Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить роль ценных бумаг в процессе инвестирования, его становление в Республике Беларусь.

ля полного освещения выбранной темы были поставлены следующие задачи:

- показать роль рынка ценных бумаг в процессе инвестирования;

- изучить механизм функционирования рынка ценных бумаг в Республики Беларусь.

- проанализировать становление рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........3
1. Роль рынка ценных бумаг в процессе инвестирования……………….….….....5

2. Механизм функционирования рынка ценных бумаг……………………..…...10

3. Становление рынка ценных бумаг в Республике Беларусь…………….…......17

Заключение……………………………………………………………………….....28
Список использованных источников……….…………….……………………….

Работа содержит 1 файл

Рынок ценных бумаг.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

    Создание  информационной инфраструктуры рынка  ценных бумаг потребует внедрения современных технологий, создания баз данных, разветвленных и защищенных телекоммуникационных сетей, интегрированных с банковскими системами.

    Но  помимо реализации мероприятий направленных на развитие рынка ценных бумаг и реализацию государственных интересов, цели развития рынка ценных бумаг так же должны определяться интересами местных участников рынка, такими как:

  • создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в регион, особенно в приватизированные предприятия;
  • создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
  • предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;
  • создание в области цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в белорусский и мировой финансовый рынок;
  • борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

    Эти цели должны реализовываться через  единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, и профессиональными участниками рынка ценных бумаг:

  • Развивать инфраструктуру фондового рынка, путем создание сети крупных жестко регулируемых регистраторов, обслуживающих все акционерные общества с числом владельцев обыкновенных акций более 500, обеспечить наполнение созданных в регионе специализированных регистраторов. Унифицировать действующее законодательство осуществляющие контроль за деятельностью регистраторов.
  • Развитие систем биржевой и внебиржевой торговли. Организация межрегиональных торгов новыми финансовыми инструментами. Предотвращение монополизации рынка небольшой группой участников (инвесторов), обеспечение открытости информации в отношении реальных цен и объемов сделок. Создание механизмов, обеспечивающих раскрытие информации и предотвращение манипулирования ценами. Использование национальных информационных и торговых технологий для продвижения ценных бумаг местных эмитентов на рынок.
  • Развитие финансовых институтов. Повышение финансовой стабильности и капитализации всех типов финансовых посредников, действующих на территории области.
  • Развитие инвестиционного банковского бизнеса - услуг, представляемых предприятиям в связи с выпуском, организацией подписки и размещения ценных бумаг, а также повышения ликвидности уже выпущенных ценных бумаг, развитие брокерской и дилерской деятельности.
  • Развитие коллективных инвестиций. Развитие всех форм коллективных инвестиций (паевые фонды, негосударственные пенсионные фонды) и мобилизация средств населения для инвестиций в реальный сектор.
  • Формирование инфраструктуры размещения сберегательных инструментов. Развитие сети агентов по размещению, взаимодействующих с банковской системой в части обслуживания денежных расчетов с инвесторами или работающих непосредственно через филиальные сети банков.

    В условиях ужесточения конкуренции  на финансовых рынках важной задачей органов государственного регулирования являются повышение финансовой стабильности и надежности финансовых и инвестиционных институтов. Для этого необходимо предпринять меры, направленные на:

  • Устранение применения различных стандартов к разным группам участников рынка;
  • Введение единых норм и стандартов, устанавливающих поведение и защиту всех участников финансового рынка:
  • Снижение рисков инвесторов путем усиления государственного контроля за деятельностью профессиональных участников;
  • Повышение эффективности и координированности взаимодействия различных органов регулирования банковской деятельности, особенно в части формирования и реализации единой политики на фондовом рынке.
  • Регулирование рынка ценных бумаг. Создание единой системы регулирования рынка ценных бумаг.
  • Содействие проведению вторичных эмиссий акционерными обществами региона с целью привлечения инвестиций в промышленность.
  • Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и аттестация специалистов в соответствии с требованиями законодательства.
  • Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
  • Создание разнообразных форм компенсаций, систем взаимных гарантий и страхования на рынке ценных бумаг в целях снижения риска при осуществлении инвестиций и повышения доверия инвесторов к рынку ценных бумаг.
  • Создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор экономики, и прежде всего в приватизированные предприятия.
  • Финансирование дефицита местного бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов не инфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов.
  • Создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения.
  • Перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института эффективного собственника, повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации компаний.

    Воплощение  мер в жизнь повлечет за собой  создание совершенно новой модели рынка  ценных бумаг, при выборе которой  необходимо выделить конкретные вопросы, от решения которых существенно зависит эффективность его деятельности. Важнейшими из них являются:

  • Взаимодействие банковской системы и рынка ценных бумаг.
  • Определение оптимального соотношения между государственным регулированием и саморегулированием.
  • Формы и методы укрупнения и рекапитализации структур рынка ценных бумаг.

    Новая модель рынка ценных бумаг может  повлечь расширение круга (увеличение количества групп) субъектов (инвесторов) отношений, возникающих в ходе деятельности рынкам ценных бумаг.

    Наличие широкого спектра групп инвесторов, требует чтобы по отношению к этим группам инвесторов применялись различные формы и методы защиты их специфических интересов:

  • Регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг по обслуживанию различных групп инвесторов.
  • Поддержка развития различных форм страхования инвестиций и формирование гарантийных фондов за счет различных инвесторов.
  • Регулирование деятельности инвесторов по вложению средств в различные виды ценных бумаг.

    Рынка частных вкладов в ценные бумаги показывает, что в ближайшее время потребность в услугах такого рода будет быстро возрастать. Основу фондового рынка в развитых странах составляют миллионы мелких вкладчиков, обладающих не только достаточными средствами, но и необходимыми знаниями. В этой связи развитие фондовых центров, направленных на работу с населением, является исключительно важной задачей. Активная работа с мелкими вкладчиками позволит:

  • Вовлечь людей в инвестиционные проекты.
  • Ускорить формирование среднего класса, заинтересованного в рыночных реформах и активно участвующего в их проведении.
  • Повысить ликвидность рынка и его капитализацию.
  • Повысить рыночную культуру инвесторов.
  • Вывести на рынок акции малоликвидных и малоизвестных предприятий.
  • Сделать региональный рынок ценных бумаг менее чувствительным к поведению иностранных портфельных инвесторов.      

    Обществом признано, что финансовая стабилизация недостаточна, что уже сейчас, в  периоды финансовых кризисов, государством должны закладываться основы политики экономического роста (в том числе финансовой и денежной политики, действующей в этом направлении). Только такая политика способна в условиях острого дефицита внутренних денежных ресурсов и кризиса иностранных инвесторов создать в обществе и экономике доверие к будущему страны, надежду на лучшее, атмосферу стабильности и быстрого развития, которая сама по себе способна притягивать денежные ресурсы. Безусловно, такая политика рискованна, она лежит на грани острой инфляции и сильных колебаний валютного курса, но только такая политика создаст будущее экономики как рыночной и конкурентоспособной. Альтернатива - социальный протест и административное регулирование.

    В этой связи считается необходимым  проведение постоянной совместной работа с государственными ведомствами, направленной:

  • На обеспечение экономических и правовых инициатив с их стороны, которые бы формировали финансовую и денежную политику экономического роста и были бы направлены на прекращение межведомственных конфликтов, повышающих риски на рынке ценных бумаг.
  • На разработку и проведение долгосрочной политики государства на рынке ценных бумаг, призванной обеспечить его устойчивое развитие и привлечение через фондовый рынок инвестиций в развитие реального сектора.
  • На участие в разработке и обсуждении любых ключевых решений, связанных с судьбой рынка ценных бумаг в Беларуси.

    В решении задачи регулирования рынка  ценных бумаг интересы его участников и государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем. Интересы государства и участников рынка совпадают прежде всего в вопросах, связанных с предупреждением и разрешением конфликтов между участниками, улучшением управления рисками, снижением возможностей для мошенничества и совершения других противоправных действий, с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности.

    При этом государство во взаимодействии с саморегулируемыми организациями будет стремиться к снижению цены регулирования уменьшению затрат времени и финансовых ресурсов профессиональных участников рынка в связи с выполнением требований органов регулирования.

    Установление  оптимального уровня регулирования  будет строиться на основе стимулирования ликвидности рынка как одного из ключевых показателей его эффективности.

    Особенности рынка ценных бумаг не позволяют  применять традиционные методы регулирования, подобные методам регулирования  в банковской сфере. С учетом этих особенностей необходимо, помимо использования  саморегулирования, станет применение такого метода регулирования, при котором для решения конкретных вопросов будут формироваться совместные рабочие группы, включающие в себя представителей профессиональных участников рынка.

    В отсутствии политики государства, обеспечивающей выживание фондового рынка, огромное значение приобретает самоорганизация профессиональных участников рынка ценных бумаг (групп, компаний, работы с региональными представительствами), выработка ими скоординированных решений, которые способны приостановить разрушение рынка.

    Но  для того, чтобы привлечь средства инвесторов на рынок муниципальных ценных бумаг, эмитентам и профессиональным участникам рынка совместно предстоит решить одну основную задачу - создать механизм, гарантирующий возвратность заемных средств. Следует осуществить переход от традиционного, для Беларуси, выпуска ценных бумаг подкрепленных только бюджетными гарантиями, к облигациям, подкрепляемым помимо бюджетных гарантий доходами от реализуемого проекта, - ценными бумагами с “двойным обеспечением”. Полностью прозрачным должен стать механизм управления средствами создаваемых резервных фондов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

   Инструменты рынка ценных бумаг весьма разнообразны и обслуживают не только финансовый, но практически все рынки (товарный рынок, рынок ресурсов и т.д.). В то же время рынок ценных бумаг — самостоятельный рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг.

   К ценным бумагам по законодательству Республик Беларусь относятся: государственная облигация; облигация; вексель; чек; депозитный и сберегательный сертификаты; банковская сберегательная книжка на предъявителя; коносамент; акция; приватизационные ценные бумаги; другие документы; которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг.

   Структура финансового рынка представляет взаимодействие трех рынков: рынка капитала, рынка ценных бумаг и денежного (валютного) рынка. Системообразующим элементом финансового рынка является рынок капитала (собственного и ссудного), а связующим элементом — рынок ценных бумаг, который обслуживает другие сегменты финансового рынка. Ценные бумаги служат краткосрочными платежными средствами на денежном рынке, а также выступают как документы, подтверждающие долговые или долевые обязательства на рынке капитала.

   В экономике рыночного типа широкое развитие получил такой механизм регулирования экономических процессов, как рынок ценных бумаг. Это важнейший рыночный перераспределительный механизм финансовых ресурсов, денежных накоплений между субъектами хозяйствования, государством и населением.

   В Республике Беларусь рынок корпоративных ценных бумаг продолжает демонстрировать высокие темпы роста. Так, на 1 октября стоимость корпоративных облигаций, находящихся в обращении, достигла в национальной валюте рекордных 3,114 трлн. Br, что на 81,2% больше, чем год назад. При этом стоимость облигаций, выпущенных в долларах США, составила 496,7 млн. USD (рост в 8,4 раза), а в евро — 337,4 млн. EUR (увеличение в 8,7 раза). Кроме того, в январе-сентябре выпущены облигации в российских рублях на сумму 25 млн. RUB.

Информация о работе Рынок ценных бумаг