Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:15, контрольная работа
Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения в процессе написания работы следующих задач.
1. Рассмотреть, как по мере развития общественного производства и обращения изменялись основные подходы к определению сущности понятия «рынок».
2. Раскрыть основные объективные условия возникновения рыночного хозяйства.
3. Выявить объекты и субъектов рынка, их функции и охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.
4. Изучить типологию и основные модели рыночного хозяйства.
Введение…………………………………………………………………….3
Рынок: содержание и функции……………………………………………5
Субъекты и объекты рыночного хозяйства……………………………..10
Типология рынка. Многообразие рыночных структур………………...13
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….24
Приложения……………………………………………………………….25
Приложение 1
Приложение 2
ЗАДАНИЯ
Товарное производство - такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке.
Общими основами товарного производства являются:
а) общественное разделение труда – необходимое, но недостаточной условие для существования товарного производства, т.к. при наличии общественного разделения товарного хозяйства может не быть. (Например, в пределах одной общины результаты труда принадлежали всей общине, и продукты потреблялись, не поступая в эквивалентный обмен);
б) экономическое обособление производителей друг от друга, при котором они имеют экономическую независимость и отчуждены друг от друга. Это обособление возникает объективно вследствие развития особенных форм разделения труда, сосуществования в множества производителей схожей продукции.
Рынок основан на товарном типе производства, при котором продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена путем купли-продажи. Однако, кроме товарного типа производства, для рыночного хозяйства необходимо еще и машинное производство.
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены, конкуренции и основных экономических законов. Рассмотрим более подробно каждый элемент рыночного механизма.
Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды.
Между рыночной ценой и количеством реализованного товара существует определенная обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение же цены, как правило, обусловливает возрастание спроса на него (рис. 1).
Рис. 1 Кривая спроса
Изображенная кривая спроса характеризует состояние цен и объема продукции на определенный момент времени. Данная кривая иллюстрирует закон спроса. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде QD=F(P), где QD — величина спроса (demand), Р — цена (price). Однако спрос — величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменения объема спроса выражаются в "движении" по кривой спроса вниз или вверх (рис. 1). Изменение же спроса выражается в "движении" кривой спроса, в ее смещении вправо или влево (рис. 2). Представленная функция носит название функции спроса — функции, определяющей спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов, в том числе и неценовых:
=> величины и динамики изменения дохода потребителя;
=>
изменения вкусов и
=> размера рынка;
=> ценовых и дефицитных ожиданий;
=> наличия товаров - субститутов и др.
Спрос является функцией всех этих факторов: QD=F(f1,f2,...,fn).
Рис. 2 Движение кривой спроса
Эти факторы способствуют сдвигу кривой индивидуального спроса вправо или влево. Так, изменение денежных доходов потребителей предполагает сдвиг кривой в положение D’ (в случае их увеличения) и в положение D” (в случае их снижения).
Предложение товара — это количество данного товара, которое могут и намерены сбыть производители на рынке по данной цене.
Кривая
предложения имеет
Рис. 4 Кривая предложения
Однако, кроме цены, на предложение оказывают влияние и другие факторы:
=> цены факторов производства;
=> технология;
=>
количество производителей-
=> ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
=> размер налогов и т.д.
Предложение является функцией всех этих факторов — Qs=F(f1,f2,...,fn).
Зависимость предложения от влияющих на него факторов называется функцией предложения.
Если на рынке соотношение
спроса и предложения
Рис. 5. График рыночного равновесия
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к выравниванию объемов спроса и предложения.
Равновесная цена (Pg) — цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения, в результате действия конкурентных сил.
Однако равновесие может быть нарушено в силу действия определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены.
Один
из таких вариантов
Второй вариант отличается от первого превышением спроса над предложением товара. В этом случае имеет место неудовлетворенный спрос, товарный дефицит. Рынок реагирует на дефицит прямым или скрытым ростом цен. Выходом из этой ситуации могут быть увеличение производства товаров, пользующихся спросом, повышение цен и уменьшение роста денежных доходов населения.
Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место, неустойчивое равновесие.
КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
Конкуренция - экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.
Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять современные достижения технического прогресса, совершенствовать технологию производства.
В западной экономической литературе различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Основные виды конкуренции можно представить в таблице (таблица 1).
Таблица 1
Характерные черты | Модели рынка | |||
Свободная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Чистая монополия | Олигополия | |
Число предприятий на рынке | Очень много | Много | Одно | Несколько |
Тип товара | Стандартизованый | Дифференцированный | Уникальный | Любой |
Контроль за ценой | Отсутствует | В узких рамках | Значительный | Ограничен |
Условия вступления в отрасль | Легкие | Сравнительно легкие | Блокированы | Наличие барьеров |
Таким образом, в условиях товарного хозяйства рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, спроса; распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии.
Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей.
Таблица 2
Сравнительный анализ рынков потребительских и инвестиционных товаров
Рынки потребительских товаров | Рынки инвестиционных товаров |
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ | |
Действие
механизма взаимосвязи
спроса и предложения
Наличие хозяйствующих субъектов: продавцов и покупателей, а также объектов Свободное ценообразование Конкурентная борьба Совершение актов купли-продажи | |
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ | |
Спрос предъявляют домашние хозяйства, а предложение формируют фирмы. | Спрос предъявляют инвесторы (фирмы), выступающие как покупатели инвестиционных товаров, а инвестиционное предложение — производители инвестиционных товаров или другие участники инвестиционной деятельности, являющиеся продавцами объектов вложений для инвесторов. |
Приобретение товаров для удовлетворения собственных нужд с целью потребления и максимизации полезности. | Приобретение товаров для организации процесса производства, реализации или оказания услуг с целью получения максимальной прибыли. |
Объектом купли-продажи выступают продовольственные и непродовольственные товары, используемые для удовлетворения потребностей. | Объектом купли-продажи выступают основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные и интеллектуальные права, которые в отличие от потребительских товаров используются в различных сферах экономической деятельности с целью получения дохода. |
Объект купли-продажи может существовать только в материальной форме. | Объект купли-продажи может существовать в материальной форме (элементы физического капитала), в денежной форме (деньги, целевые денежные вклады, паи, ценные бумаги), а также и в материальной и в денежной форме (основной и оборотный капитал, научно-техническая продукция и т.д.) |
Предложение товаров, удовлетворяющих потребности непосредственно. | Предложение товаров, удовлетворяющих потребности косвенно, путем обеспечения производства потребительских товаров. |
Предложение конечного продукта. | Предложение промежуточного продукта, который в процессе производственного использования может превратиться в конечный продукт. |
Приобретение товаров для удовлетворения потребностей в настоящем. | Приобретение товаров для получения выгоды (дохода) в будущем. |