Рынок ценных бумаг в системе макроэкономического регулирования: проблемы формирования и стабилизации в условиях глобализации мировой э

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг и его роли в системе рыночных отношений, его влияния на общую динамику экономического роста, а также общий анализ состояния рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь на современном этапе и перспектив дальнейшего развития белорусского фондового рынка..

Содержание

Содержание:
1. Введение 3
2. Ценные бумаги: понятие, классификация,
субъекты рынка ценных бумаг 5
3. Проблемы регулирования рынка ценных бумаг в условиях глобализации мировой экономики 15
4. Проблемы развития рынка ценных бумаг в экономике Республики Беларусь 25
5. Заключение 34
6. Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ГОТОВАЯ.doc

— 446.50 Кб (Скачать)

3. Проблемы развития  рынка ценных бумаг  в экономике Республики  Беларусь.

    Рынок ценных бумаг Беларуси относится  к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым  относятся рынки стран, где интенсивное  развитие механизмов фондового рынка  началось по существу с 90-х годов  XX столетия и которые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокоразвитыми странами.

    Государства, формирующие современную инфраструктуру  рыночной экономики, в том числе  и создание фондового рынка, как  правило, состоят перед выбором модели фондового рынка. Различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую).

    К важнейшим характеристикам североамериканской модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; большой удельный вес коммерческих бумаг;  финансирование дефицита бюджета только путём выпуска ценных бумаг и др.

    К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала; низкая доля инвестиционных фондов; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг; на рынке ценных бумаг преобладание влияния банков.

    В Беларуси складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так европейской моделей. В качестве основных её характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг

банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства.

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг  осуществляет Комитет по ценным бумагам  при Совете Министров Республики Беларусь. Органом, определяющим стратегические направления развития фондового рынка Республики Беларусь, является Совет по ценным бумагам и лотерейной деятельности при Совете Министров Республики Беларусь.

    Комитет по ценным бумагам осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

    — разработка и совершенствование законодательной  и нормативно-правовой базы по регулированию  рынка ценных бумаг;

— государственная  регистрация эмиссии ценных бумаг;

    — регистрация  вывоза из Республики Беларусь ценных бумаг белорусских эмитентов и ввоза в Республику Беларусь ценных бумаг иностранных эмитентов;

— лицензирование и аттестация специалистов рынка  ценных бумаг;

— надзор и контроль.

    Операции  с ценными бумагами, отнесенные к  валютным операциям, проводятся через  уполномоченные банки Республики Беларусь.

    Аксиомой  мировой экономической теории  и практики является тот факт, что уровень инвестиций в значительной мере определяет темпы экономического роста. Соответственно, предполагается наличие механизма, обеспечивающего эффективное перераспределение и использование инвестиций. Этот механизм во многом связан с функционированием фондового рынка, и в первую очередь рынка акций и облигаций субъектов хозяйствования. Более того, наличие развитого, пользующегося доверием населения национального фондового рынка, - это важное условие устойчивого роста внутренних сбережений и их эффективного использования, кроме того, оно позволит рассчитывать на полноценную интеграцию народнохозяйственного комплекса в мировую экономическую систему и эффективное привлечение иностранного капитала.

    Основными причинами низких темпов развития рынка  ценных бумаг в республике являются:

- отсутствие  чётко разработанной концепции  реформирования экономики;

- низкие темпы  приватизации и акционирования  собственности, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;

- недостаточно  активная роль государства в  создании и развитии фондового  рынка;

- приоритетность  фискальных целей государства, в результате чего потенциальные инвестиционные средства перераспределяются или в неработающие активы, или уходят за пределы республики;

- преобладание  первичного рынка над вторичным, низкая ликвидность рынка ценных бумаг (возможность их реализации на рынке, способность к отчуждению), вследствие чего уже сформированный фондовый рынок не выполняет своей важнейшей функции – перераспределения ресурсов из

низкоэффективных  отраслей и сфер экономической деятельности в более эффективные и др.

    Следовательно, для развития рынка ценных бумаг Беларуси следует по меньшей мере нейтрализовать влияние названных причин. Кроме того необходимо совершенствование денежно-кредитной политики, включая валютную, инвестиционную, структурную. К тому же фондовый рынок может существовать и развиваться при политической и экономической стабильности в стране, предсказуемости макроэкономической политики правительства.

    Не  случайно основной задачей Программы  развития рынка корпоративных ценных бумаг в Республике Беларусь на 2008-2010 годы (Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 21 января 2008г. №78/1), является создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг, способствующего привлечению инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики.

    Анализ  ситуации в инвестиционной сфере  показывает, что в настоящее время при ограниченности собственных источников финансирования у предприятий, а также бюджетных средств, недостаточного уровня притока иностранных инвестиций основной упор делается на наращивание кредитования банками экономики. В то же время очевидно, что банки как специфический финансовый институт не могут полностью компенсировать недостаток собственных средств предприятий, особенно учитывая масштабы национальной банковской системы, значительные разрывы в сроках привлекаемых пассивов и  предоставляемых инвестиционных кредитов.

    Банковская  система страны в 2009г. оказала кредитную  поддержку экономике и населению  в объёме 79,5 трлн. рублей во всех видах валют в рублевом эквиваленте (без учёта финансового лизинга). При этом объём выдачи банками краткосрочных кредитов составил 58,2 трлн. рублей, или 73,1% от общего объёма выданных кредитов; долгосрочных кредитных ресурсов – 21,4 трлн. рублей, или 26,9% соответственно. [12, с.58]

    Прирост выдачи банками кредитов экономике  и населению в 2009г. по отношению к 2008г. составил 12,38 трлн. рублей, или 18,4%, в том числе краткосрочных кредитов – 10,68 трлн. рублей, или 22,5%, долгосрочных кредитов – 1,70 трлн. рублей, или 8,6%. [12, с.58]

    На 1 января 2010г. задолженность по кредитным  вложениям банков составила 63,6 трлн. рублей и возросла по сравнению с 2008г. на 18,8 трлн. рублей, или 42%. Исследования показали, что на начало 2010г. порядка 77% активов банков были представлены задолженностью по кредитам. Причём доля кредитов в активах банков непрерывно возрастает. [12, с.58]

    Следует акцентировать внимание, что наращивание банковского кредитования осуществлялось в условиях роста кредитных рисков банковской системы, в частности, роста проблемной задолженности и напряженности с формированием ресурсной базы. В данной связи представляет значительный интерес рассмотрение вопроса состояния и перспектив развития фондового сегмента рынка ценных бумаг, с одной стороны, как инструмента для дополнительного привлечения инвестиций в экономику Беларуси, а с другой – как альтернативы банковскому кредитованию.

    Конъюнктура отечественного рынка акций и  корпоративных облигаций в 2005-2009гг. в целом, несмотря на глобальный экономический кризис, характеризовалась положительными тенденциями в своем развитии. Так,

если в 2005г. объём эмиссии акций составил 2,2 трлн. рублей, то в 2009г. – 9,4 трлн. рублей (см. рис.1). [12, с.59]

    

    Рис.1

    Определенный  импульс развития в данный период получил и вторичный рынок. Так, отмечается устойчивая тенденция роста стоимости акций открытых акционерных обществ: если на 01.01.2005г. стоимость акций, находящихся в обращении, составила 8,8 трлн. рублей, в 2008г. – 15,8 трлн. рублей, в 2009г. – 21,5 трлн. рублей, то на 01.01.2010г. она была равна 29,9 трлн. рублей. Таким образом, прирост данного показателя за рассматриваемый период составил 21 трлн. рублей, или 238% (см. рис.2). [12, с.59]

    

    Рис.2

    Объём сделок юридических лиц – резидентов с этими ценными бумагами по их фактической стоимости увеличился с 31,4 млрд. рублей (2005г.) до 1,1 трлн. рублей в 2009г. При этом значительная волатильность на вторичном рынке связана в первую очередь с реализацией государственными органами крупных пакетов акций. [12, с.59]

    

    Рис.3

    Необходимо также отметить, что в последние годы биржевой рынок акций стал развиваться интенсивнее. Если в 2005г. объём сделок юридических лиц составлял 4,2 млрд. рублей, то в 2008г. и 2009г. он был равен 201,8 и 123,6 млрд. рублей соответственно (см. рис.3). [12, с.59]

    Отмеченные  выше позитивные тенденции в развитии фондового рынка обусловлены  рядом факторов. Среди них можно  выделить следующие: высокие темпы  роста экономики Беларуси в 2005-2008гг., стабилизация курса национальной денежной  единицы, рост доходов населения, достаточно эффективная рыночная инфраструктура (системы биржевых торгов и внебиржевого обращения ценных бумаг, депозитарная система), изначально низкий уровень развития этого сегмента рынка.

    Кроме того, существенную роль в данном процессе также сыграл комплекс мероприятий, реализованных государственными органами в рамках процесса либерализации экономики. Так, был принят ряд решений с целью активизации приватизационных процессов: в 2008г. отменен институт “золотой акции”, осуществлена приватизация ряда крупных предприятий, активизировался процесс отмены ограничений на обращение акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

    Налоговая политика на рынке ценных бумаг была направлена на формирование благоприятного инвестиционного климата за счёт снижения ставки налога на прибыль, полученной от операции с ценными бумагами. Регулирование налоговой нагрузки на участников рынка ценных бумаг в настоящее время осуществляется Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой предусмотрено освобождение от налогообложения доходов юридических и физических лиц Республики Беларусь от операций с облигациями, в том числе облигациями, выпускаемыми с 1 апреля 2008г. по 1 января 2013г. юридическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь. С 1 января 2010г. снижена ставка подоходного налога с 15 до 12% в отношении доходов, получаемых физическими лицами в виде дивидендов, а также с 24 до 12% снижена ставка налога на прибыль, получаемую юридическими лицами от реализации акций белорусских эмитентов, а также в виде дивидендов. [12, с.60]

    Учитывая  вышеизложенное, можно констатировать, что принятые меры сыграли положительную роль в развитии национального фондового рынка страны, а также способствовали активизации инвестиционных процессов.

    Таким образом, учитывая принципиальную значимость эффективной деятельности фондового рынка, в первую очередь с точки зрения активизации инвестиционных процессов и, как следствие, обеспечения устойчивого экономического роста в стране, полагаем целесообразным в

разрабатываемых программных документах национального  экономического развития отразить следующие  ключевые положения:

    • предусматривать целевые показатели, характеризующие устойчивое развитие фондового рынка, такие, как капитализация рынка акций и облигаций и обороты вторичного (биржевого) рынка данных финансовых инструментов (в процентах к ВВП);
    • продолжить совершенствование нормативной базы, в том числе в направлении снижения административных барьеров, связанных с обеспечением механизма функционирования рынка и укрепления доверия к нему со стороны инвесторов;
    • обеспечить вхождение белорусских эмитентов на международные финансовые рынки, включая осуществление размещения акций и облигаций белорусских эмитентов на данных рынках, в том числе путем использования механизма депозитарных расписок. В связи с этим представляется целесообразным активизировать процесс рейтингования белорусских предприятий на добровольной основе с возможностью отнесения расходов на проведение этой процедуры на себестоимость продукции (работ, услуг);
    • начать формирование системы институтов долгосрочных накоплений (институциональных инвесторов: инвестиционных, пенсионных фондов) как наиболее значимых и ресурсоёмких участников фондового рынка;
    • продолжить совершенствование системы налогообложения доходов от операций с акциями и облигациями, обеспечивающей дальнейшую активизацию операций с данными инструментами, а также разные условия деятельности на различных сегментах рынка для его участников;
    • активизировать работу по оптимизации доли государства в акционерном капитале предприятий исходя из необходимости повышения эффективности управления этими активами;
    • осуществить формирование механизма секъюритизации банковских активов (кредитов), предусматривающего их трансформации в ликвидную форму через эмиссию ценных бумаг (облигаций), что будет способствовать “очищению” балансов банков и увеличению потенциала для кредитования. В связи с этим необходимо отметить, что использование механизма секъюритизации открывает перспективы для формирующихся рынков, обеспечивая повышение устойчивости экономической системы путём распределения рисков по всему финансовому сектору.
    • Реализация данных  предложений на фоне стабильной макроэкономической ситуации и реализации мер, направленных на дальнейшую  либерализацию экономической сферы, позволит отечественному фондовому рынку стать одним из важнейших индикаторов, обеспечивающих объективную  рыночную оценку состояния экономики, а также будет способствовать формированию публичной кредитной истории эмитентов.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в системе макроэкономического регулирования: проблемы формирования и стабилизации в условиях глобализации мировой э