Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ функционирования и развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- определить сущность и характеристику рынка ценных бумаг;
- выявить особенности формирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;
- рассмотреть перспективы развития белорусского фондового рынка;
- найти пути решения проблем развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
Негативным у нас является также то, что менеджеры не владеют акциями своих предприятий. До тех пор, пока не будет сформирована более выгодная для них структура собственности, они не будут заинтересованы в выводе своих акционерных обществ на фондовый рынок.
Экономическая политика государства прямо влияет на развитие рынка ценных бумаг отдельных его сегментов. К примеру, слишком жесткая налоговая и денежная политика, отсутствие налоговых стимулов, поддерживающих интерес к вложению в ценные бумаги, неправильное применение процентной политики могут обусловить значительные нарушения в структуре рынка. Недостатки в инвестиционной политике способны привести к масштабному сужению РЦБ: чем выше дефицит инвестиций в экономике, тем уже рынок. Вызовом сегодняшнего дня для нашей страны является острый дефицит инвестиций для модернизации экономики. И именно рынок ценных бумаг мог бы стать важнейшим инструментом привлечения внутренних и иностранных вложений, формирующих спрос на инвестиционные ценные бумаги и, следовательно, прямо влияющих на характеристики фондового рынка.
В результате длительного воздействия вышеназванных факторов в республике сложился незначительный фондовый рынок, характеризующийся рядом серьезных диспропорций и неспособный решать стоящие сегодня-перед экономикой задачи. Ряд действий, предпринятых в последние десять лет основным регулирующим органом этого рынка, а также мероприятия в рамках ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» создали хорошие предпосылки для развития РЦБ (наличие нормативно-правовой базы, системы биржевых торгов и внебиржевого обращения, формирование двухуровневой депозитарной системы и др.). Однако при всей их прогрессивной направленности сами по себе они не могут преодолеть существующие недостатки рынка, устранить имеющиеся диспропорции, поскольку основные факторы, определяющие возможности развития РЦБ являются внешними по отношению к нему[18].
Основные проблемы и диспропорции белорусского фондового рынка, выявленные при анализе с точки зрения спроса и предложения на нем, представлены на рисунке 3.1:
Рисунок
3.1 –
Основные проблемы рынка ценных бумаг
в Республике Беларусь
Примечание
- Источник: [19, с.86, рисунок 1]
Таким образом, для формирования в стране полноценного, ликвидного и эффективного рынка ценных бумаг необходимо, прежде всего, воздействие на вышеназванные факторы, оказывающие решающее, долгосрочное влияние на данный институт. Следует выработать стратегии развития, основанные на корректировании этих факторов с целью изменения структуры РЦБ и его долгосрочных перспектив. В связи с этим для развития нормального фондового рынка Республике Беларусь требуется:
• занять четкую и однозначную позицию в отношении выбора дальнейших экономических преобразований в республике. Продолжение приватизации, снятие ограничений в движении капиталов, участии иностранных инвесторов в операциях на внутреннем рынке и прочие меры, означающие переход к реальному запуску рыночных механизмов, являются первым и наиболее важным условием для развития РЦБ, без которого все остальные окажутся малоэффективными.
• снизить долю государства в структуре собственности, особенно в акционерном капитале. От проведения разовых сделок по реализации пакетов акций следует перейти к комплексу мероприятий по преобразованию республиканских и коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества . Для организаций, не имеющих стратегического значения, нужно предусмотреть меры по продаже части пакетов акций, принадлежащих государству, частным инвесторам, физическим лицам, в том числе нерезидентам. В связи с этим следует дополнительно проработать возможности и механизмы для публичного размещения акций белорусских предприятий. Изменения структуры собственности можно осуществлять также за счет применения существующих в международной практике схем мотивации менеджеров белорусских предприятий, в частности посредством использования опционных программ, суть которых заключается в том, что компания передает или продает менеджеру пакет собственных акций, в результате чего он становится одним из собственников, который заинтересован в росте рыночной стоимости компании:
• сформировать в целях создания нормального спроса на фондовом рынке ликвидации существующих здесь диспропорций целостную систему институциональных инвесторов, аккумулирующих индивидуальные и коллективные целевые сбережения, которые позволяют подключать к рынку население, являющееся крупнейшим субъектом экономических отношений в стране. К основным институциональным инвесторам относятся инвестиционные, страховые и пенсионные фонды. Это в свою очередь потребует решения вопросов реформирования системы пенсионного обеспечения, расширения возможностей добровольного и обязательного страхования, разработки законодательства об индивидуальных накопительных семах и прочих мероприятий, широко используемых в зарубежных странах;
•
освободить доходы акционерных обществ,
полученные при размещении ими акций
по цене выше номинальной стоимости от
уплаты налогов, привести в соответствие
ставки налогов на доходы, подученные
от операций с акциями, с действующей ставкой
налога на прибыль, урегулировать вопросы
налогообложения сложных операций (срочные
сделки, операции с производными финансовыми
инструментами и др.). Сегодня в мировой
практике существует много методов налогового
стимулирования
инвестиций в ценные бумаги, которые не
используются у вас. В связи с этим потребуется
дополнительное изучение международного
опыта в данной области для стимулирования
инвесторов к вложению средств в белорусские
корпоративные ценные бумаги [17].
3.2
Перспективы развития
рынка ценных бумаг
в Республике Беларусь
Роль
рынка ценных бумаг в Республике
Беларусь будет возрастать по мере
его развития. В стране уже заложена
прочная его основа: в форме
открытого акционерного общества функционирует
«Белорусская валютно-фондовая биржа»;
создана двухуровневая
Значительные события произошли на рынке ценных бумаг произошли за последние два года. Так, например, приняты изменения в Декрете Президента Республики Беларусь от. 23.12.1999 № 43 «О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности» (Декрет от 20.03.2008 №5), а также Указ Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 « 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» (Указ от 03.04.2008 № 194) [14]. Подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 года № 277» в соответствии с которым:
- предусматривается создание информационного ресурса, содержащего сведения о залоге ценных бумаг, и обеспечение включения информации о залоге ценных в единый реестр имущества, права на которое ограничены залоговыми обязательствами;
- устанавливается обязанность профессиональных участников рынка ценных бумаг рассчитывать стоимость чистых активов по состоянию на первое число каждого месяца;
- уточняются особенности
В соответствии с первым документом на суммы доходов по облигациям, выпущенным в период с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2013 г., может быть уменьшена налогооблагаемая база. На практике это означает, что введены льготы по налогообложению доходов по облигациям юридических лиц, включая банки, аналогичные льготам по государственным облигациям.
Второй документ допускает выпуск биржевой облигаций. Кроме того, этим же указом банкам по согласованию с Национальным банком предоставлено право выпуска необеспеченных облигаций при условии, что общий размер обязательств по таким облигациям не превышает 80% нормативного капитала. Стало также возможным банкам осуществлять с облигациями эмитентов — юридических лиц, которых они обслуживают,
профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам.
Расширился ломбардный список ценных бумаг, под залог которых Национальный банк рефинансирует банки; появилась новая для Беларуси ценная бумага – закладная, бездокументарная форма которой также позволяет использовать ее в качестве залога при рефинансировании. На завершающей стадии разработки и утверждения находятся Концепция развития финансового рынка и Концепция развития расчетно-клиринговой системы. Все изложенное, наряду с другими экономическими событиями, повышает качество выполнения рынком ценных бумаг своих функций. Вместе с тем слабым звеном пока еще остаются биржевые индексы [14].
Основной
задачей государства на современном
этапе является создание условий
для активизации фондового
1. Продолжить совершенствование законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг.
2. Внести изменения в налоговое законодательство в части налогообложения операций с ценными бумагами.
3. Ускорить процесс реализации акций акционерных обществ, принадлежащих государству. На сегодняшний день количество акций, принадлежащих Республике Беларусь, составляет порядка 73% от общего количества выпущенных в республике акций. Данная мера позволит активизировать фондовый рынок республики и привлечь необходимые средства в реальный сектор экономики.
4. Совершенствование инфраструктуры рынка ценных бумаг. Необходимо закрепление за ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" функций расчетного депозитария как по корпоративным ценным бумагам, так и по государственным ценным бумагам, что позволит осуществлять контроль за общим движением эмиссионных ценных бумаг, а профучастникам упростить процесс проведения сделок на биржевом рынке.
В
перспективе на рынке ценных бумаг
Республики Беларусь следует создать
единый центральный депозитарий
по корпоративным и
5. Расширение спектра инструментов рынка ценных бумаг. В настоящее время рынок ценных бумаг Республики Беларусь представлен государственными ценными бумагами, ценными бумагами Национального банка, корпоративными ценными бумагами (акциями акционерных обществ и облигациями юридических лиц), депозитными, сберегательными сертификатами и векселями. Следует продолжать работу по созданию рынков ипотечных ценных бумаг, производных ценных бумаг и иных инструментов фондового рынка.
6. Обеспечение информационной открытости на рынке ценных бумаг.
Для обеспечения достаточной прозрачности фондового рынка должно осуществляться широкое информирование о доходности операций с ценными бумагами и рисках, связанных с деятельностью на фондовом рынке. Средства массовой информации с государственной долей собственности должны регулярно публиковать биржевые котировки.
Этот процесс должен обеспечиваться путем установления процедур и стандартов раскрытия информации об эмиссиях ценных бумаг, эмитентах, ценах и объемах торговли ценными бумагами. Представлять такую информацию через официальные и специальные издания должны эмитенты, профессиональные участники, фондовые биржи и депозитарии, Государственный комитет по ценным бумагам.
Государство должно содействовать введению передовых технологий, необходимых для развития рынка ценных бумаг.
7. Для кадрового
обеспечения функционирования
В будущем можно выделить следующие направления развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь:
- совершенствование и развитие биржевой торговли в Республике Беларусь путем интеграции фондовых рынков и, в частности, фондовых бирж стран СНГ. В рамках выполнения данного направления ведется работа ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» с Международной ассоциацией бирж стран СНГ;
- совершенствование
расчетно-клиринговых
- перевод торговли ценными бумагами с внебиржевого рынка на централизованный, биржевой рынок, что приведет к ликвидности и прозрачности рынка и заключаемых на нем сделок;
- создание
«выносных» терминалов - доведение
торговых площадок до
- повышение финансовой привлекательности государственного заимствования средств, расширение круга потенциальных первичных инвесторов, включая и нерезидентов Республики Беларусь;
Информация о работе Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь