Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:15, контрольная работа
Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения в процессе написания работы следующих задач.
1. Рассмотреть, как по мере развития общественного производства и обращения изменялись основные подходы к определению сущности понятия «рынок».
2. Раскрыть основные объективные условия возникновения рыночного хозяйства.
3. Выявить объекты и субъектов рынка, их функции и охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.
4. Изучить типологию и основные модели рыночного хозяйства.
Введение…………………………………………………………………….3
Рынок: содержание и функции……………………………………………5
Субъекты и объекты рыночного хозяйства……………………………..10
Типология рынка. Многообразие рыночных структур………………...13
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….24
Приложения……………………………………………………………….25
Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.
Контролирующая функция рынка состоит в том, что он исполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает соединение их интересов, предполагая обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.
Таким
образом, рынок – это обмен, организованный
по законам товарного производства
и обращения, совокупность отношений товарного
обмена, механизм взаимодействия покупателей
и продавцов, т.е. отношение спроса и предложения,
сфера обмена внутри страны и между странами.
Для возникновения рынка нужны условия:
общественное разделение труда, экономическая
обособленность производителей, свобода
предпринимательства.
2. Субъекты и объекты рыночного хозяйства
Рынок, представляя собой совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает взаимодействие трех главных экономических субъектов, которыми являются государство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашние хозяйства.
Государство как субъект рыночного хозяйства действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки широкого спектра товаров. На рынке труда государство закупает рабочую силу, необходимую для службы в государственных учреждениях и бюджетных организациях, на рынке средств производства и предметов потребления приобретает у производителей товары общественного, государственного пользования, вооружения, здания и ряд других товаров. В ряде случае государство закупает научные исследования и разработки, проекты, духовные и культурные ценности, предоставляющие общественный интерес, попадающие в государственные фонды. Выступая в качестве продавца, государство реализует в основном услуги, но способно продавать землю, природные ресурсы, жилье, другие товары находящиеся в государственной собственности.
Кроме того, государство может оказывать экономическую поддержку отдельным отраслям, фирмам, домохозяйствам, а в свою очередь, взимает налоги для реализации этих функций. Наконец, государство сам занимается предпринимательской деятельностью, имея достаточно сильный государственный сектор в экономике.
Государство стремится максимизировать общественную полезность.
Предприятия, фирмы функционируют ради получения прибыли и являются основными поставщиками на рынках разнообразных товаров и услуг. В ряде случаев они могут продавать принадлежащие им имущественные ценности и материальные запасы. Торговые предприятия продают на рынке все товары своего торгового ассортимента. Покупателем продукции и имущества фирм являются другие фирмы, домашние хозяйства и частично государство. Сами предприятия приобретают на рынке, в первую очередь, рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, могут приобретать также деньги в виде кредитов и ценные бумаги.
Домашнее хозяйство - это единица, состоящая из одного и более человек, функционирующая в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им ресурсы в виде земли, капитала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги. В экономической теории принято выделять следующие характерные черты домашних хозяйств:
Таким образом, субъекты рынка могут в определенных ситуациях выступать как в роли покупателей, так и в роли продавцов. Все хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынках, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи товаров и услуг.
К объектам рыночных отношений принято относить то, по поводу чего между продавцами и покупателями могут возникать отношения купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги. В экономической теории в качестве объектов принято выделять рынок ресурсов, рынок продуктов и финансовый рынок6.
Представим
схематично упрощенную и полную модели
взаимодействия субъектов и объектов
рынка (рис. 3 и рис. 4 соответственно).
Рис. 3 Упрощенная модель взаимодействия субъектов и объектов рыночных отношений
Предприятия
через рынок факторов производства
покупают у домохозяйств необходимые
им ресурсы (5 и 6), производят необходимые
товары и услуги (7 и 8) и продают их через
рынок продуктов домохозяйствам. В результате
издержки фирм (1) превращаются в потребительские
доходы (2), а те в свою очередь поступают
на рынок продуктов, а затем на счета фирм
в качестве доходов (4).
Рис. 4 Полная модель взаимодействия субъектов и объектов рыночных отношений
В более полной модели кругооборота добавляется государство как равноправный субъект рыночных отношений. Государственные расходы (9 и 14), налоги (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственных сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств.
Получается, что объекты и субъекты рынка связаны между собой денежными потоками, а также потоками товаров и услуг таким образом, что в идеале:
Все субъекты рынка имеют также теснейшие связи с финансовым рынком через кредиты, сбережения, банковские счета, ценные бумаги и т.п.
Таким
образом, модель кругооборота фиксирует
продуктовые и ресурсные рынки, демонстрирует
важнейшие потоки «доходы – расходы»
и потоки «ресурсы – продукция», образующие
«кровеносную» систему рыночной экономики.
На распределение ресурсов, уровень доходов
и экономическую активность значительным
образом способны повлиять государственные
расходы, налоги и платежи.
История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.
Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров. Товарное производство неразвитого рынка (простое товарное производство) основано на общественном разделении труда, частной собственности на средства производства, на личном труде товаропроизводителя. В условиях простого товарного производства на рынок поступала лишь часть созданного продукта. Поэтому оно не охватывало всю экономику, т. е. не являлось всеобщим.
Свободный (классический) рынок характеризуется тем, что товарное производство на этом этапе осуществляется в условиях свободной конкуренции. Практически полное отсутствие вмешательства государства в хозяйственную жизнь дает возможность называть его «чистым» капитализмом — laisser faire, что приблизительно означает «пусть идет как идет» (let it be), отличительными особенностями которого являются:
1. Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.
2. Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.
3. Полная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала.
4. Наличие у каждого участника полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации.
5. Полная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок).
6. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами.
7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции.
8. Отсутствуют монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.
Свободный рынок – это абстракция, в действительности полной свободы нет и быть не может. Ещё Бухарин Н.И. отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Плеханов Г.В. подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности существует не сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями7.
Регулируемый рынок – это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Представим схематично регулируемый рынок на рис. 6.
Рис. 5 Модель регулируемого рынка8
Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия. На современном этапе рыночное саморегулирование не исключает государственного вмешательства там, где оно целесообразно 9.
Товарное производство регулируемого рынка может иметь несколько моделей:
1) социально-рыночное хозяйство;
2) корпоративная экономика.
Указанные модели отличаются, прежде всего, целевыми направленностями государственных программ. В социальном хозяйстве главная цель - защита интересов граждан; тогда как в корпоративной экономике - защита интересов крупного бизнеса.