Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании изучения организационно-правовой базы рынка ценных бумаг, определить сущность, структуру и выявить основные проблемы регулирования рынка ценных бумаг, а также пути их решения в современных условиях Республики Беларусь, как в стране с переходной экономикой.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг;
- проанализировать состояние и структуру рынка ценных бумаг;
-рассмотреть особенности функционирования фондового рынка и проблем регулирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь.
Не смотря на это, спектр инструментов фондового рынка достаточно широк. Так, в республике выпускаются акции акционерных обществ, облигации юридических лиц, ценные бумаги Национального банка, муниципальные ценные бумаги, векселя и многое другое. На современном этапе Республика Беларусь практикует новый вид ценных бумаг, как еврооблигации(евробонды), которые имеют весьма благоприятные перспективы на рынке ценных бумаг. В связи с этим, Совет министров Беларуси принял решение о размещении белорусских еврооблигаций еще на 1 млрд. USD в 4-м квартале текущего года или на протяжении 2011 года.30
Для того, чтобы рассмотреть фондовый рынок в разрезе, на период с 2005-2009 года, и 2010 включительно, необходимо проанализировать статистику фондового рынка на примере корпоративных ценных бумаг, в частности.
Конъюнктура отечественного рынка акций и корпоративных облигаций в 2005—2009 гг. в целом, несмотря на глобальный экономический кризис, характеризовалась положительными тенденциями в своем развитии. Так, если в 2005 г. объем эмиссии акций составил 2,2 трлн. рублей, то в 2009 г. — 9,4 трлн. рублей, в том числе акций публичных компаний — 2,1 и 8,4 трлн. рублей соответственно. Аналогичные процессы происходили и в отношении первичного выпуска облигаций: объем их эмиссии с 2005 г. по 2009 г. вырос в 123 раза. (рис 3.1.1)31
Рис. 3.1.1 Объемы эмиссии акций и корпоративных облигаций в Республике Беларусь.
*Источник: Журнал «Банковский вестник» №19(492) 2010г. Вячеслав Куропатенков «Корпоративный сегмент фондового рынка Беларуси- состояние и перспективы». с 59.
Определенный импульс развития в данный период получил и вторичный рынок. Так, отмечается устойчивая тенденция роста стоимости акций открытых акционерных обществ: если на 01.01.2005 стоимость акций, находящихся в обращении, составила 8,8 трлн. рублей, в 2008 г. — 15,8 трлн. рублей, в 2009 г. — 21,5 трлн. рублей, то на 01.01.2010 она была равна 29,9 трлн. рублей. Таким образом, прирост данного показателя за рассматриваемый период составил 21 трлн. рублей, или 238%(рис 3.1.2).
Рис. 3.1.2 Стоимость эмиссионных ценных бумаг, находящихся в обращении на начало года в Республике Беларусь.
Не менее важной характеристикой рынка ценных бумаг в Беларуси выступает межгосударственное обращение ценных бумаг субъектов хозяйствования, то есть операции по вывозу ценных бумаг белорусских эмитентов либо по ввозу ценных бумаг иностранных эмитентов. К настоящему времени иностранными инвесторами были приобретены акции более чем 100 белорусских предприятий. Однако говорить о том, что портфельные инвестиции за счет вложения средств в акции белорусских предприятий стали весомым фактором в экономике Беларуси, было бы преждевременным.32
Также одной из отличительных особенностей фондового рынка Беларуси является наличие чрезвычайно высокой доли собственности, непосредственно контролируемой государством в экономике, и достигает почти 80%. Рассматривая функционирование фондового рынка, можно также сказать, что на 01.07.2010 количество акционерных обществ составило 4394, из них 2002 – открытых акционерных обществ, 2391 – закрытых акционерных обществ. 33 В структуре акционерных обществ доля тех, в которых государственные пакеты превышают 50%. - более 75%.
Важнейшее место на фондовом рынке в Республике Беларусь занимает также инфраструктура. К первым ее элементам прежде всего относятся биржи и депозитарная система. В республике создана единая двухуровневая депозитарная система, в состав которой входят государственное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депозитарии-корреспонденты, последние осуществляют ведение реестров порядка 70 % от общего числа эмитентов. И что наиболее благоприятно сказывается на развитии данной структуры, это то, что появилась возможность оперативного анализа состояния фондового рынка и эффективного контроля за соблюдением законодательства при заключении сделок.
Рассмотрев
все вышеизложенные особенности фондового
рынка, можно утверждать, что с каждым
годом функционирования рынка ценных
бумаг в Республики Беларусь усовершенствуется
его инфраструктура, происходит развитие
нормативно-правовой базы происходит
с учетом опыта развитых стран в направлении
унификации правил и норм, применяются
международные стандарты в учетной системе
фондового рынка. Планируется масштабное
обновление технологической базы, внедрение
новой концепции построения расчетных
систем, ориентированной на международные
стандарты и многие другие аспекты, с
целью развития национального фондового
рынка, технологического перевооружения
и наращивания производственного потенциала
страны.
3.2 Проблемы регулирования
рынка ценных бумаг
В настоящее время для развития национального рынка ценных бумаг имеются необходимые предпосылки: повышение доходов населения, стабилизация валютного курса, эффективная система биржевых торгов и информационная открытость рынка. Однако, построение развитого фондового рынка невозможно без создания системы регулирования, которая отвечает интересам государства и всех других участников этого рынка. Следовательно, формирование фондового рынка в Республике Беларусь повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. Необходимо выделить следующие проблемные аспекты регулирования белорусского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:
-негативно влияющие внешние факторы, к примеру: мировой экономический кризис, который непосредственно отражается на регулировании рынка ценных бумаг;
-увеличение инвестиционных рисков;
-проблема защиты инвесторов (от манипулятивной, мошеннической практики), которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов; Основные виды нарушения прав инвесторов: отсутствие системы гарантии рисков инвесторов, низкое участие страховых компаний в страховании рисков инвесторов;
-закрытость
в финансовой сфере, которая
означает жесткие ограничения:
в движении капиталов, на
-высокая ставка в налогообложении доходов акционерных обществ, полученных при размещении ими акций по цене выше номинальной стоимости, а также доходов, полученных юридическими и физическими лицами от операций с акциями, все эти завышенные налоговые ставки не позволяют эффективно регулировать данный механизм;
-несоответствие структуры участников белорусского фондового рынка современным международным стандартам;
-высокая доля государства в структуре собственности, особенно в акционерном капитале, что не позволяет другим сегментам построить слаженную систему саморегулирования;
- проблема ликвидности ценных бумаг;
- недостаточные темпы рыночных преобразований в республике и низкая инвестиционная активность, оказывающие негативное влияние на развитие самого фондового рынка;
- борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, незаконная деятельность на рынке ценных бумаг;
Также существуют проблемы по не соблюдению законности регулирования рынка ценных бумаг, и многие другие проблемы, которые мешают нормальному функционированию фондового рынка.
Таким
образом, в любом рыночном механизме,
в том числе и в рынке
ценных бумаг, всегда существуют определенные
проблемы регулирования, преодоление
которых ведет к эффективному развитию
рыночной структуры.
3.3 Пути решения проблем по регулированию рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
На современном этапе развития ценных бумаг возникают определенные проблемы по его регулированию, рассмотренные в пункте 3.2, которые весьма отрицательно сказываются на его функционировании. Однако для преодоления данных проблем вырабатываются определенные пути решения, при реализации которых происходит улучшение не только состояния рынка ценных бумаг, но и улучшение инвестиционного климата в стране, что впоследствии предвещает наилучшие перспективы развития не только на национальном рынке, но и на интеграции его в мировой рынок ценных бумаг.
Одним из путей решения проблем является продолжение приватизации, снятие ограничений в движении капиталов, участии иностранных инвесторов в операциях на внутреннем рынке и прочие меры, означающие переход к реальному запуску рыночных механизмов, являются первым и наиболее важным условием для развития фондового рынка, без которого все остальные окажутся малоэффективными.
Также в условиях кризиса, дефицита инвестиций и высоких рисков создание налоговых стимулов, компенсирующих эти риски, являются одним из наиболее эффективных инструментов побуждения инвесторов к вложению сбережений в акции и облигации. Ряд проблем в этой области уже решено на данный момент: снижение ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами (до настоящего времени - 40 %) и установление ее на уровне 24 %, установление ставка налогообложения доходов от операций по облигациям - 0 %, упрощение выпуска биржевых облигаций, поэтапное снятие моратория на отчуждение акций.35
Что касается проблемы незаконности операций на рынке ценных бумаг, то необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу, совершенствование системы предотвращения осуществления незаконных сделок с ценными бумагами, расследование преступлений на рынке ценных бумаг с учетом существующих возможностей правоохранительных органов и судебной системы в целом, а также возможностей привлечения само регулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Также необходимо совершенствование системы государственного регулирования и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж (ужесточение требований финансовой достаточности, повышение квалификационных требований к руководителям и сотрудникам профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж, усиление контроля за использованием действующих аттестатов).
Одной из ключевых задач государства при решении проблем по регулированию рынка ценных бумаг является повышение уровня информационной прозрачности рынка. Принцип информационной прозрачности может быть достигнут за счёт информирования всех заинтересованных лиц о деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и её результатах.
Не менее важным при регулировании рынка ценных бумаг оказывает влияние и государство. Так создание определенных программ позволяет скорректировать те проблемы, которые наиболее остро мешают эффективному функционированию рынка ценных бумаг. Уже созданы определенные планы по развитию рынка ценных бумаг на 2011-2015 года, некоторые основные положения36: предполагается формирование ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг и его наполнение разнообразными финансовыми инструментами; совершенствование системы регулирования и надзора за рынком ценных бумаг в соответствии с принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам; обеспечение условий для развития интеграционных процессов с мировыми финансовыми институтами.
Таким образом, главная цель совершенствования рынка ценных бумаг — способствовать созданию условий для становления целостного, высоколиквидного, прозрачного, эффективного и справедливого рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг.
Заключение
В данной курсовой работе раскрыта сущность рынка ценных бумаг, его особенности функционирования в Республике Беларусь.
Основным инструментом фондового рынка является ценная бумага. Ценная бумага представляет собой документ установленной формы и реквизитов, который отражает связанные с ним имущественные права. Основными видами ценных бумаг с точки зрения их экономической сущности являются: акция; облигация, банковский сертификат, вексель, чек, варрант, опцион.
Участники рынка ценных бумаг представлены физическими лицами или организациями, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним; это те лица, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.
Инфраструктура фондового рынка Республики Беларусь представлена следующими институтами: Комитет по ценным бумагам при Совете Министров, Национальный банк, Фонд государственного имущества при Министерстве экономики, Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг, Белорусская валютно-фондовая биржа, Белорусская ассоциация участников рынка ценных бумаг.
Информация о работе Рынок ценных бумаг и особенности его функционирования