Рынок информации и информационных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть рынки информации, информационных услуг и рынок знаний, найти их сходства и различия, а также определить сущность и основы функционирования как в России так и зарубежом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок информации и информационных услуг………………………4
1.1. Особенности функционирования рынка информационных услуг………………………………………………………………………… ……..4
1.2. Формы предоставления информационных услуг…………………10
Глава 2. Зарубежный и Российский рынки знаний…………………………...16
2.1. Зарубежный рынок знаний…………………………………………17
2.2. Российский рынок знаний…………………………………………..21
2.3. Библиотечная сеть………………………………………………. .. ..21
Глава 3. Основные особенности развития мирового рынка информации и знаний…………………………………………………………………………….29
3.1. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний….29
Заключение…………………………………………………………………...….34
Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Курсовая рынок информации.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

   Фактографические  системы позволили проводить  обработку информации по указанию пользователя.

   С расширением рынка электронной  информации наблюдается уменьшение доли государственных служб в общей структуре информационного рынка (рис.1).

   

   Однако  следует учитывать, что определенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т. д.

   Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб:

  • центры-генераторы (производители информации) - специализируются на добыче информации, формировании баз данных и поддержании их в актуальном состоянии;
  • центры распределения (поставщики информации, так называемые вендоры) - занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами;
  • информационные агентства - помимо функции сбора информации, формирования и ведения баз данных осуществляют и функции обслуживания пользователей.

   К концу 2000г. в мире функции центров-генераторов выполняли около 3520 компаний, а функции центров-поставщиков - более 4200 компаний.

   Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство наряду с ростом возможностей вычислительной техники породило создание принципиально новых информационных технологий, что в свою очередь обеспечило коренное улучшение качества информационного обслуживания. Одно из главных достижений в этой сфере - появление возможности диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных (режим on-Line). Новейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере. Переход к применению компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с использованием этих источников.

   Необходимо  отметить, что первопричиной скачка в развитии сферы информационного обслуживания явился резкий рост потребностей пользователей, связанный с ростом производства и развитием науки и техники. Данное обстоятельство определило выгодность вложения денежных средств в эту отрасль и создание свыше 7500 крупных информационных корпораций.

   1.2. Формы предоставления  информационных услуг.

   Одной из форм предоставления информационных услуг потребителю является обеспечение его доступа к профессиональным базам данных научно-технической, деловой, правовой и другой информации. Развитие международного экономического сотрудничества определило потребность в создании мировых информационных корпораций.

   За  неполные 30 лет количество баз данных выросло примерно в 30 раз. Их суммарный  объем увеличился более чем в 100 раз. Так, на 2000г. приходится 13 000 баз данных и содержащихся в них около 7500 млн. записей.

   Содержание  баз данных отражает потребности  пользователей. Если первоначально потребители запрашивали в основном научно-техническую информацию, то в настоящее время их основной интерес направлен на информацию, касающуюся бизнеса, торговли и промышленности. Большой интерес также проявляется к патентной и правовой информации. В табл. 1 показано распределение баз данных по содержащейся в них информации. 

   Таблица.1 

 
   Тематика баз данных
   Распределение баз данных по содержанию, %
 
   1996г.
   2000г.    2004г.
   Бизнес    34    33    33
   Потребительская информация    3    7    10
   Медицина  и биология    8    11    9
   Гуманитарные  дисциплины    2    4    4
   Правовая  информация    8    9    12
   Политематическая  информация    1    6    3
   Новости    8    4    4
   Общественные  науки    9    7    6
   Научно-техническая  информация    22    19    19
 
 

   Необходимо  отметить, что приведенная классификация  баз данных по тематике представляется условной. Так, предпринимателя может интересовать не только информация, находящаяся в разделе бизнеса, но также правовая информация, деловые новости, научно-техническая информация, потребительская информация.

   По  своей форме информационные ресурсы, содержащиеся в базах данных, могут быть разделены на числовые (фактографическая информация) и текстовые. Объемы текстовых баз данных значительно превышают объемы числовых баз, и этот разрыв все более увеличивается с течением времени.

   По  состоянию на 2000г. доля североамериканских баз данных составила около 2/3, Западной Европы - 1/4, а остальная часть приходится на другие континенты.

   Ориентироваться в гигантском объеме мировых информационных ресурсов позволяет популярное во всем мире справочное издание Gale Directory of Databases, выпускаемое дважды в год в виде двух томов фирмой Gale Research, Inc.

   Первый  том содержит список всех онлайновых баз данных, а также основные показатели развития информационной индустрии:

  • рост количества баз данных;
  • рост количества генераторов и поставщиков;
  • рост объемов баз данных;
  • количество обращений к базам данных;
  • соотношение числовых и текстовых баз данных.

   Во  втором томе приводится информация о  базах данных, распространяемых на СD-RОМ, в которых отдельно выделены подробные сведения о производителях (генераторах) и поставщиках баз данных и списки предлагаемых ими баз.

   Рассмотрим  возможности удовлетворения потребностей пользователей пользующихся информационными ресурсами сети Интернет. 

   Информационные  ресурсы сети Интернет

   С точки зрения пользователя, сеть Интернет можно рассматривать как мощное глобальное средство обмена информацией. Одним из распространенных и перспективных сервисов Интернета является сервис прямого доступа Word Wide Web - WWW, представляющий собой систему документов, включающих текстовую и графическую информацию, размещенных на узлах Интернета и связанных между собой гиперссылками.

   Классификация источников информации в Интернете  может проводиться по разным основаниям. По способам представления информации могут быть выделены следующие виды:

  • веб-страницы - наиболее распространенный и используемый из информационных ресурсов. Этот ресурс представляет собой страницы гипертекста. Страницы наряду с текстовой могут содержать графическую, звуковую и видеоинформацию;
  • файловые серверы - реализуют в Интернете традиционный способ представления информации;
  • телеконференции - могут являться важным источником информации. Они разбиваются на группы (рубрики) по тематике. Участвующие в телеконференциях могут написать свое сообщение или послать комментарии на чужое сообщение;
  • базы данных - могут быть доступны через сеть Интернет. В них часто содержатся кроме текстовой также и другие виды информации.

   Информационные  ресурсы также могут быть разделены  по языковому признаку. В сети Интернет представлены практически все основные языки, однако главным в силу исторически сложившихся традиций является английский. Ряд сайтов представляет информацию на нескольких языках.

   В сети имеет место классификация  и по территориальному признаку. Ряд сайтов предоставляет свою информацию для потребителей определенного региона, хотя доступ к сайту возможен и из любой точки сети.

   Наиболее  важным аспектом классификации информационных ресурсов Интернета является содержание информации. Деловая информация, необходимая в предпринимательской деятельности, по этому критерию может быть разделена на следующие группы.

   Сведения  о фирмах, организациях. Эта группа сведений определяется степенью освоения организацией возможностей Интернета по продвижению продукции или услуг. Различают три типа серверов данной группы (категории):

  • серверы присутствия в Интернете - могут быть рекламными и информирующими. Рекламный сервер обычно содержит одну или несколько страниц. Информирующий сервер включает более подробную информацию о фирме и производимой ею продукции или оказываемых услугах;
  • информационные серверы - предоставляют различного рода информацию потребителям. Серверы данной группы ведут информационно-аналитические агентства и другие структуры, в том числе государственные, чья деятельность связана с предоставлением различного рода информации потребителям;
  • интерактивные магазины - обеспечивают продажи товаров через Интернет. При этом могут быть реализованы в электронном виде следующие функции:

   1. предоставление клиенту необходимой  информации о товаре или услуге;

   2. оформление заказа;

   3. оплата заказа (при использовании онлайновых платежных систем);

   4. отправка полученного товара, если  товаром является информация.

   Сведения  о состоянии мировой экономики  и экономики отдельных стран. Данная информация представлена достаточно широко в профессиональных базах крупнейших информационно-аналитических агентств мира. Серверы этих агентств входят в состав информационных ресурсов Интернета. Однако сама информация, как правило, платная. Информация о состоянии национальной экономики обычно размещается на серверах государственных структур, отвечающих за государственную поддержку экономики, государственных статистических органов, различных экономических институтов.

   Сведения  о состоянии отраслевых рынков. Анализ отраслевых рынков осуществляют специализированные маркетинговые и консалтинговые агентства, а также маркетинговые службы фирм или организаций. Результаты этих исследований, используя Интернет, можно получить:

  • из профессиональных баз крупнейших мировых информационных агентств, найдя сведения о технологиях доступа к этим базам на сайтах Интернета;
  • в самих консалтинговых или маркетинговых агентствах, чьи сайты также представлены в Интернете;
  • в многопрофильных и отраслевых журналах, регулярно публикующих обзоры рынков. Одни издания, например многопрофильный журнал «Эксперт», представляют на сайтах оглавления номеров журналов. Другие, например журнал «Профиль», размещают в открытом доступе публикуемые материалы.

   Деловые новости. Большинство мировых информационных агентств предоставляют потребителям доступ к профессиональным базам, содержащим деловые новости. Из зарубежных агентств крупнейшими поставщиками деловых новостей являются LEXIS-NEXIS, Dialog, Reuters. Среди отечественных агентств следует выделить:

  • «Интегрум-Техно», предоставляющий доступ к материалам 250 центральных и крупнейших региональных газет, а также к зарубежным новостям;
  • РИА «Новости» - государственное информационно-аналитическое агентство РФ;
  • «ИТАР-ТАСС» - государственное Информационное телеграфное агентство РФ;
  • агентство «Интерфакс», входящее в состав международной информационной группы Interfax Information.

Информация о работе Рынок информации и информационных услуг