Рынок, государство и внешние эффекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Рынок — это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации повеления экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Рынок. Несовершенство рыночного механизма………………………………...5
1.1 Сущность и условия возникновения рынка……………………………….....5
1.2 Функции рынка ………………………….…………………………………….6
1.3 Несовершенство рынка …………………………………………………….....8
2 Внешние эффекты и их регулирование………………………………………...10
2.1 Понятие, виды внешних эффектов ………………………………………....10
2.2 Меры государственного регулирования внешних эффектов …………….14
2.3 Теорема Коуза ……………………………………………………………….17
3 Регулирование внешних эффектов рынка в РК………………………………..21
Заключение ……………………………………………………………………....27
Список литературы ……………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Рынок, государсво и внешние эффекты.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Рыночный механизм непригоден для  устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер. По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен.

На практике при возникновении  серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.

Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность. «Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени. Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты. Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.

Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами [8].

 

 

 

2 Внешние эффекты и их регулирование

 

2.1 Понятие, виды внешних эффектов

 

 

Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако рынок - это механизм, базирущий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Поэтому и эффективность распределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в цене.

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг [3].

Причиной существования внешних  эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном  мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление  или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами. Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен (например, увеличение производства кирпича через ценовую систему «бьет» по производству бетона) [5].

Существуют отрицательные и  положительные внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты  возникают в том случае, когда  производство или потребление какого-либо блага вызывают издержки у других лиц. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Классическим примером отрицательного производственного внешнего эффекта является ухудшение экологической обстановки. Ориентируя экономику на постоянно возрастающий спрос, рынок в течение столетий стимулировал всё большее вовлечение природных запасов в хозяйственный оборот. Это пагубно сказывалось на состоянии окружающей среды, обостряло проблемы больших городов и т.п. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты (очистка воды для населения, затраты на поддержание здоровья и т. п.). При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Дело в том, что производитель, загрязняя атмосферу ядовитым дымом или спуская промышленные стоки в реку, наносит реальный ущерб благосостоянию окрестных жителей, снижению их качества жизни. В связи с этим производитель как бы переносит часть издержек, непосредственно связанных с производством данного товара, на население. Эти затраты сам производитель никак не компенсирует. Справиться с отрицательными последствиями производства население может только с помощью государства, которое вынуждено затрачивать средства для компенсации подобного эффекта деятельности предприятия-загрязнителя, оплачивая расходы на защиту окружающей среды. В последние десятилетия ХХ в. серьёзное ухудшение экологической обстановки привело к широкому распространению предварительной государственной экспертизы инвестиционных проектов на их экологическую безопасность.

Примером отрицательного воздействия  внешнего эффекта на потребление и производство могут служить автомобильные заторы на дорогах. Здесь непросто выделить внешний эффект - с кого брать налог и в чью пользу перераспределять ресурсы, ибо автолюбители, страдающие от заторов на дорогах, часто сами и виноваты в них.

Положительный внешний эффект проявляется в том случае, когда производство или потребление какого-либо блага порождает у третьих лиц выгоды, которые не компенсируются ими. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

В качестве положительного внешнего эффекта можно назвать влияние  военного производства на индивидуальное благосостояние потребителей. Потребитель, уплачивая налог, «покупает» общественный товар - национальную оборону, и удовлетворяет свою потребность в безопасности от внешних врагов. Производители же этой государственной услуги, т. е. военные корпорации, стремясь обеспечить потребность в безопасности, способствуют научно-техническому прогрессу, результатами которого бесплатно пользуются все члены общества. Это происходит потому, что по цене-налогу потребитель «покупает» только национальную оборону, а не социальные последствия милитаризации экономики. Следовательно, потребители остаются в долгу перед военно-промышленным комплексом, ибо бесплатно увеличивают за его счёт своё благосостояние. Для компенсации этого внешнего эффекта государство может предоставлять субсидии военным корпорациям, поднимать цены на военную продукцию, увеличивать подоходные налоги.

Среди других примеров положительных  внешних эффектов можно назвать  услуги здравоохранения или образования. Они приносят выгоду не только тем, кто эти услуги получает и оплачивает, но и обществу в целом. Рынок в денежной форме как бы недооценивает полезность этого блага (с точки зрения общества она выше, чем с точки зрения индивида), а, следовательно, и не доплачивает за него. Иными словами, при наличии положительных внешних эффектов рынок направляет на производство данного блага ресурсы в недостаточном количестве [6].

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы:

а) «производство – производство». Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот);

б) «производство – потребление». Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой «заодно» ездят и местные жители;

в) «потребление – производство». Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным;

г) «потребление – потребление». Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя  свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

Данная ситуация является провалом рынка (т.е. распределение ресурсов не является парето-эффективным) в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется. Предположим, что бумажная фабрика может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности использовать этот ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс «чистая вода», который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие при этом внешние затраты и производит свою бумагу в парето-неэффективном объеме [3].

Подобная ситуация может возникать  тогда, когда эти блага или  ресурсы переходят из категории  свободных в категорию экономических (становятся ограниченными), и один из тех, кто их потребляет, мешает другим пользоваться этим же благом и порождает внешние затраты. Если рынок при этом не возникает и плата за редкий ресурс не назначается, внешние затраты не влияют на поведение того лица, которое их вызывает, и это приводит к парето-неэффективности. Покажем это на следующем примере [3].

Представим себе отрасль, в которой  действует совершенная конкуренция. Все фирмы отрасли несут затраты  на производство дополнительной единицы  продукции, равные предельным частным затратам, MPC (рис. 1, а). При этом все фирмы загрязняют окружающую среду, и это обходится им бесплатно. С увеличением производства растет совокупный ущерб от загрязнения, который называется общими внешними затратами. Следовательно, существуют предельные внешние затраты (MEC), связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции и не оплачиваемые производителями. Поэтому, чтобы определить предельные общественные затраты (MSC), показывающие, во что реально обходится хозяйству производство блага, мы должны сложить MPC и MEC.

Как видно из рис. 1, рыночное равновесие установится в точке А, и объем выпуска q1 не является парето-эффективным. Поскольку фирмы несут только часть реальных затрат, в точке А имеет место перепроизводство блага. Если бы все затраты были включены в цену, парето-эффективное равновесие установилось бы в точке В.

 

   P          P


     MSC                                                  MSC

                           

                             B                     MPC        p                            B

            p                                     p1                   A

            p1                         A                                                                   MSB

                                                 MSB                                                     MPB

 

                             q1     q                   Q                               q1    q                  Q

     а)             б)

Рисунок 1 - Отрицательные (а) и положительные (б) внешние эффекты

 

Аналогично этому нетрудно убедиться, что при положительном внешнем  эффекте благо будет недопроизводиться. Представим, что продажа цветов на улицах приносит полезность всем прохожим вне зависимости от того, являются они покупателями этих цветов или нет. Следовательно, существует положительный внешний эффект. Чтобы рассчитать предельные общественные выгоды (MSB), которые показывают всю полезность производства для общества, нам нужно сложить предельные внешние выгоды (MEB), достающиеся бесплатно, и предельную полезность потребителей, полученную от купленных цветов. Поскольку фирмы не получают вознаграждения за внешние выгоды, равновесие устанавливается в точке А, и это означает недопроизводство цветов. Если бы потребители платили за удовольствие созерцания цветов на улицах, эти цветы выставлялись бы в большем объеме и равновесие установилось бы в точке B (рис. 1,б).

 

2.2 Меры государственного регулирования внешних эффектов

 

 

Иногда рыночный механизм не позволяет  достичь парето-эффективного размещения ресурсов. Могут возникать ситуации, называемые провалами рынка, в которых он не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику. Чтобы устранить этот провал рынка, необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды [1].

Информация о работе Рынок, государство и внешние эффекты