Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ функционирования и развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- определить сущность и характеристику рынка ценных бумаг;
- выявить особенности формирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;
- рассмотреть перспективы развития белорусского фондового рынка;
- найти пути решения проблем развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
При этом сделки с облигациями Национального банка Республики Беларусь в 2009 году не совершались.
В 2009 году Министерством финансов в целях сокращения
государственного долга не осуществлялось размещение государственных
ценных бумаг Республики Беларусь (далее – ГЦБ) , за исключением
переоформления задолженности по кредитам, предоставленным Национальным
банком Правительству, в ценные бумаги на сумму 93,6 млрд. рублей. В отчетном периоде произведено погашение государственных краткосрочных облигаций (далее – ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (далее – ГДО) в национальной валюте по номинальной стоимости на сумму 3,56 трлн. рублей.
В результате на 1 января 2010 г. объем ГКО и ГДО в обращении по
сравнению с началом 2009 года уменьшился на 3,47 трлн. рублей (на 62,2 процента) и составил 2,11 трлн. рублей по номиналу.
ГЦБ, номинированные в иностранной валюте, не размещались.
За 2009 год разница между суммой фактического привлечения и погашения ГЦБ составила минус 3,36 трлн. рублей. При этом требования банков к Правительству, выраженные в ценных бумагах, уменьшились на 2,63 трлн. рублей по балансовой стоимости (на 60,2 процента) и на 1 января 2010 г. составили 1,74 трлн. рублей.
На вторичном рынке (ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“) объем торгов ГЦБ достиг 38,48 трлн. рублей. Более чем трехкратное
превышение уровня 2008 года обусловлено ростом сделок с ГЦБ для регулирования ликвидности банков (Приложение Ж, рисунок 2.1).
В феврале-декабре 2009 г. Министерством финансов не объявлялось размещение ГЦБ, за исключением 3 выпусков. На 1 января 2010 г. К участию во вторичных торгах по ГЦБ были допущены 28 банков и 15 профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся банками. К обращению на торгах ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ допущено 48 выпусков ГДО с процентным доходом, 4 выпуска ГДО с дисконтным доходом.
Развитию рынка корпоративных ценных бумаг в 2009 году содействовали упрощение порядка допуска к обращению на биржевом рынке, уменьшение налоговой нагрузки на участников рынка ценных бумаг, снятие ограничения на отчуждение акций акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности.
Эмиссия акций акционерных обществ в 2009
году составила 9,61 трлн. рублей (в
2008 году – 14,7 трлн. рублей),
в том числе объем акций, эмитированных
банками, – 0,75 трлн.
рублей (в 2008 году – 3,89 трлн.
рублей). Капитализация первичного рынка
акций увеличилась по сравнению с 2008 годом
на 23,2 процента и на 1 января 2010 г. составила
40,63 трлн. рублей (Приложение Ж, рисунок
2.2) [13, с.20].
2.3
Государственный надзор
и контроль над функционированием
рынка ценных бумаг
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 19.12.2008 № 689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь» в 2009 г. контроль и надзор за деятельностью субъектов хозяйствования в форме проверок был приостановлен [13].
Однако, в 2008 году отделами (управлением) по ценным бумагам, а также Департаментом по ценным бумагам проведено 232 проверки, что на 22 % больше, чем в 2007 году [15].
Проверки участников рынка ценных бумаг в I полугодии 2010 года осуществлялись Департаментом по ценным бумагам и отделами (управлением) по ценным бумагам Главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску по направлениям, определенным Департаментом по ценным бумагам.
В
качестве основных направлений контрольно-
1. Соблюдение акционерными обществами требований законодательства о ценных бумагах, в том числе:
- Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах» в части порядка совершения эмитентом операций с ценными бумагами собственного выпуска;
- Указа Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 года № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» в части обязанности эмитента акций принимать меры по обеспечению защиты сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг.
2.
Соблюдение требований
-
соблюдение требований
За 2009 год Департаментом по ценным бумагам за нарушения законодательства Республики Беларусь о ценных бумагах привлечено к административной ответственности 74 должностных лица и три юридических лица.
Департаментом по ценным бумагам в отношении данных лиц вынесено 113 постановлений, в том числе 92 постановления о привлечении к административной ответственности, 10 постановлений об освобождении от административной ответственности и 11 по иным процессуальным действиям (о прекращении административного процесса, о предоставлении отсрочки оплаты штрафа и др.).
Общая сумма наложенных Департаментом по ценным бумагам административных взысканий составляет 55 720 000 рублей.
Данные о количестве вынесенных постановлений, а также о сумме предъявленных санкций за 2009 год приведены в Приложении З (таблица З.1)[13, с.25, таблица 9].
В 2009 г. государственным биржевым инспектором на постоянной основе осуществлялся мониторинг совершаемых на биржевом и внебиржевом рынке сделок с акциями акционерных обществ на предмет выявления подозрительных (нестандартных) сделок, а также сделок, подлежащих дополнительному контролю. Выявленные подозрительные (нестандартные) сделки, а также сделки, подлежащие дополнительному контролю, анализировались, а информация по ним направлялась компетентным органам для проведения соответствующих мероприятий [13].
За I полугодие 2010 года Департаментом по ценным бумагам за нарушения законодательства Республики Беларусь о ценных бумагах привлечено к административной ответственности 70 должностных лиц и два юридических лица.
Департаментом по ценным бумагам вынесено 83 постановления по делам об административных правонарушениях, в том числе 72 постановления о привлечении к административной ответственности, 2 постановления об освобождении от административной ответственности и 9 по иным процессуальным действиям[16].
В рамках выполнения надзорных функций осуществлялся контроль за соблюдением текстов предложений о покупке (скупки) акций, сообщений о приобретении крупных пакетов акций требованиям законодательства, за представлением профучастниками и фондовой биржей требуемой информации, проводилась ее обработка и анализ, осуществлялся мониторинг соблюдения профучастниками требований финансовой достаточности.
В целях обеспечения широкого информирования о состоянии, тенденциях и перспективах развития фондового рынка Республики Беларусь в течение 2009 г. был организован ряд семинаров по вопросам методологии и технологии осуществления облигационных займов для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.
Были проведены семинары для предприятий Брестской, Гомельской, Витебской, Гродненской, Минской областей и г. Минска. На протяжении 2009 года 10 сотрудников Департамента по ценным бумагам выступили в периодической печати и на телевидении по вопросам регулирования рынка ценных бумаг[13].
В Республике Беларусь увеличение объемов эмиссии корпоративных ценных бумаг сопровождалось ростом объемов биржевых торгов, повышением ликвидности фондового рынка, а также расширением практики обращений белорусских компаний к рынку ценных бумаг как к источнику привлечения инвестиций[14].
Рост суммы эмиссии корпоративных ценных бумаг в обращении и объемов сделок с данными инструментами способствовали увеличению количества профессиональных участников рынка ценных бумаг и, соответственно, величины их активов.
Увеличение
внутреннего спроса на фондовом рынке,
расширение использования его возможностей
компаниями для привлечения инвестиционных
ресурсов создало устойчивую основу
функционирования рынка ценных бумаг,
его большую ориентированность на потребности
национальной экономики. Таким образом,
можно предполагать, что рынок ценных
бумаг имеет некоторые перспективы, и
в дальнейшем будут предприниматься меры
для его развития.
ГЛАВА
3
ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ
БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
3.1
Основные проблемы
развития рынка
ценных бумаг в Республике
Беларусь, пути их решения
Рынок ценных бумаг является одним из ключевых механизмов привлечения денежных ресурсов для инвестирования, модернизации экономики, стимулирования роста производства. Однако, несмотря на проведение ряда мероприятий и определенные изменения в функционировании этого рынка в стране, произошедшие за последние десять лет; он по-прежнему не выполняет свою основную функцию, т.е. не обеспечивает перераспределение денежных ресурсов в реальный сектор на удовлетворение потребностей в инвестициях, формирование рыночной оценки бизнеса. Вместо этого - сформировался очень небольшой РЦБ, практически не оказывающий влияния на развитие экономики. По данным международных финансовых организаций (являющихся одним из важнейших источников информации для потенциальных иностранных инвесторов), фондовый рынок Республики Беларусь наряду с существующими в нескольких слаборазвитых африканских государствах находится вне какой-либо категории и вообще не имеет количественной оценки [18].
Причина этого то, что при определении перспектив развития РЦБ недостаточно учитывается ряд факторов, оказывающих решающее влияние на основные характеристики данного рынка.
К числу важнейших факторов, воздействующих на белорусский фондовый рынок, относятся: тип экономической системы, структура собственности, экономическая политика государства, а также существующий уровень развития и накопленные диспропорции.
Рынок ценных бумаг основывается на свободных решениях инвесторов и эмитентов о размещении временно свободных денежных средств и привлечении финансовых ресурсов. Поэтому чем выше показатели функционирования рыночной экономики в той или иной стране и экономической свободы, тем больше возможностей для развития в ней фондового рынкам. Проведенные исследования показывают, что чем выше доля материальных и денежных ресурсов, распределяемых Централизованно (бюджет, субсидированные кредиты и др.), чем больше доля государства в национальном богатстве, тем ниже роль основных рынков, в особенности рынка ценных бумаг, меньше объемы последнего, проще его структуры. И наоборот, чем меньше степень вмешательства государства в экономику (в том числе и через его участие в акционерном капитале), тем больше объем фондового рынка и насыщенность хозяйственного оборота ценными бумагами. При доле правительства во внутреннем кредите, превышающей 25%, вероятность того, что капитализация рынка акций достигнет 40%, очень невелика [18].
На РЦБ отрицательно влияет высокая степень не только вмешательства государства в экономику, но и ее закрытость в финансовой сфере, которая означает жесткие ограничения: в движении капиталов, на участие иностранных инвесторов в операциях на внутреннем рынке, обращение отечественных финансовых инструментов на иностранных рынках, в области конвертируемости валюты.
Существует также тесная связь между уровнем политической и социальной стабильности государства, с одной стороны, и степенью доверия инвесторов, а также развитием фондового рынка - с другой.
Структура собственности также влияет на состояние и основные характеристики рынка ценных бумаг: при более сложной и диверсифицированной он более развит. Особенно важное значение имеет структура акционерного капитала. Собственность, если она принадлежит единому держателю, например государству, или является объединенной в крупные доли, определяет сжатый и упрощенный характер рынка ценных бумаг. Концентрация собственности в крупных и контрольных пакетах приводит к тому, что свободной для обращения является лишь незначительная часть акционерного капитала, осуществляются только одиночные сделки блоками.
Информация о работе Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь