Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг и его роли в системе рыночных отношений, его влияния на общую динамику экономического роста, а также общий анализ состояния рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь на современном этапе и перспектив дальнейшего развития белорусского фондового рынка..
Содержание:
1. Введение 3
2. Ценные бумаги: понятие, классификация,
субъекты рынка ценных бумаг 5
3. Проблемы регулирования рынка ценных бумаг в условиях глобализации мировой экономики 15
4. Проблемы развития рынка ценных бумаг в экономике Республики Беларусь 25
5. Заключение 34
6. Список использованных источников 36
По территории обращения ценные бумаги подразделяются на:
В зависимости от типа использования различают:
В зависимости от уровня риска различают:
1. Безрисковые – это ценные бумаги, риск по которым практически равен нулю, то есть отсутствует. Как правило, это краткосрочные государственные долговые обязательства. В ряде стран – это казначейские векселя.
2. Рисковые ценные бумаги – это ценные бумаги, которые в процессе своего обращения на фондовом рынке подвержены определённой степени риска. Риск, как уже говорилось, это неизвестная степень осуществимости прав или целей владельца ценной бумаги. В свою очередь, рисковые ценные бумаги в зависимости от степени риска принято делить на:
В мировой практике низкорисковые ценные бумаги – это, как правило, государственные бумаги, среднерисковые – это корпоративные облигации, высокорисковые – это акции.
В зависимости от регистрируемости ценных бумаг органами управления различают:
По эмитентам различают следующие виды ценных бумаг:
Министерством финансов;
Ценные бумаги как представители действительного капитала делятся на два вида:
Эти основные классификационные признаки ценных бумаг охватывают практически все виды ценных бумаг, отражая их разнообразие и множественность характерных качеств.
Участники рынка ценных бумаг (субъекты рынка) – это физические и юридические лица, которые продают, покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчёты по ним, вступая между собой в определённые экономические отношения, связанные с обращением ценных бумаг.
Подавляющее
число рыночных субъектов, действующих
на основе заключённых деловых
В зависимости от функционального назначения всех участников рынка ценных бумаг можно подразделить на:
1. Эмитенты ценных бумаг – это хозяйствующие субъекты, стремящиеся получить дополнительные источники финансирования, а также органы государственной власти, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов. В состав эмитентов входят:
2. Инвесторы – физические и юридические лица, имеющие временно свободные средства и желающие инвестировать их для получения дополнительных расходов. Инвесторы приобретают ценные бумаги от своего имени и за свой счёт.
Различают:
1) государство;
2) корпоративные инвесторы;
3) специализированные институты.
3. Фондовые посредники – это торговцы, обеспечивающие взаимоотношения между эмитентами инвесторами на рынке ценных бумаг.
К ним относят:
4. Органы регулирования и контроля. В мировой практике известны четыре основных формы регулирования рынка ценных бумаг:
А) государственное регулирование, опирающееся на законодательство и нормы налогообложения;
Б) саморегулирование, осуществляющееся через деятельность различных ассоциаций профессионалов фондового рынка;
В) биржевое регулирование, т.е. регулирование через правила работы общих и специализированных фондовых бирж;
Г) общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.
5. Организации, обслуживающие рынок – это организации, выполняющие все функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи ценных бумаг. Их можно разделить на:
Производные
ценные бумаги, или финансовые
деривативы, - это группа разнообразных
финансовых инструментов, относительно
недавно появившихся на рынке в результате
эволюции финансовых отношений и рынка
ценных бумаг. Усложнение взаимосвязей
на товарных, сырьевых и финансовых
рынках потребовало поиска новых путей
привлечения капитала и защиты от рисков,
новых – более доходных – форм спекулятивных
операций без вовлечения в оборот больших
средств, а также создания инструментов,
обслуживающих расширяющийся рынок ценных
бумаг. Именно с решением этих задач связано
появление производных ценных бумаг, множественность
их видов и функций. [20, с. 120]
Функции производных ценных бумаг:
1. Удостоверение прав владельцев и обеспечение оборота основных ценных бумаг. Эту функцию выполняют сертификаты акций и облигаций, купоны.
2. Предоставление льгот владельцам ценных бумаг при их приобретении. Реализовать эту функцию позволяют варранты, ордера, бонусы, гарантии облигаций и др.
3. Хеджирование (страхование) рисков неблагоприятного изменения конъюнктуры рынка.
4. Использование ценных бумаг в спекулятивных операциях. [20, с. 120-121]
Таким
образом, рынок ценных бумаг можно определить
как совокупность экономических отношений
по поводу выпуска и обращения ценных
бумаг, а также формы и способы этого обращения.
Следует отметить, что инструменты рынка
ценных бумаг весьма разнообразны и обслуживают
не только финансовый, но практически
все рынки (товарный рынок, рынок ресурсов
и т.д.). В то же время рынок ценных бумаг
– самостоятельный рынок, на котором осуществляется
обращение ценных бумаг.
2. Проблемы регулирования рынка ценных бумаг в условиях глобализации мировой экономики.
В сентябре 2009 года исполнился год с момента объявления о банкротстве американского банка Lehman Brothers. В условиях углубления глобальных дисбалансов, накопившихся в мировой экономике, это событие стало своего рода “спусковым крючком”, положившим начало масштабной системной коррекции рынков, принципиальным изменениям регулирующих подходов, пересмотру ряда основ современной рыночной архитектуры и самой идеологии рынка.
Падение американского фондового рынка было одним из самых глубоких за всю историю наблюдений (см. рис. 1). При этом поведение других рынков было в целом аналогичным, а в случае с российскими акциями, котировки которых упали сильнее, чем в других странах (см. рис. 2), ситуация лишь выявила болевые точки отечественной экономики и фондового рынка. Это большая зависимость рынка от иностранных инвесторов и международных источников финансирования в целом, преобладание спекулятивных инвесторов над стратегическими, диверсификация рынка, недостаточность мер по регулированию финансовых потоков и т.д. [18, с.4-5]
Рис.1
Рис. 2
В
настоящее время
Степень рисков была столь высока, что ряд ведущих стран были вынуждены существенно изменить рамки и структуру своих денежно-кредитных подходов. На ранних этапах использовались как снижение процентных ставок, так и дополнительный приток ликвидности в экономику по всем каналам денежно-кредитных механизмов. При этом масштаб мер оказался на порядок значительнее, чем в прошлом.
На более позднем этапе проведения антикризисных мер (когда процентные ставки опустились до более низких уровней) главным рычагом регуляторов стала политика “количественных послаблений”. Она фактически означала масштабное вливание финансовых ресурсов в экономику.
По
окончании острой фазы кризиса многие
банки стремятся уменьшить свою
зависимость от помощи регуляторов,
поскольку она нередко
В марте 2009г. ФРС приняла решение о дополнительном выкупе больших объёмов ценных бумаг с рынка. Это предполагает почти 50-процентное увеличение баланса ФРС, который превысит 3 трлн. долл. Такие планы сразу вызвали существенное падение доллара по отношению к евро и ряду других валют, рост цен на золото, серебро и нефть.
В целом валютный рынок нервозно отреагировал на принятые решения о дополнительной эмиссии ФРС, считая, что доллару будет нанесен существенный урон.
В условиях такой эмиссии обеспечение доллара необходимыми резервами, хотя бы для поддержания спокойствия рынков, становится очень слабым (особенно с учётом фактора внутреннего долга). Курс американской валюты в последнее время постоянно снижается. (см. рис. 3) [18, с.15-16]
Рис. 3
Рынки были столь встревожены решениями ФРС, что это дало повод вновь заговорить о новых резервных валютах. Очевидно, адекватное замещение доллара другими валютами не может произойти быстро.
Однако объективная потребность в этом становится всё более ощутимой. В начале апреля 2009г. Китай объявил о предоставлении свыше 600 млрд. юаней (почти 100 млрд. долл.) Аргентине, Индонезии, Малайзии, Белоруссии и Южной Корее для оплаты китайского экспорта в эти страны. При этом говорится о необходимости уменьшить опору на доллар и превратить юань в региональную резервную валюту. Об аналогичной заинтересованности не раз заявляла и Россия.