Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:10, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть рынки информации, информационных услуг и рынок знаний, найти их сходства и различия, а также определить сущность и основы функционирования как в России так и зарубежом.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок информации и информационных услуг………………………4
1.1. Особенности функционирования рынка информационных услуг………………………………………………………………………… ……..4
1.2. Формы предоставления информационных услуг…………………10
Глава 2. Зарубежный и Российский рынки знаний…………………………...16
2.1. Зарубежный рынок знаний…………………………………………17
2.2. Российский рынок знаний…………………………………………..21
2.3. Библиотечная сеть………………………………………………. .. ..21
Глава 3. Основные особенности развития мирового рынка информации и знаний…………………………………………………………………………….29
3.1. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний….29
Заключение…………………………………………………………………...….34
Список использованной литературы…………………………………………...35
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ
И ПРАВА
Кафедра
экономической теории
Курсовая
работа
«Рынок
информации и информационных услуг»
Иркутск
2010
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Рынок информации и информационных услуг………………………4
1.1. Особенности функционирования рынка
информационных услуг…………………………………………………………………
1.2. Формы предоставления информационных услуг…………………10
Глава 2. Зарубежный и Российский рынки знаний…………………………...16
2.1. Зарубежный рынок знаний…………………
2.2. Российский рынок знаний…………………
2.3. Библиотечная сеть…………………………………
Глава 3. Основные
особенности развития мирового рынка
информации и знаний…………………………………………………………
3.1. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний….29
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
В нашей жизни с каждым днем все большее значение и внимание уделяется информации, способам ее передачи и важности для определенных категорий граждан. Прочно в нашу жизнь вошёл Интернет. Многие из нас уже плохо себе представляют жизнь без него, ведь через него можно не только получить массу полезной информации, но и пообщаться с людьми, с которыми в реальной жизни пообщаться не удается.
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть рынки информации, информационных услуг и рынок знаний, найти их сходства и различия, а также определить сущность и основы функционирования как в России так и зарубежом.
В данной работе я рассматриваю рынки информации и информационных услуг и знаний. Перед нами стоит задача определить круг пользователей для каждого сектора информации, оценить значение того или иного вида информации и знаний.
В
заключение данной работы необходимо
оценить состояние и тенденции
развития рынков информации, информационных
услуг и знаний в нашей стране. Нужно найти
сходства и отличия от подобных рынков
зарубежных стран. Также мы рассмотрим
положительные и отрицательные стороны
развития рынка информационных продуктов
и услуг в России.
Глава 1. Рынок информации и информационных услуг.
1.1. Особенности функционирования рынка информационных услуг.
Рынок информационных услуг может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.
Товаром на рынке информационных услуг является информация. Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информация, зафиксированная на различных носителях и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.
Информационные ресурсы обычно подразделяются на три сектора:
Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на следующие группы:
Требования к оперативности предоставления потребителю коммерческой информации ниже, чем требования к предоставлению биржевой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация обновляется ежедневно или еженедельно.
Важность коммерческой информации в условиях рынка и конкуренции весьма высока. Эта информация используется непосредственно бизнесменами и предпринимателями, решающими следующие задачи:
Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную, библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инженеров и т. д.
Сектор массовой потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т. д.).
Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Товар в сфере информационной индустрии - это информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, используемые в информационных технологиях.
Способность решать задачи информационного обслуживания па уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.
Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителям следующие виды услуг:
Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.
Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.
Классификация пользователей может проводиться по различным основаниям:
Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения он претерпел в середине 1960-х гг. с появлением современной вычислительной техники и ее использованием в области обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, различные общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области, библиотеки. Пользователям - специалистам в различных областях науки и техники предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслуживание проводилось, как правило, на некоммерческой основе.
Первые автоматизированные информационные системы получили название «Информационно-поисковые системы» (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых ЭВМ (малый объем памяти, последовательный просмотр записей на магнитных лентах) в ИПС хранились вторичные документы -поисковые образцы документов. Первичные документы хранились по-прежнему в библиотеках и архивах. В результате поиска во вторичных документах выдавался адрес хранения первичного документа, т. е. его место в хранилище.
Такие системы работали в двух режимах: избирательного распространения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действующими запросами и оповещение пользователя о найденных документах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.
При внедрении ИПС была автоматизирована лишь часть функций информационного обслуживания. Хотя коренных изменений в качестве обслуживания пользователя не произошло, информационно-поисковые системы сыграли свою положительную роль в качестве базы для дальнейшего развития автоматизации информационных процессов.
Следующим шагом, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники, ростом объемов памяти и быстродействия, является возникновение фактографических информационных систем. Эти системы содержали уже формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т. д.). Пользователь таких систем мог получить ответ на свой вопрос, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографических системах организовывалась в виде баз данных. В этих базах могли храниться также библиографические описания документов и рефератов.