Рынок, государство и внешние эффекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Рынок — это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации повеления экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Рынок. Несовершенство рыночного механизма………………………………...5
1.1 Сущность и условия возникновения рынка……………………………….....5
1.2 Функции рынка ………………………….…………………………………….6
1.3 Несовершенство рынка …………………………………………………….....8
2 Внешние эффекты и их регулирование………………………………………...10
2.1 Понятие, виды внешних эффектов ………………………………………....10
2.2 Меры государственного регулирования внешних эффектов …………….14
2.3 Теорема Коуза ……………………………………………………………….17
3 Регулирование внешних эффектов рынка в РК………………………………..21
Заключение ……………………………………………………………………....27
Список литературы ……………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Рынок, государсво и внешние эффекты.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

 

Таблица 1 – Текущие  затраты на охрану окружающей среды

тыс. тенге 

 

2004

2005

2006

2007

2008

Республика Казахстан

28682087,6

43601795,7

56320118,6

58725515,7

91288342,3

Акмолинская

263336,3

324101,6

387532,8

304445,6

561891,6

Актюбинская

2839125,5

4741222

3052725,3

3998799

8159835,4

Алматинская

266836,2

306336,6

374943,2

379405

382165,2

Атырауская

3922286,7

5631372,2

3345944,6

5059147,8

12747951,3

Восточно-Казахстанская

2661218,8

3493976,9

4990306,9

6431564,9

7444821,7

Жамбылская

604929,8

683472,8

601426,4

578236

1549210,8

Западно-Казахстанская

608284,7

359934,5

247483,2

271769,5

483869,7

Карагандинская

5088883,4

5363153,5

7834578,2

9896975,8

14610451,5

Костанайская

3964384,7

4089098

7071751,2

5607060,4

7741960,4

Кызылординская

103586,9

856102,6

883379,3

1210163,4

2375655,4

Мангистауская

1952334,7

10894270,3

19103499,2

14890999,1

19448415

Павлодарская

4404327,2

4938780,1

5967055,6

6857608,4

11254772,8

Северо-Казахстанская

176920,5

179980

213584,4

221017,0

269618,7

Южно-Казахстанская

944714,5

862982,8

1033019,5

1206855,0

2049136,3

г. Астана

189038,6

85607,8

122786,7

148297,2

203789,1

г. Алматы

691879,1

747845,8

1090102,1

1663171,6

2004797,4


Исследование причины возникновения  экологических проблем позволяет нам сделать вывод о необходимости превентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в проектной стадии. Для развития указанного направления рекомендуется предоставление возможностей создания для банковских организаций определенных льгот, позволяющих снизить ставки кредитования  экологосберегающих проектов. Назревает необходимость  постепенного перехода к взиманию налогов не по получению доходов, а в большей степени с тех отраслей, которые наносят наибольший вред экологической системе государства. Данные предложения направлены на то, чтобы товаропроизводители, занимающиеся выпуском вредного товара, переходили на новые безвредные технологии, или на выпуск альтернативного товара, услуг по факторам и возможностям, не уступающим уже ранее производимому товару, но не приносящему вред экологической среде государства. Только через ужесточение налоговой политики по отношению к сохранению экосреды могут заработать рыночные механизмы экоэкономики. При этом полученные средства должны рассматриваться как инвестиционный резерв и их можно направлять на генную инженерию, позволяющую увеличить потенциал сельскохозяйственных культур растениеводства и животноводства.

Также о необходимо повысить цены на неэффективное использование водных ресурсов. Это позволит решить  вопросы, связанные с возможностью повторного использования технической воды и тем самым сократить неправомерные или нерациональные издержки по  использованию водных ресурсов. Также инвестиции нужно направлять на строительство ирригационных сооружений с современными методами использования капельного разбрызгивания воды, приводящего не только к экономии воды, но и к дополнительному повышению урожайности сельскохозяйственных культур Казахстана. Кроме того, необходимо больше финансировать научные изыскания, которые направлены на полное использование отходов растительного мира в виде грубых кормов в качестве кормовых концентратов для животных и  увеличение инвестиционных вложений в исследовательские работы по увеличению продуктивности сельскохозяйственных культур в условиях  ухудшения экологической среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 
  Рынок - это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.

Функции рынка определяются решаемыми  им задачами. Рынок отвечает на вопросы: что, как и для кого производить? Он выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции.

Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной  системой. Вместе с тем рынок нуждается  в институциональном регулировании. Отклонения от условий совершенной  конкуренции свидетельствуют о несовершенстве рынка.

Рынок не способен противостоять монополистическим  тенденциям. Он непригоден для устранения внешних эффектов. Рынок не заинтересован  и не может производить общественные блага. Он не способен обеспечить социальные гарантии и противодействовать социальному расслоению. Несовершенства рынка нейтрализуются мерами государственной экономической и социальной политики.

Внешние эффекты, или экстерналии – прямые воздействия одного экономического контрагента на результаты деятельности другого либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.

Внешние эффекты могут производиться  как при производстве, так и  при потреблении благ. При этом внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Положительный внешний эффект (выгода) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм. Отрицательный внешний эффект (издержки) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм.

Основные способы регулирования  отрицательных внешних эффектов следующие:

- административно - законодательный контроль;

- создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности (налог Пигу, субсидии, компенсации за причиненный ущерб и т.п.). Налог Пигу устанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием, производящим отрицательный внешний эффект. Для того чтобы налог полностью компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина должна равняться внешним предельным издержкам при общественно оптимальном выпуске. Теорема Коуза утверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне;

- косвенное вмешательство государства;

- интернализация внешнего эффекта, т. е. превращение внешних издержек в частные.

Если правом на ресурс, через который действует внешний эффект обладает виновник внешнего эффекта, то платить придется страдающей стороне, и наоборот. Вне зависимости от того, кому принадлежат права, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату. Это утверждение получило название теоремы Коуза. Согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента. Единственное, на что влияет первоначальное закрепление прав, - это на распределение дохода обеих фирм.

Из теоремы Коуза следует несколько важных выводов. Во-первых, что внешние эффекты носят не односторонний, а обоюдоострый характер. С экономической точки зрения речь должна идти не о том, «кто виноват», а о том, как минимизировать величину совокупного ущерба. Во-вторых, теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности. Главная функция прав собственности состоит в том, чтобы давать стимулы для большей интернализации экстерналий. Четкое распределение прав собственности ведет к минимизации внешних эффкетов. В-третьих, теорема Коуза сняла обвинение с рынка о его «провалах». По мнению Р. Коуза, ключевое значение для успешной работы рынка имеют трансакционные издержки. Если они малы, а права собственности четко распределены, то рынок сам способен устранять внешние эффекты.

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость  государственного регулирования экономики  различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Одним из проявлений несовершенства рынка, как говорилось выше, являются внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых - загрязнение окружающей среды.

Экологические проблемы занимают одно из первых мест в Республике Казахстан. Природа и ее богатства являются естественной основой жизни и деятельности народов Республики Казахстан, их устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния. В Республике Казахстан разработана программа «Экология и природные ресурсы 2030». В Казахстане продолжается совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Основным документом в области охраны окружающей среды является Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, одобренная Указом Президента РК от 3 декабря 2003 года в целях определения комплекса государственных мер по устойчивому экологическому развитию страны.

Согласно Концепции экологической  безопасности, в области совершенствования  экологического законодательства РК приоритетным является курс на сближение с экологическим законодательством развитых стран и внедрение международных экологических стандартов.

В республике принят Экологический Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 г. N 212. Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1 Айнабек К. С. Теория рыночной экономики: Учебное пособие. - Алматы: Жеты жаргы, 2004.

2 Высшая школа Казахстана журнал № 1. Алматы 2002.

3 Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник / Под общей редакцией Л.С. Тарасевича. – СПб: ГУЭФ, 1999.

4 Елемесов Р., Жатканбаев Е. Государство и рынок. - Алматы: Каржы-каражат, 1997.

5 Курс экономической теории. Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. Киров., Издательство «АСА», 1995.

6 Нуреев Р. И. 3. Нуреев Р. И. “Основы экономической теории: Микроэкономика” М., “Высшая школа”, 1996.

7 Экологический Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 г. N212.

8 Экономика: Учебник. 3-е изд, перераб. и доп. / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.

9 www.stat.kz

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Рынок, государство и внешние эффекты