Рынок информационных услуг в Российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы исследование рынка информационных услуг в российской экономике и информационное обеспечение процесса управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Рынок информационных услуг. Его особенность за рубежом 5
1.1. История развития рынка информационных услуг…………………………5
1.2. Сущность, значение и особенности информационного обеспечения управления за рубежом 9
ГЛАВА 2. Информационное обеспечение процесса управления в России 15
2.1. Методологические основы информатизации менеджмента 15
2.2. Пути совершенствования системы информационного обеспечения управления 21
2.3. Технология принятия управленческих решений с информационных позиций 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Тема Рынок информационных услуг в Российской экономике.DOC

— 172.00 Кб (Скачать)

     - уменьшение требований к обработке данных

     - снижение стоимости обслуживания

     3) Возможные нематериальные выгоды

     - улучшение качества информации

     - повышение производительности

     - улучшение и ускорение обслуживания

     - новые производственные мощности

     - улучшение контроля

     - уменьшение просроченных платежей

     - полное использование программного обеспечения.2

     Понятие информации является достаточно ёмким и широко распространено в настоящее время. Сам термин информация происходит от латинского слова information – разъяснение, осведомление, изложение.

     Процесс передачи и получения информации представлен ниже на схеме (рис. 1). Это простая схема передачи информации в одном направлении. 

       
 
 
 

Рис. 1. Процесс передачи и получения информации 

     Процесс передачи информации даже в одном  направлении проходит через множество посредников, а это значит, что во время передачи информации происходит её задержка и искажение. Кроме того, информация может преобразовываться в зависимости от того, к кому она адресована. Так, например, при передачи информации вверх от подчинённых к руководителю происходит её обобщение, а при передачи вниз, от руководителя к подчинённым наоборот – она конкретизируется. Главное в этом процессе максимальная скорость передачи информации при минимальных допустимых искажениях. От этого в первую очередь зависит правильность принимаемых решений и как следствие увеличивается прибыль организации. В процессе управления постоянно происходит обмен информацией. Причём направление перемещения информации может быть вертикальным (от руководителя к подчинённым или от подчинённых к руководителю), так и горизонтальным (между начальниками подразделений, подчинёнными одного уровня). В качестве источника информации может быть уровень цен на рынке, размер прибыли фирмы в прошлом квартале или указание руководителя (рис. 2).

     Из  рисунка видно, что на эффективность  принимаемых решений по управлению влияет множество показателей:

    1. Качество, достоверность и оперативность получения информации
    2. Знания, опыт, личные качества руководителя
    3. Квалификационный состав подчинённых
    4. Ситуация на рынке

       
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Система управления объектом3

     где, Iвх – входная информация о том, в каком состоянии объект управления должен быть

     Iос  – осведомляющая информация о  текущем состоянии объекта управления

     Iу  – управляющая информация в  результате сравнения

     U – воздействие исполнительного  органа на объект управления

     V – отклонение состояния объекта  управления под воздействием  внешней среды

     Менеджмент  в полной мере использует объективную  и своевременную информацию, собираемую, обрабатываемую, сохраняемую и распространяемую с помощью современных научных методов и технических средств. Сейчас это — объективная необходимость, обусловленная, в частности, требованиями рынка адекватно реагировать на возникающие в динамично развивающейся обстановке проблемы. Нужно не только располагать своевременной и точной информацией, но уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в управленческих решениях. Отсюда необходимость присутствия информационной составляющей в управлении очевидна, поскольку она является основой всего управленческого процесса.

     Информацию  можно трактовать как совокупность сведений, сообщений, материалов, данных, определяющих меру потенциальных знаний менеджера о процессах или явлениях в их взаимосвязи.

     Суть  информации составляют только те данные, которые уменьшают неопределенность интересующих менеджера событий. Информация в менеджменте — сумма нужных, воспринятых и осознанных сведений, необходимых для анализа конкретной ситуации, дающая возможность комплексной оценки причин ее возникновения и развития, позволяющая определить ряд альтернативных решений, из которых реально (исходя из конкретной ситуации) найти оптимальное управленческое решение, осуществить контроль за его выполнением. Информация, следовательно — необходимая предпосылка соединения и последующего органического срастания процессов труда и развития личности.

     Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к руководителю, имеют определяющую роль в обеспечении действенности управления. Анализ информации не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию. Все источники данных делятся на плановые, учетные и внеучетные.

     Ведущая роль в информационном обеспечении  анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования.

     Данные  статистического учета, в которых  содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.

     Оперативный учет и отчетность способствуют более  оперативному по сравнению со статистикой  или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.4 

 

ГЛАВА 2. Информационное обеспечение процесса управления в России 

2.1. Методологические основы информатизации менеджмента 

     Информатизация  менеджмента в современных условиях базируется в основном на использовании вычислительной техники. Это — многоаспектный процесс, включающий в себя:

     - формирование соответствующей технико-технологической базы (с применением новейших информационных технологий и современных электронно-вычислительных и коммуникационных средств);

     - организацию производства и сферы распределения информационно-вычислительных услуг;

     - отработку механизма информационного обслуживания и создание действенной системы управления данными процессами;

     - внедрение и эксплуатацию прогрессивных форм, методов и средств проведения информационной деятельности в процессах управления, а также создание для этого необходимых материально-технических, организационно-экономических и социальных условий.

     Использование вычислительной техники и информационных технологий в сфере управления открывает  возможности более экономичной и рациональной организации информационных процессов, повышения их гибкости и динамичности, расширения диапазона анализируемых факторов при принятии решений и факторов их обоснований.

     В конечном итоге вся масса преимуществ  использования электронно-вычислительной техники позволяет повысить многократно уровень управления.

     Эффективное применение ЭВМ зависит от следующих  условий:

     - создания самих вычислительных машин;

     - создания для них программного обеспечения;

     - подготовленности среды применения.

     Оснащение электронной техникой позволяет экономить управленческие и накладные расходы:

     - значительно повышает эффективность проектно-конструкторских работ;

     - обеспечивает эффективное внутрифирменное планирование;

     - заменяет в конторском деле секретарей-машинисток, делопроизводителей;

     - в бухгалтерском деле облегчает составление письменных финансовых документов, осуществление бескассовых связей с банками и финансовыми учреждениями.

     Во  внутрифирменной системе информации используются следующие виды вычислительной техники:

     - ЭВМ крупногабаритные и персональные;

     - микропроцессоры;

     - средства телекоммуникаций;

     - электронные пишущие машинки, композеры, терминальные устройства со встроенной микроЭВМ;

     - средства автоматизированной обработки текстовой информации.5

     ЭВМ используются, прежде всего, для обработки данных и решения расчетных задач. В современных условиях ЭВМ стали все чаще применять для обработки нечисловой информации (текстовой, графической) и термин "вычислительная техника" перестал соответствовать характеру задач, решаемых с помощью компьютера.

     Современные ЭВМ способны одновременно обрабатывать текстовую, цифровую и графическую  информацию. В начале 80-х годов  в крупных промышленных фирмах объем обрабатываемой цифровой информации составлял около 10% всей обрабатываемой внутрифирменной информации, остальная часть приходилась на текстовую информацию.

     Обработка текстовой информации осуществлялась с применением технических средств, основанных на использовании встроенной микроЭВМ. В системе оперативного управления мини-ЭВМ чаще всего используются для:

     - разработки оперативных планов производства и контроля за их выполнением;

     - контроля движения запасов материалов, необходимых для процесса производства;

     - расчета заработной платы;

     - контроля за поступлением заказов;

     - анализа данных о сбыте продукции;

     - регистрации поступления платежей;

     - ведения учета и отчетности.

     Важную  роль играет использование ЭВМ в  системе производственного контроля. Установленные на контрольных участках ЭВМ проверяют качество поступающих на сборку частей и деталей (сверка веса, размеров допусков применительно к существующим стандартам).

     В современных условиях получило развитие использование ЭВМ для автоматического печатания текста с голоса без использования машинистки. Такие ЭВМ позволяют на 60 - 70% сократить затраты на ввод информации.

     Развитие  систем телекоммуникаций позволило  объединить все технические средства обработки цифровой и текстовой  информации в единую внутрифирменную систему информации.

     Наиболее  эффективной считается система  информации, основанная на одновременном использовании вычислительной техники и средств автоматизированной обработки текстовой информации.

     Автоматизированные  системы быстрого поиска и выдачи информации создаются для хранения большого числа различных документов и облегчения пользования ими.

     Организация за долгие годы работы накапливает  много информации, а быстрый поиск  становится возможным при эффективном  размещении и хранении этой информации. Информационные базы данных включают весь комплекс статистических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность фирмы в целом и ее производственно-сбытовых подразделений, а также фактический материал относительно всех факторов, влияющих на состояние и тенденции развития фирмы. Набор статистических показателей для базы данных тщательно разрабатывается и уточняется и охватывает те показатели, которые необходимы для глубокого всестороннего экономического анализа результатов и перспектив функционирования фирмы.

Информация о работе Рынок информационных услуг в Российской экономике