Рынок : содержание и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:15, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения в процессе написания работы следующих задач.

1. Рассмотреть, как по мере развития общественного производства и обращения изменялись основные подходы к определению сущности понятия «рынок».

2. Раскрыть основные объективные условия возникновения рыночного хозяйства.

3. Выявить объекты и субъектов рынка, их функции и охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.

4. Изучить типологию и основные модели рыночного хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Рынок: содержание и функции……………………………………………5
Субъекты и объекты рыночного хозяйства……………………………..10
Типология рынка. Многообразие рыночных структур………………...13


Заключение………………………………………………………………..22

Список использованной литературы…………………………………….24

Приложения……………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

КР №2 к сдаче.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

     Несмотря  на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль за ценами в условиях конкуренции. Эта специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования15. Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых капиталистических стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до настоящего времени.

     Франция отличается от других стран ЕС тщательной проработкой страхования рисков, связанных с предварительным изучением рынка, изменением курсов иностранных валют, организацией за границей ярмарок, выставок, складов, зарубежных инвестиций, непредвиденным повышением цен в период изготовления экспортной продукции16.

     Итак, экономическая политика Франции  ориентирована на долгосрочную конкурентоспособность, гарантированность занятости населения при ведущей роли государства, особенно государственных предприятий, в реструктурировании. Оно инвестирует автоматизацию производственных процессов и, допуская существенные издержки, сохраняет высокий размер минимальной заработной платы. Несмотря на возрастание экономической напряженности, по мнению экспертов международной организации труда (МОТ), французская модель экономики нацелена на решение двуединой задачи: поддержание мировой конкурентоспособности и проведение в жизнь политики социальной ответственности, что в итоге приводит к общественному согласию.

     Для китайской модели характерны следующие основные  черты:

  • осуществлен переход от модели «централизованной плановой экономики» к модели «социалистической плановой товарной экономики»; в сельском хозяйстве от «народных коммун» к системе «семейного подряда»;
  • сочетание рыночных отношений с государственным планированием, за счет отделения «права собственности» от «права хозяйствования» оживлена работа госсектора;
  • установлены прямые хозяйственные связи между предприятиями;
  • созданы фондовые рынки, рынки услуг, информации, техники, технологии.

В результате по объему ВВП Китай догоняет США.

     Основная  стратегия Китая заключается  в копировании, только на более продуманном  уровне, опыта Японии и азиатских  тигров - Тайваня, Сингапура и Гонгонга, Южной Кореи, а также использования опыта НЭП в СССР. И все это на базе стремления Китая к экономическому лидерству. У Китая существует огромный запас дешевой рабочей силы за счет урбанизации - согласно планам модернизации, доля городского населения с 2000 г. по 2020 г. должна вырасти с 36.2 до 56%17.

     В Китае успешно используется стратегия  сфокусированного развития, когда первыми  обогащаются отдельные регионы18. С 2000 г. проводится курс на выравнивание уровня развития регионов. Местные власти создают для инвесторов самые тепличные условия, предоставляя инвестиционные и налоговые льготы. Власти порой закрывают глаза на условия труда на иностранных и местных заводах, становясь на сторону предпринимателей. Предприниматели США и Европы, уставшие от профсоюзов и дорогой рабочей силы, могут отлично организовать свои производства в Китае. На региональном уровне существует мощная система управления регионов через экономические рычаги, по сути аналогичная корпоративной - проводимая политика разделения налоговых поступлений между регионами и центром способствует активной и заинтересованной позиции региона в максимизации поступлений по своим местным бюджетам.

     Финансовый  рынок развит недостаточно, в нем  преобладают банки. В Китае очень  высокая норма личных сбережений - около 30 % . Сбережения населения имеют более значительный вес в экономике, чем иностранные инвестиции, хотя последние дают инновационное качество. Благодаря значительной роли государства в банковской системе население держит свои средства в банках.

     Осуществляется грамотное управление инфляцией, валютным курсом юаня, который поддерживается в привязке к доллару, являясь стабильным и заниженным относительно паритета покупательной способности, что обеспечивает экспансию китайских товаров на внешних рынках. В результате китайская экономика процветает.

     В процессе реформирования за счет постепенного выхода государственных предприятий на рынок и их рационального реформирования, применения методов самоокупаемости, хозяйственной самостоятельности, деятельность многих из них удалось сделать более эффективной. Экономика страны в соответствии с принципом 'держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие', представляет собой многоукладный конгломерат крупных госпредприятий и небольших и средних предприятий частного сектора. В стране создаются гибридные предприятия с частным и государственным участием. С 2005 г. взят курс на упрочение позиций частного сектора19.

     Не  смотря на возрастающую роль частного сектора, госсектор в Китае имеет  по-прежнему значительный вес. На его долю приходится до 50 % выпуска продукции, 66 % налогов и прибыли, 75 % стоимости основных фондов20. В госсектор входят - наиболее крупные предприятия, в т.ч. предприятия энергетики, транспорта, добычи и переработки сырья, основных видов материалов и оборудования, автомобильной, оборонной промышленности.

     Способность к качественному копированию  является огромным ресурсом развития китайской экономики, позволяющая частично экономить на закупке технологий, рекламе, создании брендов, программного обеспечения. Чрезвычайно низкая цена китайских товаров при их непрерывно растущем качестве создает огромный спрос, эти товары желанны и выгодны во всем мире.

     Таким образом, главная причина ускоренного  развития Китая - характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в Китае проводились либеральные экономические реформы, причем степень их либеральности и радикальности, по всей видимости, не имеет аналогов. Результатом стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее рекордные темпы роста китайской экономики.

     Современные модели социально-экономических процессов  в разных странах формировались  под влиянием соответствующих объективных  и субъективных факторов развития общества, поэтому каждая из них имеет свои специфические особенности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В самом общем виде рынок – это  система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения  товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.

     Рынок выполняет различные функции, которые  определяются стоящими перед ним задачами. Роль рынка в общественном производстве сводится к тому, что он подает сигнал – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

     Но  функции рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем  общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны), но и следить за работой самого рыночного механизма. Государственное регулирование распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования он носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

     Государство при чрезмерном вторжении в экономику  может деформировать действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.

     На  современном этапе развития экономики  в самых различных странах  рынок остается важнейшим элементом  хозяйственного механизма. Изучив особенности  экономических систем различных  стран, можно сделать вывод, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Они существует не в вакууме и не могут находиться в отрыве друг от друга. Поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления  к новым условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подходы и методы решения основных экономических проблем. Однако в каждой стране существуют свои национальные особенности организации хозяйства, поскольку страны отличаются уровнем экономического развития, социальными условиями и культурными традициями.

     Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, сложились следующие модели современного рыночного хозяйства: социально-ориентированное хозяйство, смешанная экономика и корпоративная экономика.

     При первой модели государственные программы направлены на защиту интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах (Германия).

     При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США, Франция).

     Корпоративная экономика предполагает направленность государственных программ на защиту интересов крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).

     Для любой рыночной системы обязательно  наличие таких условий, как: право  на частную собственность, свобода  заключения сделок, потребления, конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий.

     Современное постиндустриальное общество стремится  к созданию и утверждению современной  социально-ориентируемой рыночной экономики, которая основывается на принципах рынка, а социальные компоненты гарантируются законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 477 с.
  2. Белецкий М. Триумфатор из латинского квартала // Столичные новости. – 2002. – №7(203).  – 26 февраля-04 марта.
  3. Бергер Я. Умножение ВВП - китайский урок // Время новостей. 4 августа 2005 г., http :// globalization . su / lib / articles / berger /1167415251. html
  4. Бородаевский А. Тенденции социально-экономического развития в разных регионах мира // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – №4 – С.18-28.
  5. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.
  6. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие  / Под ред. д.э.н. проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: «Дело и Сервис». 2001. – 832 с.
  7. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай - Россия 2050: стратегия соразвития. – М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2006. – 656 с.
  8. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты, политика / Пер. с англ. – М., 1990. – 415 с.
  9. Михеев В., Институт Дальнего Востока РАН, Китай: опыт стратегии 'сфокусированного' развития, http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=861&ids=61
  10. Основы экономической теории  / Под ред. Муталимова  М.Г. – М., 2002. – 464 с.
  11. Синьчэн Ч.,  директор Института Восточной Европы и Средней Азии Народного университета Китая (Пекин), ' Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи', http :// chinapro . ru / economy /1/
  12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.  – М., 1962. – 684 с.
  13. Учебник по основам экономической теории / Камаев В.Д. и др. – М.: ВЛАДОС, 1995 . – 384 с.
  14. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах. Т.1. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 384 с.
  15. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. – 304 с.
  16. Экономическая теория: Учебник. Изд. 2-е доп. и перераб. / Под общ. ред. Г.П. Журавлевой, В.Е. Сактоева, Е.Д. Цыреновой. – Улан – Удэ: ВСГТУ, 2005. – 936 с.
  17. Экономическая теория: Учеб. пособ. Ч.1. Введение в экономическую теорию / Под ред. А.А. Нестерова, В.М. Шепелева, В.Д. Белоусова и др. – Самара, 2005. – 113 с.
  18. Coase R.H. The nature of the firm// Economica, 1937. V4. № 5.

Информация о работе Рынок : содержание и функции