Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:10, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть рынки информации, информационных услуг и рынок знаний, найти их сходства и различия, а также определить сущность и основы функционирования как в России так и зарубежом.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок информации и информационных услуг………………………4
1.1. Особенности функционирования рынка информационных услуг………………………………………………………………………… ……..4
1.2. Формы предоставления информационных услуг…………………10
Глава 2. Зарубежный и Российский рынки знаний…………………………...16
2.1. Зарубежный рынок знаний…………………………………………17
2.2. Российский рынок знаний…………………………………………..21
2.3. Библиотечная сеть………………………………………………. .. ..21
Глава 3. Основные особенности развития мирового рынка информации и знаний…………………………………………………………………………….29
3.1. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний….29
Заключение…………………………………………………………………...….34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Фактографические системы позволили проводить обработку информации по указанию пользователя.
С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб в общей структуре информационного рынка (рис.1).
Однако следует учитывать, что определенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т. д.
Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб:
К концу 2000г. в мире функции центров-генераторов выполняли около 3520 компаний, а функции центров-поставщиков - более 4200 компаний.
Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство наряду с ростом возможностей вычислительной техники породило создание принципиально новых информационных технологий, что в свою очередь обеспечило коренное улучшение качества информационного обслуживания. Одно из главных достижений в этой сфере - появление возможности диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных (режим on-Line). Новейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере. Переход к применению компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с использованием этих источников.
Необходимо отметить, что первопричиной скачка в развитии сферы информационного обслуживания явился резкий рост потребностей пользователей, связанный с ростом производства и развитием науки и техники. Данное обстоятельство определило выгодность вложения денежных средств в эту отрасль и создание свыше 7500 крупных информационных корпораций.
1.2. Формы предоставления информационных услуг.
Одной из форм предоставления информационных услуг потребителю является обеспечение его доступа к профессиональным базам данных научно-технической, деловой, правовой и другой информации. Развитие международного экономического сотрудничества определило потребность в создании мировых информационных корпораций.
За неполные 30 лет количество баз данных выросло примерно в 30 раз. Их суммарный объем увеличился более чем в 100 раз. Так, на 2000г. приходится 13 000 баз данных и содержащихся в них около 7500 млн. записей.
Содержание
баз данных отражает потребности
пользователей. Если первоначально потребители
запрашивали в основном научно-техническую
информацию, то в настоящее время их основной
интерес направлен на информацию, касающуюся
бизнеса, торговли и промышленности. Большой
интерес также проявляется к патентной
и правовой информации. В табл. 1 показано
распределение баз данных по содержащейся
в них информации.
Таблица.1
|
Необходимо отметить, что приведенная классификация баз данных по тематике представляется условной. Так, предпринимателя может интересовать не только информация, находящаяся в разделе бизнеса, но также правовая информация, деловые новости, научно-техническая информация, потребительская информация.
По своей форме информационные ресурсы, содержащиеся в базах данных, могут быть разделены на числовые (фактографическая информация) и текстовые. Объемы текстовых баз данных значительно превышают объемы числовых баз, и этот разрыв все более увеличивается с течением времени.
По состоянию на 2000г. доля североамериканских баз данных составила около 2/3, Западной Европы - 1/4, а остальная часть приходится на другие континенты.
Ориентироваться в гигантском объеме мировых информационных ресурсов позволяет популярное во всем мире справочное издание Gale Directory of Databases, выпускаемое дважды в год в виде двух томов фирмой Gale Research, Inc.
Первый том содержит список всех онлайновых баз данных, а также основные показатели развития информационной индустрии:
Во втором томе приводится информация о базах данных, распространяемых на СD-RОМ, в которых отдельно выделены подробные сведения о производителях (генераторах) и поставщиках баз данных и списки предлагаемых ими баз.
Рассмотрим
возможности удовлетворения потребностей
пользователей пользующихся информационными
ресурсами сети Интернет.
Информационные ресурсы сети Интернет
С точки зрения пользователя, сеть Интернет можно рассматривать как мощное глобальное средство обмена информацией. Одним из распространенных и перспективных сервисов Интернета является сервис прямого доступа Word Wide Web - WWW, представляющий собой систему документов, включающих текстовую и графическую информацию, размещенных на узлах Интернета и связанных между собой гиперссылками.
Классификация источников информации в Интернете может проводиться по разным основаниям. По способам представления информации могут быть выделены следующие виды:
Информационные ресурсы также могут быть разделены по языковому признаку. В сети Интернет представлены практически все основные языки, однако главным в силу исторически сложившихся традиций является английский. Ряд сайтов представляет информацию на нескольких языках.
В сети имеет место классификация и по территориальному признаку. Ряд сайтов предоставляет свою информацию для потребителей определенного региона, хотя доступ к сайту возможен и из любой точки сети.
Наиболее важным аспектом классификации информационных ресурсов Интернета является содержание информации. Деловая информация, необходимая в предпринимательской деятельности, по этому критерию может быть разделена на следующие группы.
Сведения о фирмах, организациях. Эта группа сведений определяется степенью освоения организацией возможностей Интернета по продвижению продукции или услуг. Различают три типа серверов данной группы (категории):
1.
предоставление клиенту
2. оформление заказа;
3. оплата заказа (при использовании онлайновых платежных систем);
4. отправка полученного товара, если товаром является информация.
Сведения о состоянии мировой экономики и экономики отдельных стран. Данная информация представлена достаточно широко в профессиональных базах крупнейших информационно-аналитических агентств мира. Серверы этих агентств входят в состав информационных ресурсов Интернета. Однако сама информация, как правило, платная. Информация о состоянии национальной экономики обычно размещается на серверах государственных структур, отвечающих за государственную поддержку экономики, государственных статистических органов, различных экономических институтов.
Сведения о состоянии отраслевых рынков. Анализ отраслевых рынков осуществляют специализированные маркетинговые и консалтинговые агентства, а также маркетинговые службы фирм или организаций. Результаты этих исследований, используя Интернет, можно получить:
Деловые новости. Большинство мировых информационных агентств предоставляют потребителям доступ к профессиональным базам, содержащим деловые новости. Из зарубежных агентств крупнейшими поставщиками деловых новостей являются LEXIS-NEXIS, Dialog, Reuters. Среди отечественных агентств следует выделить: