Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа
Целью данной работы является предоставление понятий о рынке ценных бумаг, как неотъемлемого атрибута государственной экономической политики страны, а также провести обзор состояния рынка ценных бумаг Республики Беларусь и определить дальнейшее направление его развития.
ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность и роль рынка ценных бумаг
1.1 Сущность, задачи, организационная структура и функции рынка ценных бумаг
2 Механизм функционирования рынка ценных бумаг
2.1 Ценная бумага как специфический товар рынка ценных бумаг
2.2 Структура: первичный и вторичный рынок
2.3 Модели развития рынка ценных бумаг (на примере США и России)
3 Особенности развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
3.1 Становление рынка ценных бумаг Республики Беларусь и особенности его функционирования
3.2 Проблемы и перспективы развития белорусского рынка ценных бумаг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Главное место на вторичном рынке достается внебиржевому рынку ценных бумаг. Реализация бумаг на данном рынке гарантирует их ликвидность, распределение рисков, формирование разумной стоимости на них, что способствует развитию первичного рынка. Тем временем, первичный рынок ценных бумаг отличается от вторичного тем, что на нем ценные бумаги реализуются впервые. Участники первичного рынка - инвесторы и эмитенты ценных бумаг. В свою очередь, эмитенты, которые нуждаются в доходах для инвестиций в оборотный и основной капитал и определяют предложение бумаг на рынке. А инвесторы, которые ищут выгоду для своего состояния, создают спрос на бумаги. Основой вторичного рынка выступает взаимосвязь между инвесторами (владельцами бумаг). Однако на том рынке могут быть и отношения между эмитентами и инвесторами. Данные отношения – смысл отношений первичного рынка, который выпускает в обращение ценные бумаги.
В настоящее время в развитых западных странах различают две модели фондовых рынков: американскую и европейскую.
Более эффективной и глубоко продуманной считается американская модель, к созданию которой стремится большинство стран, еще только формирующих свои фондовые рынки. Американская модель отличается от европейской прежде всего глубиной вмешательством государства в регулирование рынком ценных бумаг.
Начало государственного регулирования рынка ценных бумаг в США относится к периоду “Великой депрессии” 1929-1933 гг., и вот уже больше 60 лет является предметом пристального внимания правительственной администрации.
Федеральное законодательство о ценных бумагах представляет собой шесть основных законодательных актов, принятых между 1933 и 1940 годами и систематически дополнявшихся в последующие годы. Это закон о ценных бумагах (1933г.); Закон о ценных бумагах и биржах (1934г.); Закон о холдинговых компаниях по коммунальному обслуживанию (1935г.); Закон о контрактах между держателями акций и компаниями-эмитентами (1939г.); Закон об инвестиционных компаниях (1940г.); Закон о предоставлении консультаций по инвестированию (1940г.). В 1970 году к ним прибавили еще ряд законов, в том числе Закон о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
Основная цель Акта о ценных бумагах 1933 года состояла в обеспечении всех участников фондового рынка полной и достоверной информацией позволяющей обоснованно принимать инвестиционные решения. Для этого требовалось, чтобы любая ценная бумага до ее выпуска на рынок проходила государственную регистрацию. Первоначально регистрация поручалась Федеральной комиссии по торговле, а с 1934 г. - Комиссии по ценным бумагам и биржам. Закон об обязательной регистрации действует и в настоящее время.
Закон 1933 года предусматривает ответственность за дачу ложных сведений, виновные подвергаются либо административному расследованию, либо судебному разбирательству. Вместе с тем каждый эмитент ценных бумаг имеет право обжаловать решение регистрационного органа и обратиться в Апелляционный суд США.
Принятие в США в 1934г. “Закона о ценных бумагах и биржах” сопровождалось созданием при Конгрессе “Комиссии по ценным бумагам и биржам” (КЦББ). Она несет основную ответственность за применение и соблюдение федеральных законов о ценных бумагах.
Среди перечисленных выше федеральных законов о ценных бумагах особое место занимает Закон 1970 года о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. На основе этого закона создана “Корпорация по защите инвесторов”. Она может контролировать ликвидацию акционерных компании, испытывающих финансовые трудности, и обеспечивать выплаты по претензиям владельцев ценных бумаг этих фирм. Поставлены под защиту закона интересы брокеров, дилеров и других лиц, обслуживающих фондовые биржи. Вместе с тем, законом было установлено, что и брокеры, и дилеры, и другого рода агенты рынка несут ответственность за “скалпинг”, т.е. за неразрешенную спекуляцию и другие схожие с ней недобросовестные действия. В США имеют место и другие виды регулирования рынка ценных бумаг. Их арсенал пополняется и находится под постоянным наблюдением со стороны государства.
Главное внимание в законодательстве о ценных бумагах уделяется рынкам обычных акций. В настоящее время в США существует два вида рынков акций - фондовые биржи и “биржи без посредников”. Фондовые биржи имеют специальные помещения и операционные залы, действуют на основе жестких правил, определяющих количество и квалификацию членов биржи, выполняемые ими функции, а до 1975 года и размер комиссии, взимаемый по всем видам сделок. “Биржи без посредников” традиционно не имеют ни структуры, ни своих помещений. Это рынок, на котором любая фирма может участвовать в сделках с ценными бумагами.
Фондовые биржи различаются по размерам проводимых операций. Наряду с фондовыми биржами национальных масштабов, такими как Нью-Йоркская (в других странах - Токийская, Лондонская, Торонтская, Франкфуртская и др.), существует много менее крупных бирж. Это биржи региональные, осуществляющие операции с акциями мелких и средних компаний. В США среди региональных бирж особенно выделяются Средне-Западная, Филадельфийская, Тихоокеанская, Бостонская и другие. Операциями с ценными бумагами занимается ряд товарных бирж, например, Чикагская.
Второй моделью рынка ценных бумаг является европейская модель – монобиржевая система, сильное государственное регулирование и активное участие банковской системы в инвестиционных процессах на рынке ценных бумаг. В современных условиях слабо развитый рынок ценных бумаг становится существенным недостатком финансовой системы. Поэтому во многих странах Европы с начала 90-х годов прошлого века были осуществлены серьезные изменения на фондовом рынке, которые привели к эффективному развитию отрасли ценных бумаг и возрастанию роли фондового рынка в экономике этих стран.
Примером европейской модели развития является российский рынок ценных бумаг.
В настоящее время на Российском фондовом рынке преобладают
ценные государственные бумаги, на их долю приходится более 80%рынка ценных бумаг.
Для привлечения средств в казну государство предприняло несколько попыток, наиболее удачным из которых оказались, в конечном счете, выпуски ГКО, ОФЗ и частично казначейских обязательств. Хотя число видов государственных ценных бумаг, обращающихся на российском рынке достаточно велико, первенство прочно захватили ГКО и ОФЗ, объемы выпуска которых в 1996 году превысили 150 трлн. рублей (неденоминированных).
Ядром рынка государственных облигаций стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), располагающая торговой, расчетной и депозитарной системами, обеспечивающими на современном уровне организацию торговли основными видами государственных ценных бумаг в режиме компьютерных биржевых торгов.
Российские государственные ценные бумаги обращаются не только на внутреннем фондовом рынке, но и на зарубежных рынках. Так, с конца 80-х годов на международном рынке обращаются несколько облигационных займов, выпущенных в разных европейских валютах. С 1996 года началась практика допуска иностранных инвесторов на внутренний рынок российских государственных облигаций.
Условно современную историю российского рынка корпоративных ценных бумаг можно разделить на три этапа:
Этап 1- 1990-1992гг.- создание предпосылок для развития фондового рынка: образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж;
Этап 2- 1993 г. - первая половина 1994 г. - фондовой рынок
существует в форме рынка приватизационных чеков;
Этап 3- вторая половина 1994 г. по настоящее время - начало
обращения акций российских акционерных обществ; зарождение
общепринятого рынка корпоративных ценных бумаг. Для настоящего этапа развития российского рынка корпоративных ценных бумаг характерны:
-дальнейшее развитие законодательной базы рынка;
-прекращение и преобразование деятельности чековых инвестиционныхфондов;
-увеличение числа участников фондового рынка;
-быстрое развитие страховых и негосударственных пенсионных фондов;
-образование крупного вексельного рынка в стране;
-создание организаций инфраструктуры фондового рынка (регистраторов, депозитариев, расчетных палат);
-создание рынка первых фьючерсных контрактов (валютных).
В настоящее время рынок корпоративных ценных бумаг практически полностью превратился во внебиржевой рынок. Биржевые торги акциями почти не ведутся.
Российский рынок корпоративных акций условно делится на две части: рынок наиболее ликвидных акций, относящихся к отраслям нефтегазодобычи, электроэнергетики, телекоммуникаций, металлургии, транспорта, которые постоянно продаются и покупаются по рыночным ценам; рынок всех остальных акций, прежде всего региональных предприятий, которые практически отсутствуют в свободном обращении.
Современный рынок российских акций в большой степени функционирует за счет ежегодного притока иностранных инвестиций в размере 39 млрд. дол. в год. [www.ng.ru/politics/2010-08-
Таким образом, современный российский фондовый рынок можно охарактеризовать как молодой, динамичный, с быстро нарастающими объемами операций, развивающийся на основе масштабной приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг; быстро расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов за счет выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Вывод: Механизм функционирования рынка ценных бумаг — это взаимодействие различных субъектов рынка, связанное с осуществлением фондовых операций. Этот механизм регламентируется действующим законодательством. Он зависит от концепции развития фондового рынка в национальной экономике, конкретной финансовой политики того или иного региона. Эффективность его работы во многом определяется уровнем развития инфраструктуры рынка ценных бумаг. Механизм функционирования рынка ценных бумаг имеет свои особенности, которые связаны с конкретной структурой обращающихся ценных бумаг, деловой активностью тех или иных участников рынка, общим состоянием экономики, выбранной моделью рынка. Он должен учитывать специфику и природу отдельных ценных бумаг как финансовых инструментов. Каждому виду финансовых рынков присущи свои особенности формирования механизма.
Белорусский рынок государственных ценных бумаг возник в первой половине 90-х годов, когда государство, двигаясь в направлении экономических трансформаций, приняло в вопросе управления внутренним государственным долгом схемы и механизмы, широко распространенные в цивилизованных странах. Основная идея состояла в том, чтобы покрывать дефицит государственного бюджета за счет эмиссии ценных бумаг, гарантированных правительством. С 1994 года началась программа по заимствованию финансовых ресурсов путем выпуска государственных ценных бумаг. Была выбрана модель (в значительной степени господствующая и сегодня), при которой инвесторам предлагались дисконтные государственные ценные бумаги (ГКО) со сроком обращения не более одного года. И хотя затем номенклатура государственных облигаций расширилась до долгосрочных купонных ценных бумаг, широкого распространения в практике вторичного рынка они не нашли.
С момента зарождения государственных ценных бумаг их первичное размещение и вопросы депозитарного обслуживания и регулирования находятся в исключительной компетенции Национального банка Республики Беларусь, который проводит первичные аукционы и выполняет функции Центрального депозитария по данному виду ценных бумаг. С конца сентября 1995 года Национальный банк приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке.
Первые три-четыре года вторичный рынок ценных бумаг был фактически неорганизованным. Сделки купли-продажи заключались напрямую между профессиональными участниками рынка ценных бумаг, при этом доминирующую роль играли банки. Определенную степень системности во вторичное обращение носило требование обязательной регистрации данных сделок на бирже. Подавляющее число сделок с государственными облигациями регистрировалось на Межбанковской валютной бирже, так как она не взимала плату за регистрацию.
С целью усиления контроля обращения государственных ценных бумаг и бумаг Национального Банка Указом Президента РБ от 09.04.1996 г. №139 «О преобразовании закрытого акционерного общества «Межбанковская валютная биржа» на вторичном рынке было создано общество «Межбанковская валютная биржа» и передано в ведение НБ РБ. С этого момента Национальный Банк активно включился в процесс организации вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь.
Таким образом, 1994-1997 гг. – это этап становления и бурного развития первичного и вторичного сегментов рынка государственных ценных бумаг.