Рынок ценных бумаг в системе макроэкономического регулирования: проблемы формирования и стабилизации в условиях глобализации мировой э

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг и его роли в системе рыночных отношений, его влияния на общую динамику экономического роста, а также общий анализ состояния рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь на современном этапе и перспектив дальнейшего развития белорусского фондового рынка..

Содержание

Содержание:
1. Введение 3
2. Ценные бумаги: понятие, классификация,
субъекты рынка ценных бумаг 5
3. Проблемы регулирования рынка ценных бумаг в условиях глобализации мировой экономики 15
4. Проблемы развития рынка ценных бумаг в экономике Республики Беларусь 25
5. Заключение 34
6. Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ГОТОВАЯ.doc

— 446.50 Кб (Скачать)

    Относительно  недавно экономисты заговорили о  “мыльных пузырях” на различных рынках. Сегодня этот термин стал важным фактором мировой экономики. Для жителей Беларуси эта проблема может показаться неактуальной. Однако, вследствие глобализации экономика нашей страны уже давно является частью мировой и процессы, происходящие там, заметно сказываются и на Беларуси. Если присмотреться к нашей экономике внимательнее, то окажется, что условия для появления таких “пузырей” есть и у нас.

    Пузырь  возникает тогда, когда товар, услуга или актив начинают  приобретаться  с целью последующей перепродажи, и этот спекулятивный спрос приводит к росту цен до уровня, намного превышающего себестоимость. Таким образом, можно сказать, что он возникает в результате чрезмерной спекуляции.

    В процессе формирования пузыря возникает  новый источник дохода за счёт разницы  цен. Причём, его получает не производитель, а посредник после перепродажи. Как это происходит, проще всего проследить на примере пузыря американской ипотеки, который и привёл к нынешнему кризису. В начале текущего века заимствовать средства на рынке в США можно было где-то под 6-7% годовых, а то и дешевле, а цены на жильё росли на 20-30% в год. Поэтому, взяв кредит на постройку дома и перепродав этот дом через пару лет, можно было получить доход в размере от четверти до половины его стоимости. [19, с.19]

    Также можно отметить, что спекулятивный интерес является причиной резкого роста цен.

    Серьёзная опасность грозит “пузырю”, возникшему в финансовом секторе. В предкризисном 2007 году доля услуг в ВВП США достигла 8,5%, что даже выше, чем перед Великой депрессией (6%). По мнению американских экспертов, финансовый сектор отчасти перестал обслуживать реальный, а занялся “самовоспроизводством” и стал зарабатывать за счёт оказания услуг самому себе.

    Доля  финансового сектора в прибыли  американских корпораций до финансового  кризиса поднялась с 10%  после Второй мировой войны до 50%. Деньги финансистов отчасти были как бы виртуальными, так как возникли за счёт взаимных одалживаний, но когда в 2008 году возникла угроза разрушения финансовой системы страны, опять вмешалось государство, решившее выручить неудачливых финансистов: Федеральной резервной системой было закачано в финансовую систему страны $1,25 трлн., что превратило “воздушные” деньги банкротов в реальные доллары. [19, с.21]

    То  есть, и в данном случае спрос  на финансовые услуги не был оплачен конечными потребителями, а профинансирован государством из самых благих побуждений. В свою очередь государством эти ресурсы были получены за счёт увеличения внешнего долга и продажи другим странам своих товаров и услуг (частично – по завышенным ценам). В результате прибыль ведущего банка США Goldman Sachs в 2009 году стала сотрудникам бонусом в среднем по $500 тысяч. Руководство США сейчас пытается предпринять какие-то меры по устранению пузыря в сфере финансов, но, похоже, они явно недостаточные.

    Однако, надо сказать, что “пузыри” могут приносить пользу государству, так как часть услуг экспортируется, то есть в стране есть возможность продавать “воздух”, импортируя взамен вполне конкретные материальные блага. И если финансисты США сумели не только раздуть  пузырь, но и обеспечили за счёт этого высокий уровень жизни граждан страны за счёт продажи окружающим странам воздуха и облигаций, обвинять их в этом вряд ли стоит, так как задача любого государства состоит в повышении благосостояния населения именно своей страны.

    Опыт  США позволяет понять, как пузыри разных типов возникают, чем они  характеризуются и что позволяет  опознавать их в Беларуси.

    Кроме гипертрофированной доли в ВВП, признаками неспекулятивных пузырей являются значительное превышение цены товара или услуги над их себестоимостью, высокие заработная плата и прибыль, быстрый рост цен в отдельных отраслях.  Необходимо также наличие нерыночного механизма формирования цен (предоставление финансов на приобретение товаров в кредит или в виде государственных программ).

    Последнее в Беларуси развито особенно широко. Цены на некоторые виды товаров и  услуг у нас формируются на нерыночной основе. Правительство Беларуси увеличивает заработную плату в  стране, не привязывая её к росту  производительности труда, а также предоставляет льготные кредиты на жилищное строительство. Последнее много лет  поддерживало пузырь в сфере недвижимости, а общее увеличение доходов населения должно способствовать росту спроса и цен, то есть возникновению пузыря в той же сфере торговли. Таким образом, и по второму признаку есть вероятность того, что “воздух” в Беларуси есть.

    Довольно  высокой является доля в общей  прибыли у банковского сектора  – 9,2%, причём темпы её роста (63,4% по итогам девяти месяцев текущего года) оказались намного выше среднего уровня в Беларуси, равного 26,4%. [19, с.23]

    Быстрый рост прибыли банков указывает на перспективу формирования пузыря. Если текущие темпы роста банковской системы сохранятся, то буквально  через год-два основания говорить о появлении в ней “пузыря” появятся.

    Сегодня всё больше говорят о грядущих переменах. В развитых странах их опасаются, усматривая для европейской цивилизации угрозу со стороны развивающихся государств. Признаки этой угрозы – снижение доли развитых стран в численности населения и мировом ВВП.

    Для понимания этих угроз проанализируем возможное соотношение сил в мире на ближайшую перспективу (см. табл. №1)

    1. По прогнозу на 2025 год развитые страны – это США, Канада, Австралия и Новая Зеландия, Европа в составе ЕС-27, Япония. К 2020г. предполагается возможное расширение Европы до ЕС-36, включая Турцию, Балканы и Украину, а также Южную Корею. Доля “высшей лиги” по численности населения может повыситься, хотя состав станет более разнородным, в том числе по уровню развития и культуре. Разумеется, это сугубо прогнозируемый состав, но тенденция к расширению наблюдается.
    2. Китай и китайский мир (включая Гонконг, Тайвань и Сингапур) можно объединить в одну группу по населенности этих стран преимущественно этническими китайцами. Но Тайвань, Сингапур и Гонконг, хотя он уже интегрирован в КНР, по уровню развития относятся скорее к блоку развитых стран. Суммарная доля этой группы в мире по ВВП возрастает, а по населению падает, если тенденции в демографических процессах сохранятся. Это говорит о росте размеров экономики и благосостояния. Но Китай и китайский мир не получат серьёзного перевеса над группой развитых стран, почти вдвое уступая ей по объёмам экономики и приблизительно на 5% превосходя по численности населения. Между тем этот блок представляется главным оппонентом Запада.
    3. Индия – особый мир. Можно говорить о Южной Азии, тогда к Индии следует добавить Шри-Ланку и, видимо, Бирму (другие страны региона – Пакистан и Бангладеш – мусульманские, где религия более заметно влияет на культуру и экономику). Доля Индии в ВВП и населении к 2020г. повысится, ее население составит 1305 млн. человек против 1377 млн. в Китае, то есть они почти сравняются, темпы его роста сократятся (в 2005-2020 гг. прирост 19,2%, тогда как в 1990-2005 гг. – 31,1%), благосостояние повысится. Индия в силу политических традиций, характера экономики и культуры вряд ли будет противостоять развитым странам. Скорее можно ожидать напряженности в ее отношениях с Китаем и исламскими странами.
    4. Исламские страны объединены в одну группу по степени влияния ислама на культуру, то есть на перспективы развития. По мнению большинства специалистов, исламская культура обладает повышенной ригидностью и низкой адаптивностью, поэтому институциональные и культурные изменения происходят трудно и встречают сопротивление, поскольку отсутствует стремление ответить на вызов по существу. Всего в исламских странах в 2020г. будут проживать 1392 млн. человек, или 19% населения Земли. Ожидается повышение доли в мировом населении исламских стран, хотя темпы прироста также снизятся (19% за 2005-2020гг. против 48,5% в 1990-2005гг.), а их доля в мировом ВВП не увеличится. В исламских странах восточнее Индии можно ожидать некоторого прироста ВВП и сохранения относительного уровня жизни.
    5. Доля стран Латинской Америки в мировом населении будет увеличиваться, но в ВВП, видимо, снижаться. Здесь тоже сокращаются темпы роста населения: 15,5% в 2005-2020 гг. против 21,4% в 1990-2005 гг., но резерва рабочей силы для продолжения индустриализации достаточно.
    6. Африка южнее Сахары. Здесь предполагается снижение доли в ВВП и увеличение ее в населении. В 2020 г. численность населения здесь сравняется с развитыми странами, но на него придётся только 2% мирового ВВП (в 20 раз меньше развитых стран).
    7. Согласно прогнозу доля России (одной или со странами СНГ) в предстоящие 15 лет возрастет в мировом ВВП, а в численности населения снизится. [17, с.28-29]

    Таблица №1 Цивилизации и центры силы в мировой экономике в 2005-2020 гг.

  Доля  в мировом ВВП, в % Доля  в мировом населении, в % Изменение доли в ВВП / изменение доли в населении 2020 к 2005
2005 2020 2005 2020
1. Развитые  страны

Включая ЕС-27

Включая Турцию,   

Балканы, Украину 

в ЕС-36 к 2020 г.

включая Ю.Корею

 
 
 
50,0
 
40,0 

41,1 

42,9

 
13,9 

- 

14,7

 
12,8 

14,9 

15,6

 
 
-10/0,9
2. Китай

Включая китайский мир 

(Гонконг,  Тайвань, Сингапур)

14,1 

15,7

22,3 

24,0

20,5 

21,0

18,7 

19,2

 
8,2/ -1,8
3. Индия 6,25 8,4 17,2 17,8 2,1/0,6
4. Исламские  страны

Ближний и Средний Восток

Сев. Африка

Пакистан

Восточная группа (Бангладеш, Малайзия, Индонезия)

 
7,6 

5,3

0,6 

2,3

 
7,6 

5,0

0,7 

2,5

 
15,2 

6,4

2,42 

5,66

 
16,0 

7,0

2,73 

6,26

 
0/0,8 

-0,3/0,6 
 

0.5/0,6

5. Латинская Америка

В том числе “большая тройка” (Бразилия, Аргентина, Мексика)

7,70 

5,30

6,7 

4,7

8,7 

5,2

9,0 

5,2

 
-1,0/0,3
6. Африка южнее Сахары (включая  Судан)

В том числе ЮАР

Нигерия

Эфиопия

2,40 

0,91

0,26

0,11

2,0 

0,72

0,21

0,10

11,7 

0,72

2,07

1,12

12,8 

0,67

2,44

1,36

 
 
-0,4/0,9
7. Россия

СНГ

2,56

3,74

3,21

4,77

2,23

4,47

1,91

3,95

0,7/-0,7
 

    Этот  анализ позволяет сделать важный вывод: перспективы противостояния “Запад и остальной мир” не существует. Нет угрозы столкновения цивилизаций развитых и развивающихся стран, а есть многополярный мир, сталкивающийся с противоречиями. Консолидация развивающихся стран в противовес Западу практически исключена. Развитие мировой экономики в ближайшие десятилетия будет носить неравномерный, турбулентный характер, обусловленный более быстрым развитием стран поздней индустриализации и импульсивностью, неустойчивостью развития инновационной экономики. В конечном счете рыночные силы будут вести к выравниванию стран.

    В дальнейшем предположительно на инновационную стадию развития будут вступать все новые страны, пополняя “высшую лигу”. Темпы роста населения мира будут снижаться.

    Для современных развитых стран динамика в основном предопределена тем, что они уже перешли в инновационную стадию, это их главное конкурентное преимущество. Вместе с тем догоняющие страны отчасти начнут утрачивать свои конкурентные преимущества.

    При всей кажущейся позитивной динамике наблюдаемых процессов надо помнить, что первопричины кризиса (накопленный масштаб долгов, состояние на рынке ипотеки, низкий уровень сбережений и т.д.) никуда не исчезли. Отмечаемый рост на фондовом рынке может быть лишь временной тенденцией, за которой может последовать второй, ещё более глубокий провал. Дополнительная мировая ликвидность будет искать сферы для своего приложения, одновременно усиливая трансграничный переток капиталов и связанные с этим риски. Потенциально риски доллара достаточно высоки и могут стать существенным фактором глобальной дестабилизации, а рост цен на золото и другие металлы отражает неуверенность инвесторов и поиск ими безопасных сфер вложений. Регионализация рынков, протекционизм, недостаточная координация подходов – все эти риски в кризисной среде только усиливаются.

    Таким образом, можно отметить, что взаимозависимости стран мира вследствие всё более тесной интеграции (сращивания) их национальных рынков товаров, услуг и капиталов возрастает. Взаимосвязь между этими составными рынка капиталов продемонстрировал недавний кризис во многих странах мира. Мировой финансовый кризис затронул практически все страны мира, за исключением самых бедных стран, которые и так находились в перманентном финансово-экономическом кризисе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рынок ценных бумаг в системе макроэкономического регулирования: проблемы формирования и стабилизации в условиях глобализации мировой э