Рынок, государство и внешние эффекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Рынок — это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации повеления экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Рынок. Несовершенство рыночного механизма………………………………...5
1.1 Сущность и условия возникновения рынка……………………………….....5
1.2 Функции рынка ………………………….…………………………………….6
1.3 Несовершенство рынка …………………………………………………….....8
2 Внешние эффекты и их регулирование………………………………………...10
2.1 Понятие, виды внешних эффектов ………………………………………....10
2.2 Меры государственного регулирования внешних эффектов …………….14
2.3 Теорема Коуза ……………………………………………………………….17
3 Регулирование внешних эффектов рынка в РК………………………………..21
Заключение ……………………………………………………………………....27
Список литературы ……………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Рынок, государсво и внешние эффекты.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

 

         Р


 

 

                                                                        МРС

                                  а

                                                             d                     

            

                                          b         c            МРВ

                            х2                  х*        х1    х 

 

Рисунок 3 – Определение  эффективного уровня выбросов

 

Любопытно отметить, что теорема  Коуза доказывает значение трансакционных издержек «от противного». В реальной действительности они играют огромную роль и удивительно то, что неоклассическая экономическая теория до недавнего времени их совсем не замечала. Таким образом, согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента. Единственное, на что влияет первоначальное закрепление прав, - это на распределение дохода обеих фирм.

Самым главным следствием теоремы  Коуза является то, что при нулевых  трансакционных издержках перераспределение  прав «делать что-либо, имеющее вредные последствия» (именно так трактовал Коуз право использования ресурсов), может происходить парето-эффективным образом без вмешательства государства. В этом теорема резко расходилась с общепринятым до ее появления мнением, что правительственная интервенция всегда необходима для достижения эффективного размещения ресурсов при наличии внешних эффектов. Вместе с тем эта идея далеко не всегда обеспечивает саморегуляцию рыночной системы и достижение парето-эффективности. Ведь мир теоремы Коуза очень специфичен - он существует только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.

Из теоремы Коуза следует несколько важных выводов. Во-первых, что внешние эффекты носят не односторонний, а обоюдоострый характер. Фабричный дым наносит ущерб близлежащим фермам – это очевидно, поскольку промышленник навязывает дополнительные издержки фермерам без их согласия. Он получает благо за счет причинения ущерба другим, не имея на это права. Но, с другой стороны, запрет на выбросы оборачивается убытками для хозяина фабрики, а стало быть – для потребителя продукции. Поэтому с экономической точки зрения речь должна идти не о том, «кто виноват», а о том, как минимизировать величину совокупного ущерба. Во-вторых, теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности. Четкое их распределение среди хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждого субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние эффекты превращаются во внутренние. Главная функция прав собственности состоит в том, чтобы давать стимулы для большей интернализации экстерналий. Четкое распределение прав собственности ведет к минимизации внешних эффкетов. В-третьих, теорема Коуза сняла обвинение с рынка о его «провалах». По мнению Р. Коуза, ключевое значение для успешной работы рынка имеют трансакционные издержки. Если они малы, а права собственности четко распределены, то рынок сам способен устранять внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут прийти к наиболее рациональному решению. При этом не будет иметь значение, кто именно обладает правом собственности, скажем, фермеры на чистый воздух или хозяин фабрики на его загрязнение. Для рынка важно не то, кто именно владеет данным ресурсом, а то, чтобы хоть кто-то владел им. Тогда появляется возможность для рыночных операций с этим ресурсом. Сам факт наличия прав собственности и четкого их разграничения важнее вопроса о наделении ими того, а не другого участника [3].

 

 

 

 

3 Регулирование внешних эффектов рынка в РК

 

 

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Одним из проявлений несовершенства рынка, как говорилось выше, являются внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам. Последствия экологических проблем обходится дорого поколениям общества - экологический кризис оборачивается ухудшением состояния здоровья, рек, снижения уровня продолжительности жизни. Особенно в зонах экологического бедствия. Экологические проблемы занимают одно из первых мест в общественном сознании, растет беспокойность за состояние окружающей среды. Экологические проблемы это не только бедствия катастрофы и катаклизмы но и события морально не терпимые, поскольку именно они угрожают здоровью и благополучия людей [4].

Природа и ее богатства являются естественной основой жизни и  деятельности народов Республики Казахстан, их устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния. В Республике Казахстан разработана программа «Экология и природные ресурсы 2030». В Казахстане продолжается совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Основным документом в области охраны окружающей среды является Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, одобренная Указом Президента РК от 3 декабря 2003 года в целях определения комплекса государственных мер по устойчивому экологическому развитию страны.

Согласно Концепции экологической безопасности, в области совершенствования экологического законодательства РК приоритетным является курс на сближение с экологическим законодательством развитых стран и внедрение международных экологических стандартов. На базе международного опыта предполагается оптимизировать разрешительную систему с увеличением сроков действия разрешений. Также предусматривается внедрить в практику обязательное экологическое страхование, обеспечить экологический аудит, подготовить к решению вопросы отходов производства и потребления. Совершенствуя систему государственного контроля за качество окружающей среды, в 2003 году принято ряд нормативных документов в области экологической экспертизы, лицензирования и аудита.

В республике принят Экологический Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 г. N 212. Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования.

Основные понятия, используемые в  настоящем Кодексе (согласно ст. 1):

- окружающая среда - совокупность природных и искусственных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой Земли, поверхностные и подземные воды, земли, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии;

- ущерб окружающей среде - загрязнение окружающей среды или изъятие природных ресурсов свыше установленных нормативов, вызвавшее или вызывающее деградацию и истощение природных ресурсов или гибель живых организмов;

- эмиссии в окружающую среду - выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, вредные физические воздействия;

- квота на эмиссии в окружающую среду - часть лимита на эмиссии в окружающую среду, выделяемая конкретному природопользователю на определенный срок;

- лимиты на эмиссии в окружающую среду - нормативный объем эмиссий в окружающую среду, устанавливаемый на определенный срок;

- нормативы качества окружающей среды - показатели, характеризующие благоприятное для жизни и здоровья человека состояние окружающей среды и природных ресурсов;

- целевые показатели качества окружающей среды - показатели, характеризующие предельный уровень нормируемых параметров окружающей среды на определенный период времени с учетом необходимости постепенного улучшения качества окружающей среды;

- охрана окружающей среды - система государственных и общественных мер, направленных на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий;

- государственный экологический контроль - деятельность уполномоченного органа в области охраны окружающей среды по контролю за соблюдением экологического законодательства Республики Казахстан, нормативов качества окружающей среды и экологических требований;

 - экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду;

- экологический мониторинг - систематические наблюдения и оценка состояния окружающей среды и воздействия на нее;

- экологическое нормирование - система правил (норм) и содержащихся в них количественных и качественных показателей (нормативов) состояния окружающей среды и степени воздействия на нее;

- экологическое разрешение - документ, удостоверяющий право физических и юридических лиц на осуществление эмиссий в окружающую среду;

- экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, а также определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных последствий;

- экологические требования - ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду и здоровье населения, содержащиеся в настоящем Кодексе, иных нормативных правовых актах и нормативно-технических документах Республики Казахстан.

Согласно ст. 6 данного Кодекса  государственное регулирование в области охраны окружающей среды включает в себя:

- лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды;

- экологическое нормирование;

- техническое регулирование в области охраны окружающей среды;

- государственную экологическую экспертизу;

- выдачу экологических разрешений;

- государственный экологический контроль;

- систему экономического регулирования охраны окружающей среды, стимулирование внедрения наилучших экологически чистых технологий, систему финансирования природоохранных мероприятий; 

- государственный экологический мониторинг;

- государственный учет природопользователей, источников и участков загрязнения окружающей среды;

- экологическое образование и просвещение.

Государственное управление в области  использования природных ресурсов включает в себя:

- государственное планирование в области использования природных ресурсов;

- государственный контроль за охраной, использованием и воспроизводством природных ресурсов;

- выдачу лицензий, разрешений и заключение договоров (контрактов) на право пользования природными ресурсами;

- организацию восстановления и воспроизводства природных ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий;

- ведение мониторинга и кадастров природных ресурсов;

- установление лимитов и распределение квот на использование природных ресурсов;

- управление государственными юридическими лицами, осуществляющими использование, восстановление и воспроизводство природных ресурсов;

- организацию охраны природных ресурсов. 

Целью экологического нормирования (ст. 22 Кодекса) являются регулирование качества окружающей среды и установление допустимого воздействия на нее, обеспечивающих экологическую безопасность, сохранение экологических систем и биологического разнообразия. В процессе экологического нормирования устанавливаются нормативы качества окружающей среды, нормативы эмиссий и нормативы в области использования и охраны природных ресурсов.

Согласно ст. 68 в Республике Казахстан природопользователям выдаются следующие экологические разрешения:

- разрешения на эмиссии в окружающую среду;

- комплексные экологические разрешения.

Виды механизмов экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования (ст. 95 Кодекса):

- планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;

- плата за эмиссии в окружающую среду;

- плата за пользование отдельными видами природных ресурсов;

- экономическое стимулирование охраны окружающей среды;

- рыночные механизмы и торговля квотами на эмиссии в окружающую среду;

- экологическое страхование;

- экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде.

Плата за эмиссии в окружающую среду  устанавливается налоговым законодательством Республики Казахстан и взимается согласно перечню загрязняющих веществ и видов отходов, утверждаемому Правительством Республики Казахстан (ст. 101).

Правительство Республики Казахстан  может предоставлять государственную  гарантию по негосударственным займам на реализацию мероприятий по охране окружающей среды в порядке, установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан (ст. 104 Кодекса).

Рыночные механизмы управления эмиссиями в окружающую среду (ст. 105 Кодекса): в целях сокращения эмиссий в окружающую среду Правительством Республики Казахстан могут быть введены рыночные механизмы путем установления лимитов и квот на эмиссии в окружающую среду и утверждения порядка торговли квотами и обязательствами на сокращение эмиссии в окружающую среду.

Целью экологического страхования (ст. 107 Кодекса) является возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде в результате ее аварийного загрязнения.

Согласно ст. 137  Экологического Кодекса РК государственный экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды и природных ресурсов) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, природных ресурсов в целях оценки, прогноза и контроля изменений их состояния под воздействием природных и антропогенных факторов. Объектами государственного экологического мониторинга являются атмосферный воздух, земля, поверхностные и подземные воды, недра, животный и растительный мир, а также климат и озоновый слой Земли, экологические системы, факторы воздействия окружающей среды на здоровье населения [7].

По данным Агентства по статистике РК в 2008 году в республике на охрану окружающей среды было использовано 91,3 млрд. тенге инвестиций, что на 55,5 % больше по сравнению с 2007 г. В целом, начиная с 2004 года, отмечается существенное увеличение объема инвестирования на охрану и рациональное использование природных ресурсов [9]. Динамика затрат на охрану окружающей среды представлена в таблице 1.

Информация о работе Рынок, государство и внешние эффекты