Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства. Социальные гарантии и социальная защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть рыночный механизм формирования доходов и социальную политику государства.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Рыночный механизм формирования доходов. 4
1.1. Доходы населения: определение, источники формирования. 4
1.2. Распределение доходов. 9
Глава II. Социальная политика государства. 17
2.1. Социальная политика. 17
2.2. Социальная политика государства, нацеленная на доходы: 19
задачи и приоритеты.
2.2.1 Преодоление бедности 17
2.2.2 Политика заработной платы 18
2.2.3 Система социальной защиты 22
2.2.4 Социальная справедливость 25

2.2.5 Социальные гарантии 28
Заключения. 30
Библиографический список. 32

Работа содержит 1 файл

Курсовик2.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Вся социальная политика государства в плане  доходов нацелена на достижение социальной справедливости. В переходный период экономическая политика России была ориентирована на установление приоритета экономической эффективности, при  этом социальная справедливость отходила на второй план. Сейчас же нужно говорить о возможности нахождения компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ряде публикаций понятия экономической эффективности и социальной справедливости интегрируется в категории «социально-экономическая эффективность», что вызвано стремлением показать возможность компромисса между этими понятиями. При всём этом следует помнить, что чрезмерное повышение, как и чрезмерное повышение социальной справедливости неизменно приведёт к снижению экономической эффективности.

Для того, чтобы  решить на практике проблемы повышения  уровня социальной справедливости в  экономике России, включая профилактику и устранение причин возникновения  социальной справедливости, нужно реализовать целый ряд общегосударственных и региональных экономических и социальных программ. Это потребует значительных финансово-экономических ресурсов, которые могут быть накоплены только в результате создания высоко эффективной и конкурентоспособной экономики. Имеющиеся ресурсы нужно рационально распределить, использовать в первую очередь для стабилизации, а затем для развития социальной сферы экономики.21

В системе социальных приоритетов экономической политики страны социальная справедливость должна рассматриваться не только как цель, но и как условие, служащее институциональным ограничением, которое накладывается на выбор всех остальных целей.

Социальная справедливость в экономических отношениях выступает  как экономическое благо, позволяющее  устойчиво функционировать и развиваться экономическим субъектам и имеющее особую полезность, экономическое благо первостепенной важности.

В рамках курсовой мы ограничимся этой информацией  о социальной справедливости. О ней  нельзя было не упомянуть в главе  о социальной политике.С.Миронов считает: «Как примеры рациональных и перспективных механизмов, позволяющих решать задачи на конкретных направлениях работы, можно назвать страховые принципы организации многих форм социальной поддержки, например, в деле пенсионного обеспечения; ипотечный вариант решения жилищной проблемы; способ индивидуализированного финансирования государством высшего образования в форме как безвозвратного государственного финансирования, так и кредитов на образовательные цели. Конечно, они вовсе не отрицают различных форм прямой помощи наименее обеспеченным группам населения. Солидаристский принцип социальной поддержки не должен полностью уходить из нашей жизни, в целом требуется даже расширить его финансовую базу. Два подхода к решению социальных задач - через рыночные механизмы и через социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения - не должны исключать друг друга. В связи с этим важно всемерно укреплять обратные связи социальных институтов с населением. По существу, социальная политика, ее цели и механизмы не ограничиваются сферой деятельности государственных органов. В обеспечении социального прогресса должны участвовать бизнес и различные общественные организации. Социальная ответственность бизнеса является одним из главных условий здорового развития общества. Позитивная социальная активность предпринимательского класса должна встречать признание и поддержку общества».22 При всём этом нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить рыночный механизм.23 

Вывод: Во второй главе курсовой работы мы рассмотрели  социальную политику государства, дали ей определение, сформулировали цель. Подробнее остановились на социальной политике государства, касающейся непосредственно формирования и распределения доходов населения. Приоритетными направлениями социальной политики государства являются: преодоление бедности, политика заработной платы, осуществление социальной защиты и достижение социальной справедливости. 
 

2.2.5 Социальные  гарантии 

Социальные гарантии в системе социально-трудовой деятельности. 

Необходимость социальных гарантий вытекает из наличия  общественной потребности иметь  в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальных гарантий состоит в разработке комплекса государственных обязательств по обеспечению экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан, базирующихся на максимальном приближении к приемлемому уровню жизни .

Основу для  развития социальных гарантий населения  заложила Конституция Российской Федерации 1993 года. Ст.7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

Также устанавливаются  государственные пенсии, пособия  и иные гарантии социальной защиты. Ст. 39 гарантирует гражданам социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституция Российской Федерации указывает на то, что государство защищает семью, материнство и детство (ст.38) и гарантирует малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставление жилья бесплатно или за доступную плату государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40). 

Таким образом, под социальными гарантиями понимается – конституционно или законодательно зафиксированная совокупность социальных (общественных) благ направленных на поддержание достойной жизни и свободное развитие человека, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан.

Работа над  социальными гарантиями предполагает их установление, организацию исполнения и непосредственное исполнение . Установление социальных гарантий осуществляется законодательными органами Федерации, а также ее субъектами, главная подготовительная часть работы по обоснованию, подготовке проектов законов проводится органами исполнительной власти. Организация исполнения социальных гарантий государства осуществляется как министерствами, ведомствами и общественными организациями, входящими в систему исполнительной власти центра, регионов и муниципальных образований, так и общефункциональными министерствами (Минэкономразвития, Минфин РФ). 

Непосредственное  исполнение – функция конкретных организаций, учреждений и служб, в  которых людей воспитывают, обучают, трудоустраивают, лечат, выдают пенсии и т.п. Следовательно, все, что делают в социальной сфере федеральные министерства, ведомства и службы, федеральные и региональные администрации, федеральные, региональные и муниципальные организации, учреждения и предприятия социальной сферы (школы, больницы, службы занятости, пенсионные и другие службы), - это работа по исполнению социальных гарантий государства.

Гарантии, способные  обеспечить достойный уровень жизни  и нейтрализацию разрыва по доходам  между богатыми и бедными, разработаны. Более того, они закреплены в основном законе государства. Однако, как показывает практика, в конституции права граждан только сформулированы, их реализация – проблема, которая должна еще решаться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

В первой главе  мы дали определение доходам населения, определили источники их формирования. Дали определение номинального, располагаемого и реального дохода. Мы рассмотрели распределение (факторное и персональное) и дифференциацию доходов населения, кривую Лоренца, коэффициент Джини. Исходя из статистических данных и прочитанной нами литературы по данному вопросу, мы пришли к выводу, что в России дифференциация доходов населения очень высока, что, несомненно, ведёт к экономической нестабильности. 

Во второй главе  нами была рассмотрена социальная политика государства, мы дали ей определение, сформулировали цели, определили приоритеты социальной политики государства, касающейся непосредственно формирования и распределения доходов населения. Приоритетными направлениями социальной политики государства являются: преодоление бедности, политика заработной платы, осуществление социальной защиты и достижение социальной справедливости. Анализируя сложившуюся в стране ситуацию, мы пришли к выводу, что на данный момент социальная политика, проводимая государством недостаточно эффективна.  

 В ситуации  суперпрофицитности бюджета в  очередной раз не только не  решается, но и не ставится  императивная, абсолютно приоритетная  социальная задача повышения  цены рабочей силы до уровня, необходимого для перехода к  расширенному типу её воспроизводства. Между тем без последнего исключается превращение заработной платы из продуцента бедности и дестимулятора производства в фактор подъёма благосостояния россиян и перевода экономики в режим быстрого, устойчивого и высококачественного роста.

Таким образом, мы решили все поставленные во введении задачи: дали определение доходам  населения. Определили источники формирования доходов населения России; Рассмотрели  дифференциацию доходов населения  России, оценили состояние данной проблемы на сегодняшний день; дали определение социальной политике государства, определили её цели и приоритеты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список. 

Береснев В.А., Важенин С.Г., Татаркин А.И. Стратегия  развития Уральского федерального округа: потенциал роста//Регион.-2003.-№2 

Большой экономический  словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-5-е  изд., доп. и перераб.-М., 2002 

Глазьев С. Бюджет-2007: всё тот же социально-экономический  смысл//РЭЖ.-2006.-№9-10 

Григорьева И. Социальная политика: основные понятия// Журнал исследований социальной политики.-2003.-№1 

Ершов Ю.С., Ибрагимов  Н.М., Мельникова Л.В. Федеральные округа России: особенности развития экономики  и социальной сферы//Регион. –2006.-№4 

Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 1997 

Куликов В., Роик В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики// РЭЖ.-2005.-№1 

Курс экономической  теории: Учебник/ Под ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е. А. – Киров.: Издательство АСА, 1997 

Литвинов В.А., Гулюгина А.А. О концентрации и дифференциации денежных доходов населения// Уровень жизни населения регионов России.-2006.-№7 

Малева Т. Социальная ситуация в России: парадоксы и  тупики//Общество и экономика.-2003.-№12 

Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка  механизмов//Общество и экономика.-2005.-№5 

Николаев И., Марушкина Е. Бедность в России: экономический  анализ//Общество и экономика.-2005.-№7-8 

Нурмахмадов М., Д.Кадыров. О формировании доходов  населения при переходе к рыночным отношениям// Общество и экономика.-2003.-№12 

Основные показатели социально-экономического положения  регионов Российской федерации в  первом полугодии 2006 года//Регионология.-2006.-№4 

Охотников И. К  анализу показателей социальной дифференциации в России// Российский экономический журнал.-2006.-№9-10 

Петросян Д. О  социальной справедливости в экономических  отношениях//Общество и экономика.-2005.-№9 

Попов А.И. Экономическая  теория. – СПб.:Питер,2001 

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление.-М.,2005 

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М.,2006 

Роик В. Социальная политика: какая модель распределения  доходов нужна России//РЭЖ.-2002.-№8 

Румянцева Е.Е. Новая  экономическая энциклопедия.- М.,2005 

Тихонова Н.Е., Шкартан О.И. Российская социальная политика: выбор без альтернативы?// СОЦИС.-2001.-№3 
 

Информация о работе Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства. Социальные гарантии и социальная защита