Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:10, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть рынки информации, информационных услуг и рынок знаний, найти их сходства и различия, а также определить сущность и основы функционирования как в России так и зарубежом.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок информации и информационных услуг………………………4
1.1. Особенности функционирования рынка информационных услуг………………………………………………………………………… ……..4
1.2. Формы предоставления информационных услуг…………………10
Глава 2. Зарубежный и Российский рынки знаний…………………………...16
2.1. Зарубежный рынок знаний…………………………………………17
2.2. Российский рынок знаний…………………………………………..21
2.3. Библиотечная сеть………………………………………………. .. ..21
Глава 3. Основные особенности развития мирового рынка информации и знаний…………………………………………………………………………….29
3.1. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний….29
Заключение…………………………………………………………………...….34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Интернет предоставляет бесплатный доступ к ежедневной электронной интернет-газете «Gazeta.ru». Ряд крупнейших газет имеет в Интернете электронные версии. Доступ к некоторым из них платный (например, к электронным версиям печатных изданий Издательского дома «Коммерсантъ»), к другим (например, к электронной версии газеты «Аргументы и факты») - бесплатный.
Справочная
информация. Представлена в сети Интернет
весьма широко. Это и списки веб-сайтов
компаний, отобранных по определенному
принципу, и телефонно-адресный справочник
«Желтые страницы» с возможностью поиска
информации по названию фирмы и виду деятельности,
и телефонные справочники городов Российской
Федерации, стран СНГ и Балтии. Также в
Интернете имеется информация о расписании
движения поездов, авиарейсов, о погоде
и многое другое.
Глава 2. Зарубежный и Российский рынки знаний.
В
настоящее время успех
Исторически первыми хранилищами ресурсов знаний были библиотеки. Они существуют веками и содержат практически весь объем знаний, накопленный человечеством. Сведения о новейших знаниях публикуются в научных и отраслевых периодических изданиях, обсуждаются на конференциях. Именно эти издания входят в базы данных ведущих информационных агентств. Ё России хранение и доступ к ресурсам знаний реализуется через систему научно-технической информации (НТИ), важной частью которой является патентная информация.
Данная глава включает анализ зарубежного и российского рынков знаний.
2.1. Зарубежный рынок знаний.
Знание как информация, обладающая большой ценностью, является одним из факторов производства наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательской способностью.
На развитие общества в целом и экономики в частности большое влияние оказывает научно-техническая революция (НТР). С середины XX в. под влиянием научных и технических открытий возросла роль науки как основного источника инновационного развития экономики. Доля инновационной продукции производстве стран Западной Европы составляет в среднем 19%, в то время как в России только 3,1%.
Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках ОЭСР была организована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный продукт (результат) инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным услугам.
Инновационная деятельность - деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей - реализацию инноваций.
Инновационный процесс - процесс преобразования научных знаний в инновацию.
Таким образом, с интенсивным развитием производства на основе современных научных достижений потребность предприятий и специалистов в доступе к своевременным и оперативным ресурсам знаний многократно возросла. В итоге фирмы и специалисты формируют спрос на знания как на производственный ресурс. Знания в современном обществе могут выступать объектом купли-продажи, т.е. приобретают свойства товара (стоимость, ценность для потребителя и др.).
Источники знаний для фирмы делятся на внутренние и внешние. Внутренний источник знаний фирмы не является до статочным для ее эффективного функционирования, развития инновационного производства. Поэтому основную часть знаний фирма получает из внешних источников, т.е. приобретает на рынке ресурсов знаний. Доступ к сведениям о новейших разработках, инновациях, опыте других фирм может сыграть решающее значение для успеха этой фирмы. Например, университеты США в среднем на получение доступа к научной литературе ежегодно тратят по 5 млн. долл. Эта же сумма расходов справедлива и для крупных американских фирм.
Ресурсами знаний являются различные информационные системы. Основным ресурсом знаний на протяжении многих веков служили библиотеки. Именно библиотеки содержат весь объем знаний, созданный за всю историю человечества. В наше время библиотеки играют важную роль по обеспечению широким слоям населения доступа к информационным ресурсам, в том числе электронным.
Сведения
о новых разработках и
Большое значение в качестве ресурсов знаний имеют профессиональные конференции, семинары и встречи, основные выводы по этим мероприятиям также издаются в виде сборников тезисов докладов.
Отдельные книги, монографии являются ресурсом знаний.
Мировой рынок знаний оценивался в 2004г. в 12,5 млрд. долл. США. Расходы в разных странах на закупку научной литературы составляют в разрезе по странам: в Польше - 25 млн., Швеции - 26 млн., Индии - 54 млн., Великобритании - 116 млн., Китае - 120 млн., а в России - 11 млн. долл. США.
Рассмотрим зарубежный рынок знаний.
Почти в каждой стране существует сеть библиотек. Наиболее известными в мире являются следующие:
В качестве примера рассмотрим библиотечную сеть США.
Большинство библиотек США подключены к Интернету. В общественных библиотеках установлено 14 млн. компьютеров, и каждый желающий может бесплатно воспользоваться доступом к сети. Этим доступом, как правило, пользуются граждане с низким уровнем доходов, не имеющие возможности работать из дома.
В США в 2004г. доля школ, подключенных к Интернету, приблизилась к 100%, из них 88% школ имели свои, постоянно обновляемые сайты.
Библиотечная сеть США включает 117664 библиотеки на 2005г. Распределение библиотек происходит следующим образом:
Для успешного развития фирмы необходим доступ к сведениям о новых открытиях и достижениях в отрасли, в которой она работает. Эти сведения, как правило, содержатся в периодических и сериальных изданиях соответствующего профиля, выпускаемых в России и за рубежом.
В мире издается около 200 тыс. сериальных изданий. Для того чтобы пользователям было легче разобраться в многообразии изданий, специализированные организации проводят исследования рынка информации, составляют рейтинги наиболее авторитетных изданий по отраслям.
Например, фирма Bowker 1932г. издает справочник по сериальным публикациям под названием «Ulrich's Periodicals Directory», в котором содержатся наименования и аннотации сериальных изданий, публикуемых в разных странах более 80 тыс. издателями. Доступ к этому справочнику возможен также через веб-сайт каталога (www.ulrichsweb.com) по подписке.
В настоящее время сериальные и периодические публикации могут выпускаться не только на бумаге, но и в электронном виде. Все чаще сборники научных трудов конференций выходят на CD и размещаются на веб-сайтах. Несмотря на то что многие издатели имеют веб-сайты в Интернете, электронную копию в глобальной сети представляют только 22 тыс. периодических изданий.
Большое значение для доступа к ресурсам знаний имеют профессиональные базы, которые предоставляют доступ к множеству изданий по запросу пользователей. Базы регулярно обновляются, оснащены удобными поисковыми инструментами. Профессиональные базы могут быть как универсальными, так и тематическими.
Необходимо учитывать, что многие из агентств - поставщиков информации работают по принципу информационного универсама, и по этой причине наименования периодических изданий у разных поставщиков будут повторяться.
В схеме распространения ресурсов знаний, содержащихся в периодических изданиях, распространяемых на коммерческой основе, с авторами заключаются договоры о продаже информации, являющейся их интеллектуальной собственностью, через электронные сети.
2.2. Российский рынок знаний.
Информационный рынок в России в целом находится в процессе формирования. Но если такие секторы российского рынка, как биржевая и финансовая информация, правовая информация, создавались с «нуля», то система научно-технической информации в СССР была одной из лучших в мире; совместно с библиотечной сетью является основой российских ресурсов знаний.
Потенциал российского рынка знаний заключается в разветвленной библиотечной сети и системе научно-технической информации, которые в настоящее время адаптируются к потребностям современного общества.
2.3. Библиотечная сеть.
Библиотечная система России включает более 150 тыс. библиотек, из которых 51 тыс. являются общедоступными публичными библиотеками. Фонды этих библиотек являются самым крупным и общедоступным информационным ресурсом в стране. Несмотря на интенсивное развитие телекоммуникационных сетей, библиотека была и остается основным инструментом доступа исследователей к ресурсам знаний.
Организационная
структура библиотечных систем России
имеет иерархическую форму и соответствует
административно-
1. Сеть библиотек Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ является наиболее обширной и разветвленной, в нее входят девять федеральных библиотек:
Российская государственная библиотека (РГБ);
Российская национальная библиотека (РНБ);
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ);
Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ);
Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ);
Российская государственная библиотека по искусству (РГБЙ);
Российская государственная юношеская библиотека (РГЮБ);
Российская
государственная детская
Российская государственная библиотека для Слепых (РГБС).