Рынок информации и информационных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть рынки информации, информационных услуг и рынок знаний, найти их сходства и различия, а также определить сущность и основы функционирования как в России так и зарубежом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок информации и информационных услуг………………………4
1.1. Особенности функционирования рынка информационных услуг………………………………………………………………………… ……..4
1.2. Формы предоставления информационных услуг…………………10
Глава 2. Зарубежный и Российский рынки знаний…………………………...16
2.1. Зарубежный рынок знаний…………………………………………17
2.2. Российский рынок знаний…………………………………………..21
2.3. Библиотечная сеть………………………………………………. .. ..21
Глава 3. Основные особенности развития мирового рынка информации и знаний…………………………………………………………………………….29
3.1. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний….29
Заключение…………………………………………………………………...….34
Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Курсовая рынок информации.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

   3.1. Перспективы развития  мирового рынка  информации и знаний.

   Перспективы развития мирового рынка информации и знаний можно рассматривать с позиций прогноза его составляющих. Однако для конкретной страны эти перспективы будут различны в зависимости от состояния экономики, отношения правительства и общества к вопросам информатизации страны, от инвестиций, которые получает эта отрасль для своего развития. В связи с этим при анализе составляющих, влияющих на мировой рынок знаний, будем проводить параллели между отдельными странами.

   Объем мирового рынка информации и знаний удваивается каждые три года, таким образом, объем рынка знаний растет по геометрической прогрессии. Отметим, что из-за отсутствия действенного механизма сопоставления публикаций с целью определения тех из них, которые содержат уже известную информацию, в мировых ресурсах знаний имеется колоссальная избыточность. По мнению многих специалистов в этой области, - избыточность десятикратная. Эта избыточность существенно осложняет поиск информации, возлагая на потребителя работу по просмотру повторяющейся информации, полученной из разных источников. В перспективе мировое сообщество обязано решить эту проблему или мы получим крайне низкую эффективность использования мировых информационных ресурсов и ресурсов знаний. Опыт у человечества в этом направлении имеется - работа патентных служб. Скорее всего это будет человеко-машинная система, опирающаяся на возможности доступа в реальном времени к мировым информационным ресурсам.

   Обычные библиотеки скорее всего сохранятся, автоматизация в таких библиотеках коснется совершенствования технологий поиска нужного издания. Изменится контингент пользователей. Пользователи, использующие библиотечную сеть в интересах своей профессиональной деятельности, уйдут в электронные библиотеки на коммерческой основе, функционирующие в рамках профессиональных баз. Поставщики информации, ведущие профессиональные базы, заранее отбирают наиболее надежные источники информации, структурируют эти источники, т.е. распределяют их по отдельным библиотекам (разделам) и файлам, и выделяют в формализованном виде отдельные фрагменты содержания хранящейся в произвольных текстах информации, что существенно облегчает поиск информации для профессионала-потребителя. Потребитель в профессиональных базах ищет не во всем поле знаний нужную ему информацию, а в локализованной заранее в его интересах зоне. Следует ожидать, что поисковые возможности профессиональных баз должны развиваться по направлению более глубокого формализованного описания основного содержания документа при сохранении произвольного текста, содержащего дополнения к этому содержанию. В ресурсах знаний, содержащихся в профессиональных базах, появятся и другие формы представления знаний, например мультимедиа, но основой ресурсов знаний в профессиональных базах по-прежнему останется текстовая информация и формализованная часть, отражающая основное содержание документа.

   Сложнее всего говорить о перспективах применительно  к развитию деловых ресурсов Интернета, который создавался как телесеть для соединения компьютеров, находящихся в разных точках Земли. Затем появилась идея создавать сайты в интересах рекламы и электронного бизнеса. В последующем были созданы поисковые машины и каталоги, и в совокупности с сайтами это образование стали называть деловыми ресурсами Интернета и отождествлять с глобальной информационной системой. Однако эту систему никто не проектировал, следовательно, не предъявлено к ней никаких требований с позиции пользователя. Какие-либо требования к Интернету, как к информационной системе, отвергались изначально в связи с его демократичностью.

   Одним из важнейших направлений использования  Интернета является реклама на сайте выпускаемой продукции и услуг. Для эффективной рекламы необходимо, чтобы адрес сайта, где содержится рекламная информация, легко было найти. Для этого Интернет как информационная система должен иметь высокие показатели по основным критериям поиска: полноте и точности. Полнота и точность поиска обеспечиваются в информационных системах двумя путями: либо создается структура, где специалисты описывают основное содержание исходной информации и запросов на каком-либо промежуточном языке, либо источники и пользователи по единым требованиям и языковым средствам описывают исходную информацию и запросы. Ни того ни другого в Интернете нет. Следовательно, по своему уровню он отстает от достижений информатики как науки на полстолетия. Ничего страшного не происходит, если поиск в Интернете осуществляет любитель, таким образом удовлетворяющий свое любопытство. Тот, кто рекламирует свою продукцию через Интернет, должен понимать, что потребитель с помощью поисковых систем его сайт, как правило, не найдет. Представляется, что тот, кто создает свой сайт и заинтересован в высокой эффективности рекламы, сознательно пойдет на некоторую стандартизацию информации о себе и своих продуктах или услугах. Это же требование касается и потребителя.

   Таким образом, перспективами развития деловых  ресурсов Интернета является превращение этой его части в современную информационную систему.

   Изменения должны произойти ив технологии создания и обновления сайта. В настоящее время нет сведений, по которым можно определить достоверность сведений, представленных в Интернет, неизвестно время последнего обновления информации. Не решена проблема возможности ссылок на источник информации, если источник - сайт деловых ресурсов Интернета: в статье дается адрес сайта, а на сайте этой информации давно нет. Требует совершенствования и работа поисковых машин Интернета. Для потребителя необходимо знать, какую часть Интернета просматривает каждая поисковая машина, по какой технологии (схеме) она ранжирует найденную информацию и многое другое. Если признать правильным, что предоставляемые услуги должны ориентироваться на потребности пользователей этих услуг, то непонятно, почему поисковые языки различных поисковых машин различны по семантике.

   Будем надеяться, что мировое сообщество преобразует деловые ресурсы Интернета из «демократического хаоса» в эффективную информационную систему, построенную на базе новейших достижений информатики.

   Окинавская  хартия глобального информационного общества провозглашает, что ключевой составляющей нашей стратегии должно стать непрерывное движение в направлении всеобщего доступа для всех. Реально ли достижение прав и возможностей всеобщего доступа для всех в обозримом будущем? - Конечно, нет. Возможности доступа к мировым информационным ресурсам в каждой стране определяются ее экономическим положением в мировом сообществе. Можно выделить ряд основных факторов, влияющих на возможность доступа к мировым информационным ресурсам и ресурсам знаний:

  • количество персональных компьютеров в стране на 1000 чел. населения страны;
  • количество подключений к Интернету на 1000 чел.;
  • платежеспособность пользователей по оплате доступа к мировым информационным ресурсам и ресурсам знаний.

   Число персональных компьютеров в США в сто раз больше, чем в Финляндии. Допустим, что в США наступило насыщение по числу персональных компьютеров в стране и Финляндия через двадцать лет выйдет на уровень 600 компьютеров на 1000 населения. Но за эти двадцать лет США обновит свой парк в 200 млн. компьютеров на самые современные модели и сегодняшнее отставание еще увеличится. Такое же положение и в части доступа к Интернету. Платежеспособность пользователей напрямую зависит от экономического состояния той или иной страны и от понимания руководством страны необходимости поддержки информатизации.

   Самые коренные изменения в информатизации мирового сообщества лежат в технической сфере. Подключение к Интернету через мобильный телефон, увеличение в десятки раз возможностей мобильных телефонов внесут коренные изменения в технологии доступа пользователей к мировым информационным ресурсам. Мировым лидером по использованию Интернета через мобильный телефон является Япония, в которой в 2004г. 20 млн. граждан имели доступ к Интернету через мобильный телефон. Во всем мире имеется много проектов других устройств доступа к телесетям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

     Итак, в данной работе я рассмотрела особенности рынков информации,  информационных услуг и продуктов. Можно сделать определенные выводы.

     Основные  области и сектора рынка информационных услуг и знаний сформировались к началу 70-х гг. XX в. и не претерпели существенных изменений, что подтверждает их соответствие требованиям данного этапа становления постиндустриального общества.

     Основными секторами данного рынка являются:

1. Сектор  деловой информации, включающий  а) биржевую и финансовую информацию, б) экономическую и демографическую  статистическую информацию, в) коммерческую информацию и г) деловые новости.

2. Сектор  информации для специалистов (профессиональная информация, научно-техническая информация, доступ к первоисточникам).

3. Сектор  массовой, потребительской информации (новости и литература, потребительская  и развлекательная информация).

     Состояние рынка информационных услуг и знаний в России существенно отстает от подобных рынков в зарубежных странах. Существуют проблемы в развитии данного рынка в нашей стране, основная из которых – это недостаточное финансирование данной сферы.

     Конечно, можно отметить существенный рост информационных продуктов в нашей стране, начиная с 90-х годов ХХ века. Наибольшее развитие получили коммерческая и правовая информация.

     Сеть  Интернет в России, так же как  и в других странах, заняла лидирующие позиции на информационном рынке и дала новое измерение для каждой из областей. Она открыла новые возможности развития всех секторов информационного рынка, собрав их воедино на качественно новом и более высоком уровне или оставив им четко очерченную и ограниченную сферу использования. 
 

   Список  использованной литературы

1. Андреева И.А. Состояние и тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг: Учебник для вузов, С-Петербург, Информационные ресурсы России. – 2005. – 314с.

2. Божко В.П. , Хорошилова А.В., Предметно-ориентированные экономические информационные системы: Учебник. – Москва: Финансы и статистика, 2007. – 224с.

3. Федеральная  целевая программа «Электронная  Россия (2002 - 2010 годы)», одобренная  на заседании Правительства РФ 5 июля 2001 года

4.Управление информациооными ресурсами: учебник / А.В. Хорошилов,

    С.Н. Селетков, Н.В. Днепровская;  под ред. А.В. Хорошилова . –  М.: Финансы и статистика, 2006.- 272 с.

5.  Сетевая  экономика : учеб. Пособие / В.Н.  Бугорский.- М.: Финансы и статистика, 2008.-256 с.

Информация о работе Рынок информации и информационных услуг