Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:21, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть рыночный механизм формирования доходов и социальную политику государства.
Введение. 3
Глава I. Рыночный механизм формирования доходов. 4
1.1. Доходы населения: определение, источники формирования. 4
1.2. Распределение доходов. 9
Глава II. Социальная политика государства. 17
2.1. Социальная политика. 17
2.2. Социальная политика государства, нацеленная на доходы: 19
задачи и приоритеты.
2.2.1 Преодоление бедности 17
2.2.2 Политика заработной платы 18
2.2.3 Система социальной защиты 22
2.2.4 Социальная справедливость 25
2.2.5 Социальные гарантии 28
Заключения. 30
Библиографический список. 32
Вся социальная политика государства в плане доходов нацелена на достижение социальной справедливости. В переходный период экономическая политика России была ориентирована на установление приоритета экономической эффективности, при этом социальная справедливость отходила на второй план. Сейчас же нужно говорить о возможности нахождения компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ряде публикаций понятия экономической эффективности и социальной справедливости интегрируется в категории «социально-экономическая эффективность», что вызвано стремлением показать возможность компромисса между этими понятиями. При всём этом следует помнить, что чрезмерное повышение, как и чрезмерное повышение социальной справедливости неизменно приведёт к снижению экономической эффективности.
Для того, чтобы решить на практике проблемы повышения уровня социальной справедливости в экономике России, включая профилактику и устранение причин возникновения социальной справедливости, нужно реализовать целый ряд общегосударственных и региональных экономических и социальных программ. Это потребует значительных финансово-экономических ресурсов, которые могут быть накоплены только в результате создания высоко эффективной и конкурентоспособной экономики. Имеющиеся ресурсы нужно рационально распределить, использовать в первую очередь для стабилизации, а затем для развития социальной сферы экономики.21
В системе социальных
приоритетов экономической
Социальная справедливость в экономических отношениях выступает как экономическое благо, позволяющее устойчиво функционировать и развиваться экономическим субъектам и имеющее особую полезность, экономическое благо первостепенной важности.
В рамках курсовой
мы ограничимся этой информацией
о социальной справедливости. О ней
нельзя было не упомянуть в главе
о социальной политике.С.Миронов считает:
«Как примеры рациональных и перспективных
механизмов, позволяющих решать задачи
на конкретных направлениях работы, можно
назвать страховые принципы организации
многих форм социальной поддержки, например,
в деле пенсионного обеспечения; ипотечный
вариант решения жилищной проблемы; способ
индивидуализированного финансирования
государством высшего образования в форме
как безвозвратного государственного
финансирования, так и кредитов на образовательные
цели. Конечно, они вовсе не отрицают различных
форм прямой помощи наименее обеспеченным
группам населения. Солидаристский принцип
социальной поддержки не должен полностью
уходить из нашей жизни, в целом требуется
даже расширить его финансовую базу. Два
подхода к решению социальных задач - через
рыночные механизмы и через социальную
защиту наиболее уязвимых слоев населения
- не должны исключать друг друга. В связи
с этим важно всемерно укреплять обратные
связи социальных институтов с населением.
По существу, социальная политика, ее цели
и механизмы не ограничиваются сферой
деятельности государственных органов.
В обеспечении социального прогресса
должны участвовать бизнес и различные
общественные организации. Социальная
ответственность бизнеса является одним
из главных условий здорового развития
общества. Позитивная социальная активность
предпринимательского класса должна встречать
признание и поддержку общества».22
При всём этом нельзя забывать, что неравенство
в доходах в значительной степени порождено
объективным действием рыночного ценового
механизма. Стремление уничтожить полностью
дифференциацию доходов означало бы намерение
полностью разрушить рыночный механизм.23
Вывод: Во второй
главе курсовой работы мы рассмотрели
социальную политику государства, дали
ей определение, сформулировали цель.
Подробнее остановились на социальной
политике государства, касающейся непосредственно
формирования и распределения доходов
населения. Приоритетными направлениями
социальной политики государства являются:
преодоление бедности, политика заработной
платы, осуществление социальной защиты
и достижение социальной справедливости.
2.2.5 Социальные
гарантии
Социальные гарантии
в системе социально-трудовой деятельности.
Необходимость социальных гарантий вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальных гарантий состоит в разработке комплекса государственных обязательств по обеспечению экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан, базирующихся на максимальном приближении к приемлемому уровню жизни .
Основу для развития социальных гарантий населения заложила Конституция Российской Федерации 1993 года. Ст.7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.
Также устанавливаются
государственные пенсии, пособия
и иные гарантии социальной защиты.
Ст. 39 гарантирует гражданам
Таким образом, под социальными гарантиями понимается – конституционно или законодательно зафиксированная совокупность социальных (общественных) благ направленных на поддержание достойной жизни и свободное развитие человека, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан.
Работа над
социальными гарантиями предполагает
их установление, организацию исполнения
и непосредственное исполнение . Установление
социальных гарантий осуществляется законодательными
органами Федерации, а также ее субъектами,
главная подготовительная часть работы
по обоснованию, подготовке проектов законов
проводится органами исполнительной власти.
Организация исполнения социальных гарантий
государства осуществляется как министерствами,
ведомствами и общественными организациями,
входящими в систему исполнительной власти
центра, регионов и муниципальных образований,
так и общефункциональными министерствами
(Минэкономразвития, Минфин РФ).
Непосредственное исполнение – функция конкретных организаций, учреждений и служб, в которых людей воспитывают, обучают, трудоустраивают, лечат, выдают пенсии и т.п. Следовательно, все, что делают в социальной сфере федеральные министерства, ведомства и службы, федеральные и региональные администрации, федеральные, региональные и муниципальные организации, учреждения и предприятия социальной сферы (школы, больницы, службы занятости, пенсионные и другие службы), - это работа по исполнению социальных гарантий государства.
Гарантии, способные
обеспечить достойный уровень жизни
и нейтрализацию разрыва по доходам
между богатыми и бедными, разработаны.
Более того, они закреплены в основном
законе государства. Однако, как показывает
практика, в конституции права граждан
только сформулированы, их реализация
– проблема, которая должна еще решаться.
Заключение.
В первой главе
мы дали определение доходам населения,
определили источники их формирования.
Дали определение номинального, располагаемого
и реального дохода. Мы рассмотрели распределение
(факторное и персональное) и дифференциацию
доходов населения, кривую Лоренца, коэффициент
Джини. Исходя из статистических данных
и прочитанной нами литературы по данному
вопросу, мы пришли к выводу, что в России
дифференциация доходов населения очень
высока, что, несомненно, ведёт к экономической
нестабильности.
Во второй главе
нами была рассмотрена социальная политика
государства, мы дали ей определение, сформулировали
цели, определили приоритеты социальной
политики государства, касающейся непосредственно
формирования и распределения доходов
населения. Приоритетными направлениями
социальной политики государства являются:
преодоление бедности, политика заработной
платы, осуществление социальной защиты
и достижение социальной справедливости.
Анализируя сложившуюся в стране ситуацию,
мы пришли к выводу, что на данный момент
социальная политика, проводимая государством
недостаточно эффективна.
В ситуации суперпрофицитности бюджета в очередной раз не только не решается, но и не ставится императивная, абсолютно приоритетная социальная задача повышения цены рабочей силы до уровня, необходимого для перехода к расширенному типу её воспроизводства. Между тем без последнего исключается превращение заработной платы из продуцента бедности и дестимулятора производства в фактор подъёма благосостояния россиян и перевода экономики в режим быстрого, устойчивого и высококачественного роста.
Таким образом,
мы решили все поставленные во введении
задачи: дали определение доходам
населения. Определили источники формирования
доходов населения России; Рассмотрели
дифференциацию доходов населения
России, оценили состояние данной
проблемы на сегодняшний день; дали определение
социальной политике государства, определили
её цели и приоритеты.
Библиографический
список.
Береснев В.А.,
Важенин С.Г., Татаркин А.И. Стратегия
развития Уральского федерального округа:
потенциал роста//Регион.-2003.
Большой экономический
словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-5-е
изд., доп. и перераб.-М., 2002
Глазьев С. Бюджет-2007:
всё тот же социально-экономический
смысл//РЭЖ.-2006.-№9-10
Григорьева И.
Социальная политика: основные понятия//
Журнал исследований социальной политики.-2003.-№1
Ершов Ю.С., Ибрагимов
Н.М., Мельникова Л.В. Федеральные округа
России: особенности развития экономики
и социальной сферы//Регион. –2006.-№4
Золотогоров В.Г.
Энциклопедический словарь по экономике.-Минск,
1997
Куликов В., Роик
В. Социальная политика как приоритет
и приоритеты социальной политики// РЭЖ.-2005.-№1
Курс экономической
теории: Учебник/ Под ред. Проф. Чепурина
М.Н., проф. Киселевой Е. А. – Киров.:
Издательство АСА, 1997
Литвинов В.А.,
Гулюгина А.А. О концентрации и дифференциации
денежных доходов населения// Уровень
жизни населения регионов России.-2006.-№7
Малева Т. Социальная
ситуация в России: парадоксы и
тупики//Общество и экономика.-2003.-№12
Миронов С. Социальная
политика: уточнение задач, отладка
механизмов//Общество и экономика.-2005.-№5
Николаев И.,
Марушкина Е. Бедность в России: экономический
анализ//Общество и экономика.-2005.-№7-8
Нурмахмадов М.,
Д.Кадыров. О формировании доходов
населения при переходе к рыночным
отношениям// Общество и экономика.-2003.-№12
Основные показатели
социально-экономического положения
регионов Российской федерации в
первом полугодии 2006 года//Регионология.-2006.-№4
Охотников И. К
анализу показателей социальной
дифференциации в России// Российский
экономический журнал.-2006.-№
Петросян Д. О
социальной справедливости в экономических
отношениях//Общество и экономика.-2005.-№9
Попов А.И. Экономическая
теория. – СПб.:Питер,2001
Райзберг Б.А.,
Лозовский Л.Ш. Экономика и управление.-М.,
Райзберг Б.А.,
Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный
экономический словарь.-5-е изд., перераб.
и доп.-М.,2006
Роик В. Социальная
политика: какая модель распределения
доходов нужна России//РЭЖ.-
Румянцева Е.Е. Новая
экономическая энциклопедия.- М.,2005
Тихонова Н.Е., Шкартан
О.И. Российская социальная политика: выбор
без альтернативы?// СОЦИС.-2001.-№3