Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа
Целью данной работы является предоставление понятий о рынке ценных бумаг, как неотъемлемого атрибута государственной экономической политики страны, а также провести обзор состояния рынка ценных бумаг Республики Беларусь и определить дальнейшее направление его развития.
ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность и роль рынка ценных бумаг
1.1 Сущность, задачи, организационная структура и функции рынка ценных бумаг
2 Механизм функционирования рынка ценных бумаг
2.1 Ценная бумага как специфический товар рынка ценных бумаг
2.2 Структура: первичный и вторичный рынок
2.3 Модели развития рынка ценных бумаг (на примере США и России)
3 Особенности развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
3.1 Становление рынка ценных бумаг Республики Беларусь и особенности его функционирования
3.2 Проблемы и перспективы развития белорусского рынка ценных бумаг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1998г. стал переломным для рынка ценных бумаг Беларуси. Комитет по ценным бумагам при Министерстве финансов преобразовался в Государственный комитет по ценным бумагам Республики Беларусь. Основная задача, решаемая государством в этот период, заключалась в формировании целостной системы государственного регулирования рынка ценных бумаг и завершении создания его правовой и институциональной инфраструктуры. Была создана единая двухуровневая депозитарная система, которая на сегодняшний день является наиболее передовой в странах СНГ. Функции центрального депозитария в отношении корпоративных ценных бумаг выполняет Республиканское унитарное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг», в отношении государственных ценных бумаг – Национальный банк Республики Беларусь. В декабре 1998г. на базе имущества и инфраструктуры Межбанковской валютной биржи было создано открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа». Биржа наделена правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами, за исключением ИПЧ «Имущество». На сегодняшний день ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» - единственная в республике целостная структура, на основе которой создана общенациональная система биржевых торгов на всех основных сегментах финансового рынка – валютном, фондовом и срочном.
В 1999г. были приняты эффективные шаги в сторону разработки прогрессивной законодательно-нормативной базы по формированию полноценного и способного к функционированию фондового рынка; разработан и внедрен современный программно-технический комплекс, предусматривающий проведение как торговых операций, так и всего комплекса расчетно-депозитарного и информационного обслуживания биржевых брокеров; сформирована инфраструктура участников биржевых операций; заложены основы систем анализа и листинга.
В дальнейшем государственная деятельность была направлена на развитие рынка ценных бумаг в целях низкоинфляционного кредитования дефицита республиканского бюджета, что предусматривало наращивание объемов эмиссии государственных ценных бумаг, расширение круга инвесторов данного рынка путем привлечения физических лиц, региональных инвесторов и других субъектов хозяйствования, а также на систематизацию существующего законодательства (сокращение количества нормативных правовых актов, регулирующих рынок ценных бумаг, приведение в соответствие с требованиями вышеуказанных законодательных актов), усиление защиты экономических интересов государства, инвесторов, акционеров и повышение прозрачности национального рынка ценных бумаг; совершенствование системы государственного регулирования и контроля над деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Стратегической целью развития биржевого рынка ценных бумаг Беларуси является обеспечение качественно нового уровня обслуживания участников и роста торговых оборотов, модернизация его инфраструктуры и технологии работ.
Важным принципом организации качественной биржевой деятельности является информационная прозрачность. В 2000 году была введена в эксплуатацию информационная Белорусская котировочная автоматизированная система (БЕКАС), которая представляет собой единственно полноценный источник информации о состоянии внебиржевого рынка ценных бумаг. Для распространения информации биржей используется широкий спектр современных и традиционных технологий: Интернет-сервер, электронная почта, удаленные информационные терминалы, которые позволяют получать итоговую и текущую (в режиме on-line) информацию о ходе биржевых торгов иностранными валютами и государственными ценными бумагами, о рейтинге участников рынка государственных ценных бумаг, о вексельной информационно-котировочной системе. Информацию о размещениях ценных бумаг Правительства с указанием параметров эмиссии, результатах продаж Министерство финансов распространяет через электронную информационно-справочную систему Белорусской валютно-фондовой биржи (www.bcse.by), банков (www.belarusbank.minsk.by, www.priorbank.by), Национального банка (www.nbrb.by), на собственном Интернет сайте (http://ncpi.gov.by/minfin/), с помощью публикаций в периодической печати. В плане материально-технического обеспечения в 2006г. были завершены работы по заданию № 46 «Разработать и внедрить автоматизированную систему учета функционирования рынка ценных бумаг» (АС УФРЦБ) Государственной программы информатизации Республики Беларусь на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2002 № 1819.
Развитие рынка ценных бумаг проходит под четким надзором государства, которое через законодательную базу и свои органы управления регулирует рынок напрямую – административно, путем установления требований ко всем участникам рынка, регистрации всех видов ценных бумаг, обеспечения гласности (см. Приложение Б), и косвенно – экономически, посредством экономических рычагов. Проведение единой государственной политики в этой сфере осуществляет Глава государства, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь. Так, для более эффективного надзора и контроля деятельности на рынке ценных бумаг в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 законодательно закреплено разграничение полномочий между Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь по регулированию рынка ценных бумаг. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» в Министерстве финансов Республики Беларусь создан Департамент по ценным бумагам посредством преобразования Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, отвечающий за государственное регулирование и контроль рынка ценных бумаг. Нормативная база включает в себя три основные части:
1. Нормативные документы по эмиссии и государственной регистрации ценных бумаг. Правила регулируют порядок регистрации и впуска в обращение ценных бумаг, к которым относятся акции и облигации.
2. Требования к содержанию проспекта эмиссии ценных бумаг.
3. Правила, устанавливающие порядок совершения операций, связанных с обращением ценных бумаг.
В настоящее время рынок ценных бумаг Республики Беларусь представлен следующими основными сегментами:
корпоративные ценные бумаги (акции и облигации юридических лиц);
государственные ценные бумаги (ГКО, ГДО);
краткосрочные облигации Национального банка Республики Беларусь;
векселя банков
векселя юридических лиц (кроме банков).
Наиболее развитым сегментом является рынок государственных ценных бумаг, которые выпускаются по поручению Совета Министров Министерством финансов Республики Беларусь. 97% от общего объема ценных бумаг Беларуси составляют государственные ценные бумаги, 2% - ценные бумаги резидентов, 1% - нерезидентов Беларуси.
В республике государственные ценные бумаги выпускаются для финансирования дефицита государственного бюджета. Они являются составной частью внутреннего государственного долга Республики Беларусь. Наблюдается постоянное увеличение покрытия дефицита государственного бюджета за счет ГЦБ.
Рисунок 3.1.1 – рынок ценных бумаг РБ
Примечание - Источник: собственная разработка
За январь-июнь 2009г. количество акционерных обществ, зарегистрировавших акции, составило 1166 (включая 952 общества, осуществивших объединение выпусков акций, удостоверяющих одинаковый объем прав их владельцев), в том числе – 808 открытых акционерных обществ и 358 закрытых акционерных обществ.
Объем эмиссии акций по состоянию на 01.07.2009 увеличился по сравнению с 01.07.2008 на 36% и составил 36 499,6 млрд. рублей.
Динамика объема эмиссии акций представлена на графике 3.1.1:
График 3.1.1 - Динамика объема эмиссии акций
Примечание ― Источник: самостоятельная разработка на основе [www.neg.by]
Следует также сказать, что в январе-июне 2009г. проводилась активная работа организаций по привлечению финансовых ресурсов посредством выпуска облигаций.
В I полугодии 2009г. осуществлено 62 выпуска корпоративных облигаций на общую сумму эмиссии 2682,67 млрд. рублей, что в 4,95 раза больше аналогичного показателя за I полугодие 2008 г. В период с 1 января по 1 июня 2010 года зарегистрировано 104 выпуска корпоративных облигаций 43 эмитентов, в том числе 16 банков и 29 небанковских организаций на общую сумму 4,4 трлн. BYR.
По состоянию на 1 июня 2010 года в обращении находились 328 выпусков корпоративных облигаций, 80 эмитентов - 19 банков и 61 небанковской организации на 10,5 трлн. BYR. Из общей суммы эмиссии корпоративных облигаций ценные бумаги банков в стоимостном выражении составляют 91%, а небанковских организаций - 9%. Еще полгода назад банковские облигации составляли 95%. Таким образом, предприятия небанковского сектора стали более активно привлекать ресурсы самостоятельно, выпуская корпоративные облигации.
Также на рынке появился сегмент муниципальных облигаций, выпускаемых обл-, гор- и райисполкомами. За 5 месяцев текущего года зарегистрированы 48 выпусков подобных облигации 29 эмитентов на общую сумму 2,1 трлн. BYR. Число выпусков муниципальных ценных бумаг, находящихся в обращении, на 1 июня 2010 года составило 3,3 трлн. BYR. Количество эмитентов - 53.
Динамика роста объема зарегистрированных выпусков корпоративных облигаций к ВВП в 2006 году – I полугодии 2010г. отражена на графике 3.1.2:
График 3.1.2 - Динамика роста объема зарегистрированных выпусков корпоративных облигаций
Примечание – Источник: [http://www.belmarket.by/ru/
Положительно сказывается на функционировании рынка ценных бумаг увеличение общего количества действующих профучастников (общее количество 72). Из них банки - 28, небанковские организации - 44.
По итогам тестирования (базового и специализированного) при проведении аттестации, переаттестации специалистов за истекший период получено положительных результатов - 603, отрицательных – 56 (8,5 %).
Вторичный рынок государственных ценных бумаг сегодня является надежным и технологически развитым сегментом национального фондового рынка. Через биржевую торговую систему проходит значительная часть общереспубликанского вторичного оборота по ценным бумагам, а также значительная часть операций по межбанковскому кредитованию. При этом биржа выступает не только в качестве организатора торгов, но и обеспечивает проведение клиринга, расчетов и информационного обслуживания инвесторов.
В целях создания необходимых условий для развития целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь, Департамент по ценным бумагам в 2010 году осуществляет комплекс мероприятий по следующим основным направлениям:
совершенствование законодательства о ценных бумагах, направленное на дальнейшую либерализацию условий функционирования рынка ценных бумаг и обеспечение его устойчивого развития;
осуществление комплекса мероприятий по непосредственной работе с предприятиями и населением с целью информирования об альтернативных источниках привлечения финансовых ресурсов и инструментах инвестирования денежных средств;
соблюдение равных условий деятельности для всех участников фондового рынка, поддержание добросовестной конкуренции, обеспечение прозрачности фондового рынка для эмитентов и инвесторов, защита интересов потребителей финансовых услуг.
Важным моментом развития рынка ценных бумаг страны на данном этапе является осуществление Департаментом по ценным бумагам активной деятельности по международному сотрудничеству, которая включает в себя:
1.прежде всего углубление сотрудничества с Российской Федерацией по размещению ценных бумаг белорусских эмитентов на территории Российской Федерации;
2.сотрудничество с международными финансовыми институтами;
3.сотрудничество с Китайской Народной Республикой; в рамках Программы активизации белорусско-китайских отношений на 2006-2010 годы в отчетном периоде между Департаментом по ценным бумагам и Контрольно-административным Комитетом по ценным бумагам Китайской Народной Республики был осуществлен обмен информацией о состоянии рынков ценных бумаг, прорабатывается вопроса о сотрудничестве на постоянной основе;
4. сотрудничество по линии ЕврАзЭС, СНГ, ЕЭП.
Одним из направлений контрольной деятельности Департамента по ценным бумагам является надзор за соблюдением законодательства при организации биржевых торгов ценными бумагами и совершении сделок на фондовой бирже, за соблюдением правил допуска ценных бумаг к торгам на бирже. Данные функции, а также контроль за достоверностью предоставляемой информации ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» осуществляет государственный биржевой инспектор.
В 2009 г. государственным биржевым инспектором на постоянной основе осуществлялся мониторинг совершаемых на биржевом и внебиржевом рынке сделок с акциями акционерных обществ на предмет выявления подозрительных (нестандартных) сделок, а также сделок, подлежащих дополнительному контролю. Выявленные подозрительные (нестандартные) сделки, а также сделки, подлежащие дополнительному контролю, анализировались, а информация по ним направлялась компетентным органам для проведения соответствующих мероприятий.
В ходе проведения мониторинга сделок с акциями, совершаемых на биржевом рынке, в I полугодии 2009 г. за нарушение действующего законодательства Республики Беларусь о ценных бумагах по 5 клиентам покупателя был приостановлен допуск к торговой системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».
В рамках выполнения надзорных функций осуществляется контроль за соблюдением текстов предложений о покупке (скупки) акций, сообщений о приобретении крупных пакетов акций требованиям законодательства, за представлением профучастниками и фондовой биржей требуемой информации, проводится ее обработка и анализ, осуществляется мониторинг соблюдения профучастниками требований финансовой достаточности.