Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа
Целью данной работы является предоставление понятий о рынке ценных бумаг, как неотъемлемого атрибута государственной экономической политики страны, а также провести обзор состояния рынка ценных бумаг Республики Беларусь и определить дальнейшее направление его развития.
ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность и роль рынка ценных бумаг
1.1 Сущность, задачи, организационная структура и функции рынка ценных бумаг
2 Механизм функционирования рынка ценных бумаг
2.1 Ценная бумага как специфический товар рынка ценных бумаг
2.2 Структура: первичный и вторичный рынок
2.3 Модели развития рынка ценных бумаг (на примере США и России)
3 Особенности развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
3.1 Становление рынка ценных бумаг Республики Беларусь и особенности его функционирования
3.2 Проблемы и перспективы развития белорусского рынка ценных бумаг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таким образом, можно сказать, что рынок ценных бумаг Беларуси достаточно динамично развивается и приобретает все большее значение в осуществлении экономической политики государства, однако под вопросом стоит неразвитость отдельных сегментов рынка. Так, Комитет провел комплексный анализ рынка ценных бумаг, который показал, что рынок ценных бумаг страны не выполняет свою главную функцию по привлечению инвестиций, направляемых непосредственно в производство, а в большой степени является инструментом перераспределения собственности.
Главной причиной сложившейся ситуации является недоверие к фондовому рынку как механизму развития экономики, что во многом было обусловлено как несовершенной законодательной базой, способствующей различного рода правонарушениям на рынке ценных бумаг, так и недостаточно эффективной работой государственных органов. Функциями непосредственного государственного регулирования рынка ценных бумаг наделены Комитет по ценным бумагам, Нацбанк, Минфин, Минэкономики, другие ведомства. Их права и обязанности определены нечетко, в результате чего отсутствует должная координация и эффективное взаимодействие в их деятельности. Актуальность этих проблем сохраняется и в настоящее время, что более подробно будет рассмотрено в следующей главе.
Рынок ценных бумаг Беларуси находится фактически ещё на начальной стадии своего развития, и потому обладает рядом существенных недостатков, которые препятствуют его оптимальному функционированию. Государственные органы выявили ряд проблемных сфер, сдерживающих его развитие.
Одной из проблем, прежде всего, является несовершенство и запутанность законодательства. Действующая нормативная правовая база, прямо или косвенно регулирующая рынок ценных бумаг, в настоящее время состоит более чем из 300 актов законодательства, при этом нередко противоречащих друг другу или откровенно устаревших, отстающих от требований сегодняшнего дня. Например, в принятом в 1999 г. и вступившем в действие с 01.01.2001 Уголовном кодексе Республики Беларусь не оговаривается уголовная ответственность за неправомерные действия с ценными бумагами, несмотря на то, что последствием таких действий может быть ущерб, намного превышающий нижнюю планку определяемого Уголовным кодексом «особо крупного размера» в тысячу минимальных заработных плат. В действующем законодательстве по рынку ценных бумаг также отсутствует закрепление административной ответственности за правонарушения. В нашем законодательстве не указаны конкретные меры и ответственность за передачу, скажем, конфиденциальной информации при купле-продаже ценных бумаг. Действующее специализированное законодательство имеет так называемый рамочный характер и не содержит конкретных санкций в случае каких-либо нарушений.
Существует проблема расчетно-клиринговой депозитарной системы, которая заключается в координации деятельности всех её участников и юридическая ответственность за соблюдение принципа «поставка против платежа» при осуществлении расчетов.
Стоит вопрос рационального налогообложения. За счет того, что существует льгота для государственных долговых обязательств (ГКО, ГДО), ценных бумаг НБ РБ и ценных бумаг местных целевых облигационных жилищных займов, ограничиваются возможности наиболее важного для реального сектора экономики вида ценных бумаг – акций.
Важным аспектом деятельности рынка ценных бумаг является асимметрия информации. Например, управляющие корпорацией знают о степени своей честности больше и обладают более точной информацией о положении дел на своем предприятии, чем акционеры. Наличие асимметричной информации приводит к проблемам неблагоприятного выбора и морального риска.
Актуальной в Республике Беларусь является проблема ликвидности, так как, согласно принятым на БВФБ нормативным документам, биржей не предусматриваются механизмы для повышения ликвидности обращающихся бумаг. Более того, биржей выдвигаются минимальные требования по ликвидации ценных бумаг, прошедших процедуру листинга. Ради получения мнимого престижа предприятие обязано самостоятельно обеспечивать ликвидность своих ценных бумаг.
Поскольку население (мелкие инвесторы) оказывают существенное влияние на процессы рынка ценных бумаг, необходимо создать условия, способствующие повышению инвестиционной активности населения. Это требует решения ряда проблем социального или психологического характера, как то: отсутствие инвестиционной культуры и экономической грамотности среди населения, предубеждения против рынка ценных бумаг, склонность к использованию других инструментов сбережения и накопления денежных средств – что невозможно без интенсивной государственной поддержки.
Как видно, создать фондовый рынок Беларуси одновременно со всеми необходимыми элементами и атрибутами на современном этапе не представляется возможным. В уже созданной части инфраструктуры белорусского фондового рынка заметно преобладают технические звенья, в то время как информационные и аналитические сферы развиты очень слабо или вообще не развиты. Безусловно, технический уровень имеет очень большое значение, однако это всего лишь фундамент для создания полноценного института. Поэтому одним из направлений деятельности Департамента по ценным бумагам в настоящее время является не только выявление концептуальных проблем развития рынка ценных бумаг, но и определение направлений их решения.
Так, в республике принято ряд программ, реализация которых предполагает привлечение инвестиций. Принята Государственная программа инновационного развития Беларуси на 2007-2010 годы, в которой четко прописаны конкретные проекты, на реализацию которых планируется привлекать инвестиции. Правительством запланировано к 2010 г. привлечь в экономику 50 млрд. USD. При этом доля иностранных инвестиций в общем их объеме к 2011 году должна составить не менее 15%.
В каждой отрасли предложены конкретные проекты по привлечению инвестиций. Это более 100 отечественных предприятий и более 300 производств, которые правительство собирается модернизировать ускоренными темпами.
Предполагается ряд других преобразований на рынке ценных бумаг. В частности, планируется снять ограничения на отчуждение акций и отменить преимущество государства на их приобретение, конкретизировать условия введения права «золотой акции».
Вывод: В Республике Беларусь рынок ценных бумаг находится в состоянии развития. Концепция развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь предназначена для использования при планировании и осуществлении деятельности государственных органов по совершенствованию государственного регулирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь. Главная цель концепции состоит в определении и создании необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь, регулируемого государством, и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг.
Основными проблемами белорусского рынка ценных бумаг, решение которых будет происходить в ближайшие годы, являются:
-развитие инфраструктуры фондового рынка;
-возрождение фондовых бирж и создание организованных внебиржевых систем торговли, укрупнение и объединение регистраторов и депозитариев, создание расчетно-клиринговых систем;
-повышение информационной открытости рынка, увеличение его «прозрачности», т.е. создание системы информации обо всех эмитентах, общедоступной для всех участников рынка;
-создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования фондового рынка, обеспечивающей защиту интересов от мошенничества и недобросовестности отдельных участников рынка, при одновременном совершенствовании государственного управления фондовым рынком и контроле со стороны государства и уполномоченных им организаций за соблюдением этой нормативной базы;
-дальнейшая интеграция с фондовыми рынками развитых стран мира;
-вовлечение в рыночный оборот большего числа акций (по объему и по количеству эмитентов) белорусских акционерных обществ.
В настоящее время фондовый рынок в Республике Беларусь фактически находится на начальном этапе своего развития. Это этап, на котором создается инфраструктура рынка ценных бумаг, вырабатывается государственная политика в отношении форм и методов регулирования инвестиционных процессов вообще и портфельных инвестиций в частности, происходит формирование законодательной базы функционирования ранка ценных бумаг в целом, а также каждого из его сегментов и инструментов.
Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» был принят в марте 1992г. С этого времени формирование белорусского рынка ценных бумаг шло по американской модели – полибиржевая система и слабое государственное регулировании. Как показал опыт последующих лет, такая модель в условиях переходной экономики не оправдывает себя и не раскрывает действительного значения и важности ценных бумаг в рыночной экономике. Переоценка роли государства в формировании инфраструктуры и законодательной базы рынка ценных бумаг произошла в 1988 году, когда для белорусского фондового рынка была фактически принята европейская модель – монобиржевая система, сильное государственное регулирование и активное участие банковской системы в инвестиционных процессах на рынке ценных бумаг.
Международный опыт показал, что с помощью рынка ценных бумаг можно гибко перераспределять средства между отраслями, концентрируя их на наиболее перспективных направлениях. Благодаря использованию данного инструмента происходит привлечение свободных средств и вовлечение их в инвестиционную среду, что экономически более целесообразно, чем использование эмиссионных средств и кредитных механизмов.
Функционирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь направлено на решение стратегических и тактических задач денежно-кредитной политики и выполнение основных направлений социально-экономической политики.
Создание рынка государственных ценных бумаг:
1.позволило продемонстрировать возможность практической организации в Беларуси передового по своим технологическим принципам, справедливого и эффективного механизма выпуска и обращения ценных бумаг;
2.сформировало инфраструктуру, которая может служить основой для дальнейшего развития высокотехнологичного механизма выпуска и обращения разнообразных финансовых инструментов;
3.восстановило доверие инвестора к государственным долговым обязательствам;
4.способствовало появлению потока открытой и достоверной информации, отражающей реальное состояние конъюнктуры денежного рынка;
5. создало предпосылки для постепенной финансовой интеграции регионов Беларуси в единое торговое, депозитарное и расчетно-клиринговое пространство.
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь в настоящее время требует системного, четкого и детального регулирования. Деятельность должна осуществляться по следующим направлениям:
-во-первых, создание условий для более динамичного развития рынка ценных бумаг требует более гибкой налоговой политики и появления новых финансовых инструментов;
-во-вторых, для повышения эффективности государственного регулирования рынка ценных бумаг необходима систематизация и оптимизация законодательства;
-в-третьих, для совершенствования и развития инфраструктуры рынка ценных бумаг требуется, прежде всего, создание единой депозитарной системы, а также расчетно-клиринговой организации;
-в-четвертых, важнейшей мерой, обеспечивающей прозрачность этого рынка и препятствующей использованию инструментов финансового рынка в незаконных операциях должно стать установление четкого порядка в сфере обращения банковского векселя.
1 Аксенов А., Вильдерман О., Нестерович А. Белорусский биржевой рынок государственных ценных бумаг: организация и функционирование.//Белорусский фондовый рынок. - №1 январь, 2000. -73с.
2 Бердникова Т.Б Рынок ценных бумаг: Издательство «Москва», 2000. -278с.
3 Боровкова В.А., Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. 2-е изд., обновленное и дополненное. – СПБ: Питер, 2008. – 400 с.
4 Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: учебник. – М.:ИНФРА - М. – 2009. – 379с.
5 Казак В., Аксенов А. Белорусская валютно-фондовая биржа на рынке ценных бумаг.//Белорусский БАНКОВСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ.- Выпуск №4(63) – 45с.
6 Климко Д. Фондовый рынок Республики Беларусь: состояние и перспективы//Банковский вестник, №4 1999 г. – с. 5.
7 Котова В. Акционерный капитал в национальной экономике. Формирование и перспективы развития.// Финансы Учет Аудит.- Май 2006. - с. 11-14.
8 Маманович П.А. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие. – Мн.: Соврем. шк., 2006г. – 320 с.
9 Новик С.В. Рынок ценных бумаг: белорусские перспективы. – Мн.: БГУ, 2001. – 178с.
10 Отчет о работе Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь за первое полугодие 2009 года, Минск, 2009 г.
11 Пупликов С.И. Рынок ценных бумаг и валютный рынок: Банковский портфель 2005 года: учеб. –метод. Пособие – Мн: Тонпик, 2005. – 236с.
12 Романовский М. В., Врублевский О.В., Сабанти Б.М. – 2-е изд., перераб. И доп. Издат., 2006. – 462с. – (Университеты России)
13 Рынок ценных бумаг. Под редакцией В.А. Галанова, А.И. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006г. – 448c.
14 http://www.ng.ru/politics/
15 http://www.minfin.gov.by/
16 http://www.neg.by/publication/