются, не сообразуясь с желаниями и потребностями менеджера. В рыночных условиях накопители продают имеющиеся у них ИП предприятию, однако первичный сбор ими информационных продуктов и изделий осуществляется в общем случае хаотично. Иными словами, они не могут дать менеджеру полного информационного обеспечения его управленческих решений.
Конкуренты
предприятия находятся с ним
в одном информационном поле, поэтому
чем более умело организована
на предприятии эффективная
В
процессе управления встречаются самые
различные ситуации, весьма сложные
проблемы и задачи. Поэтому менеджеру
приходится принимать организационные,
экологические, организационно-экономические,
социальные, социально-экономические,
производственно-
При рассмотрении организационно-экономических решений видно, что принимая решение, менеджер должен выполнить следующие шаги, обеспечивающие согласованность с требованиями метасистемы:
-формализовать будущую ситуацию, в которой окажется предприятие;
-выявить множество систем, управляющих предприятием в данной ситуации;
-классифицировать эти системы по степени их прав в отношении предприятия;
-найти и приобрести обучающие ИП;
-переработать обучающие ИП для увеличения информационного потенциала;
-найти и приобрести управляющие ИП;
-переработать управляющие ИП и зафиксировать ограничения и требования управляющих систем по отношению к предприятию.
При выборе конечного варианта необходимо учесть результаты информационного анализа требований внешней Среды.
Обозначим через Т - время, необходимое для последовательного выполнения всех шагов, через t - время, отпущенное менеджеру для принятия конкретного решения. Для абсолютного большинства ситуаций будет справедливо соотношение: T >> t. На практике чаще всего менеджер просто не выполняет этих действий в силу указанных ниже причин.
В условиях дефицита необходимых управляющих ИП и соответствующего информационного потенциала менеджер генерирует также и вредные варианты управленческого решения, которые наравне с полезными рассматриваются при выборе рационального решения.
Информация о работе Рынок информационных услуг в Российской экономике