Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:15, контрольная работа
Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения в процессе написания работы следующих задач.
1. Рассмотреть, как по мере развития общественного производства и обращения изменялись основные подходы к определению сущности понятия «рынок».
2. Раскрыть основные объективные условия возникновения рыночного хозяйства.
3. Выявить объекты и субъектов рынка, их функции и охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.
4. Изучить типологию и основные модели рыночного хозяйства.
Введение…………………………………………………………………….3
Рынок: содержание и функции……………………………………………5
Субъекты и объекты рыночного хозяйства……………………………..10
Типология рынка. Многообразие рыночных структур………………...13
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….24
Приложения……………………………………………………………….25
На практике крайне важно найти оптимальное сочетание проявления частной инициативы и государственного регулирования10. Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка носит мониторинговый (напоминающий) характер, свидетельствующий об усилении то собственно рыночного механизма, то государственного регулирования.
Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.
Можно выделить следующие основные черты деформированного рынка в условиях административно – командной системы хозяйства11:
- отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;
- чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движений, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;
- монополизм производителя и торговца;
- несбалансированность спроса и предложения;
- чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит;
- расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков;
- попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил;
- расцвет бартерных сделок вместо более развитых товарно-денежных отношений;
- деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;
- отсутствие у потребителя права выбора товара.
Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в нашей стране. Условия функционирования рынка в нашей стране были таковы, что его положительная роль в развитии экономики была сведена на нет. Это привело к заявлениям об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражало реальность, ибо акты купли – продажи существовали. Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован.
Экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.
Эффективность
той или иной экономической модели
определяется ее жизнеспособностью, возможностью
постоянно и адекватно
Различают несколько моделей смешанной экономики (табл. 1.).
Таблица 1
Модели современного рыночного хозяйства
|
Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.
Таким образом, отметим характерные для американской модели черты:
- абсолютное преобладание
- законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;
-
ограничение сферы
-
относительно небольшая доля
государственного бюджета в
Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
Для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:
–
смешанная экономика
– осуществляется
– социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;
– направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;
– регулирование занятости
– большой удельный вес
–
регулирование экономики в
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство. Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет12.
Выделим специфические черты шведской модели:
- низкая безработица;
- профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;
- централизованные переговоры по зарплате;
- значительный государственный сектор;
- тяжелое налоговое бремя.
Социал-демократическая модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:
- значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;
- доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;
- регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне;
- государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;
- развитая система производственной демократии.
Японская модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала13.
Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком, самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.
Вследствие
относительно меньшего, чем в Японии,
развития рыночных отношений южнокорейское
государство целенаправленно
И наконец, еще один элемент южнокорейской модели, представляющий несомненный интерес для России, — это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса.
Французская модель является средней между американской и немецкой: прямая предпринимательская деятельность государства, вмешательство государства в процесс накопления капиталов.
Особенность экономической модели Франции - высокая доля государственного сектора, сформированного в результате троекратной (1936, 1945, 1982 гг.) национализации. Даже после реализации двух масштабных программ приватизации (1986—1988 и 1993—1997 гг.), проводившихся правыми правительствами, доля государства в ВВП остается одной из наиболее высоких.
После победы на президентских выборах 1995 г. Жак Ширак начал проводить политику ослабления хозяйственной деятельности государства. Однако проведение правительством реконструкции и оздоровления государственных предприятий, ряда бюджетных сокращений, частности, в сфере социального обеспечения, только усилило позиции государства в экономике14.
В 1997 г. изменилась концепция приватизации: произошел отказ от универсальных для всех компаний моделей разгосударствления; государство взяло на себя реструктуризацию приватизируемого предприятия, его подготовку к выходу на рынок акционерного капитала; сохраняется высокая степень контроля государства над приватизированными объектами.