Рынок ценных бумаг РБ и его проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг, его роли в экономике. Эта является довольно важно на сегодняшний день, потому что в развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства.
К основным задачам работы можно отнести : рассмотрение cущности рынка ценных бумаг; анализ особенностей становления, развития и перспектив рынка ценных бумаг Республики Беларусь; рассмотрение новых сегментов рынка ценных бумаг РБ.

Объектом изучения является рынок ценных бумаг, как одна из важнейших составляющих построения рыночной экономики.

Для проведения исследований использовались следующие методы: наблюдение, моделирование, анализ и синтез, системный подход.
Методической базой для этой работы явились экономические труды отечественных и зарубежных экономистов в сочетании с различными нормативными актами и статистическими отчётами.

Содержание

1 Рынок ценных бумаг РБ и его проблемы
1.1 Внебиржевой рынок ценных бумаг
1.2 Биржевой рынок ценных бумаг
1.3 Проблемы функционирования фондового рынка
2 Анализ развития различных видов ценных бумаг
2.1Рынок государственных ценных бумаг
2.2 Рынок корпоративных ценных бумаг: проблемы и решения
2.3 Рынок ипотечных ценных бумаг
3 Возможные пути развития рынка ценных бумаг

Работа содержит 1 файл

содержание.docx

— 184.68 Кб (Скачать)

     Рыночный  риск — это риск, связанный с  колебаниями цен на всем фондовом рынке, например, из–за изменения ставки банковского процента. Расчетно–клиринговый процесс занимает вполне определенное время, поэтому существует вероятность понести убыток из–за изменения цен. Этот риск приобретает особое значение при выходе инвесторов на международный рынок или интеграции белорусского фондового рынка в мировую экономическую систему. Кредитный риск — риск того, что какой–либо контрагент по сделке купли–продажи ценных бумаг не урегулирует полностью обязательства при наступлении времени платежа. Этот риск редко присутствует или минимизирован между непосредственными участниками торговли, поскольку в условиях развитого биржевого рынка и его инфраструктуры разработаны совершенные системы гарантирования платежей.

     Проблема  морального риска. Моральные риски  представляют собой проблему асимметричной  информации, возникающую после проведения финансовой операции, в результате которой у продавца ценной бумаги появились стимулы к сокрытию информации и участию в нежелательной  для покупателя ценной бумаги деятельности. Например, после того как заемщик  получил средства, он может пойти  на большой риск (высокая доходность, сопряженная с большим риском невыполнения обязательств), поскольку  речь идет не о его деньгах. Так  как моральный риск также снижает  вероятность возврата кредита, кредиторы  могут принять решение вообще не выдавать ссуды. Моральный риск имеет  серьезные последствия в отношении  выбора способа мобилизации капитала фирмой — с помощью долговых обязательств или с помощью договоров об акционерном капитале.

     Проблема  принципала и агента. Договоры об акционерном  капитале, например, обычные акции, представляют собой право требования доли прибыли и активов предприятия. Такие договоры находятся в сфере  влияния особого вида морального риска, называемого проблемой принципала и агента. Этот риск возникает в  случае, когда управляющие фирмы  (агенты) владеют лишь небольшой ее частью, а акционеры, владеющие основной частью акционерного капитала (принципалы), не управляют фирмой. Такое разделение собственности и управления приводит к возникновению морального риска в том смысле, что управляющие могут действовать в собственных интересах, а не в интересах собственников–акционеров, потому что у них меньше стимулов к максимальному увеличению прибыли.

     Проблема  заинтересованности населения. Поскольку население (мелкие инвесторы) оказывают существенное влияние на процессы на рынке ценных бумаг, необходимо создать условия, способствующие повышению инвестиционной активности населения. Это требует решения ряда проблем социального или психологического характера, как то отсутствие инвестиционной культуры и экономической грамотности среди населения, предубеждение против рынка ценных бумаг, склонность к использованию других инструментов сбережения и накопления денежных средств и т.д. Решение этих вопросов абсолютно нереально без интенсивной государственной поддержки.

     Население является основным инвестором в экономике, однако в настоящее время в  Республике Беларусь оно не определяет самостоятельно направления использования  своих сбережений. Распределение  сбережений происходит с помощью  банковской системы. Предоставление большой  свободы частным инвесторам и  возможности непосредственно участвовать  в принятии решений по вопросам направлений  инвестиций собственных средств  однозначно приведет к увеличению общей  активности на фондовом рынке.

           Развитие биржевых фондовых технологий, рост инвестиционной базы рынка за счет широких слоев мелких и средних инвесторов, привлечение внешних инвесторов, формирование инфраструктуры институциональных инвесторов, меры по дальнейшему организационному стимулированию рынка ценных бумаг сохранят и усилят достигнутую за последние 2 года динамику. Во второе десятилетие XXI в. белорусский фондовый рынок входит с новыми реалиями: монополия государственных ценных бумаг уходит в прошлое, рынок облигаций развивается гигантскими шагами, потенциал для развития рынка акций сформирован, востребован и готов реализоваться в обороты. [3 , c. 45]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
     
     

      2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЦЕННЫХ БУМАГ 

    2.1 Рынок государственных ценных бумаг 

     Государственные ценные бумаги – это долговые обязательства эмитента (юридическое лицо осуществляющее выпуск ценных бумаг – государства, чаще всего в лице казначейства) перед приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги,выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре. Это источник финансирования расходов государства, территориально–административных органов управления, муниципалитетов; форма вложений денежных средств физическими и юридическими лицами и способ получения ими доходов от этих вложений [2].

     Участниками рынка государственных ценных бумаг  в Республике Беларусь (РБ) являются:

  • Министерство финансов – эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг;
  • Национальный Банк Республики Беларусь (НБ РБ) – экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг;
  • инвесторы – профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями, обладающие избытком финансовых средств, которые инвестируются ими в ценные бумаги Правительства [24].

     В настоящее время структура рынка  государственных ценных бумаг в  РБ представлена следующими ценными  бумагами:

  • краткосрочные государственные облигации (ГКО) со сроком 
    обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета;
  • долгосрочные государственные облигации (ДГО) со сроком обращения один год и более. Эти облигации также выпускаются Министерством финансов и могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств;
  • государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО выпускаются Министерством финансов для покрытия дефицита государственного бюджета;
  • краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении. Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены, прежде всего, для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой валюте и не размещенных ранее в банках.

     Выпуск  ГКО осуществляется с целью привлечения  временно свободных средств юридических  и физических лиц, в том числе  и иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.

     ДГО выпускаются в целях понижения  темпов инфляции и выполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения  один год и более, так как могут  употребляться первичными держателями  при расчетах за продукты (работы, сервисы), а также могут выступать предметом  залоговых обязательств.В связи  с этим порядок их размещения совсем различается от ГКО.

     ГДО выпускаются Министерством денег  от имени Правительства РБ в целях  изыскания без инфляционных источников возмещения бюджетного дефицита за счет привлечения свободных средств  физических и юридических лиц. С  их помощью можно цивилизованным методом отсрочить выплаты по существующему долгу, увеличить  сроки государственных заимствований, понизить неплатежи в стране.

     Именно  государственные ценные бумаги в  Республике Беларусь имеют наибольший объём оборота в сравнении  с другими видами ценных бумаг. По состоянию на 01.05.2011г. к обращению на бирже допущено: 43 выпуска государственных долгосрочных облигаций с процентным доходом (из них 4 выпуска номиналом 1 000 000 рублей за облигацию и 39 выпусков – номиналом 100 000 рублей за облигацию).Динамику изменения объёма ГЦБ можно рассмотреть на графике( рисунок 5 )

 

     Рисунок 5 – Динамику изменения объёма ГЦБ за 2003–2008г. 

     Суммарный объем торгов государственными ценными  бумагами в апреле 2011г. составил 1 853,38 млрд рублей  
или 17 075 901 облигация. Количество сделок, заключенных в биржевой торговой системе, составило в апреле 2011г. 574 (в апреле 2010г. сумма сделок на вторичном рынке государственных ценных бумаг составила 2 146,61 млрд рублей или 21 201 686 облигацию, количество сделок составило 1 045).Структуру объёма эмиссии  облигаций можно рассмотреть на диаграмме( рисунок 6).

     Рисунок 6 – Структуру объёма эмиссии облигаций 2010 г. 

     Средневзвешенная  доходность по сделкам «до погашения» в апреле 2011г. составила: с ПГДО – 10,18 % годовых. Средневзвешенная ставка РЕПО вне зависимости от срока  РЕПО в апреле 2011г. составила: с ПГДО – 15,47 % годовых [9].

          По состоянию на 01.05.2011г. к участию во вторичных торгах по государственным ценным бумагам были допущены 26 банков и 13 небанковских профучастников рынка ценных бумаг. Лидерами среди участников вторичного рынка по государственным ценным бумагам в апреле 2011г. стали: по сумме сделок – ОАО «АСБ Беларусбанк», по количеству сделок – ОАО «Банк Москва–Минск» [9, таблица 4]. 

Таблица 4– ЛИДЕРЫ вторичного рынка ГЦБ МФ РБ в апреле 2011г. 

Наименование  УЧАСТНИКА РЕЙТИНГ

по  кол–ву сделок

Наименование  УЧАСТНИКА РЕЙТИНГ

по  сумме сделок

     ОАО «Банк Москва–Минск»      1      ОАО «АСБ Беларусбанк»      1
     ОАО «Белинвестбанк»      2 ОАО «Белвнешэкономбанк»      2
     ОАО «БПС–Банк»      3      ОАО «Банк Москва–Минск»      3
     ОАО «АСБ Беларусбанк»      4      ОАО «Белинвестбанк»      4
     ЗАО «МТБанк»      5      ОАО «БПС–Банк»      5
     ОАО «Белвнешэкономбанк»      6      ЗАО «МТБанк»      6
     ОАО «Белагропромбанк»      7      ЗАО «АКБ "БЕЛРОСБАНК»      7
     «Приорбанк» ОАО      8      ЗАО «БелСвиссБанк»      8
 

         Анализ  таблицы 4: как видно из таблицы 4 лидерами вторичного рынка ГЦБ МФ РБ являются банки в частности : ОАО «Банк Москва–Минск», ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белинвестбанк» и др.

         Вывод: основной задачей государственных ценных бумаг является покрытие дефицита государственного бюджета. Именно государственные ценные бумаги в Республике Беларусь имеют наибольший объём оборота в сравнении с другими видами ценных бумаг. Основными эмитентами государственных ценных бумаг являются банки. 

    1.   Рынок корпоративных  ценных бумаг проблемы и решения
 

     Выпуск  корпоративных облигаций как  инструмента привлечения ресурсов вызывает определённые опасения со стороны  эмитентов, такое положение сложилось  после ряда встреч Департамента по ценным бумагам с потенциальными предприятиями–эмитентами из концерна « Белнефтехим», Минэнерго, Минпрома [20, c. 11].

     Предприятия « Белнефтехима » в большинстве  своём не настроены выпускать  облигации, им этот инструмент неинтересен. Это объясняется тем, что кредиты  они берут под минимальную  ставку – около 9% годовых, а при  размещении облигаций ставка доходности может составить 12–14 % годовых, и это делает инструмент непривлекательным для эмитентов. При этом можно говорить о том, что действующая в Беларуси система льготных кредитов и госсубсидий не оставляет потенциальному эмитенту выбора.

     Кроме того, на подготовке к выпуску облигаций  сказывается отсутствие практического  опыта эмитентов по привлечению  инвесторов. При этом нужно отметить высокую заинтересованность ряда компаний выпускать облигации ,но им нужно  оказать необходимую помощь [20, c. 11–12].

     Положительное влияние на развитие корпоративных  ценных бумаг оказало принятие Декрета  Президента  Беларуси от 14 мая 2008 года. Декрет направлен  на устранение факторов, сдерживающих развитие рынка корпоративных  ценных бумаг и облигаций, путём  формирования эффективной системы  налогообложения, создание условий, позволяющих  предприятиям самостоятельно привлекать инвестиционные ресурсы. Следует упомянуть  о важном изменении ,которое принёс декрет – снижение ставки налога на доходы от операций с ценными бумаги с 40 до 24%, которая таким образом  уравнялась со ставкой налога на прибыль, так же декретом освобождаются от обложения подоходным налогом доходы, полученные физическими лицами по корпоративным  облигациям.

Информация о работе Рынок ценных бумаг РБ и его проблемы