Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства. Социальные гарантии и социальная защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть рыночный механизм формирования доходов и социальную политику государства.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Рыночный механизм формирования доходов. 4
1.1. Доходы населения: определение, источники формирования. 4
1.2. Распределение доходов. 9
Глава II. Социальная политика государства. 17
2.1. Социальная политика. 17
2.2. Социальная политика государства, нацеленная на доходы: 19
задачи и приоритеты.
2.2.1 Преодоление бедности 17
2.2.2 Политика заработной платы 18
2.2.3 Система социальной защиты 22
2.2.4 Социальная справедливость 25

2.2.5 Социальные гарантии 28
Заключения. 30
Библиографический список. 32

Работа содержит 1 файл

Курсовик2.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Н.Е. Тихонова и  О.И. Шкаратан, отмечают, что «…эта  политика является своеобразным «фокусом», в котором сходятся интересы нередко противоборствующих в состязании за ограниченные ресурсы социальных групп, и представления о справедливости, и социетальные потребности, связанные с самосохранением «общества и поддержанием его конкурентоспособности в мире глобальной экономики и системы информационных обществ».

Совершенно очевидно, что общество устроено так, что нельзя «дать» кому-то что-то, не «отняв» у  другой группы населения. Дискуссии  о том, какой крен для общей  «лодки» выгоднее, бессмысленны: необходимо искать способ держать ее в равновесии.

Социальная политика государства в рыночном хозяйстве  должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряжённости, с другой – ни коим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высоко эффективного труда по найму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Социальная  политика государства, нацеленная  на доходы: задачи и приоритеты 
 

В социальной сфере  нет ничего маловажного, но мы остановимся  на той её части, которая связана с формированием и распределением доходов населения. 

За последнее  пятилетие достигнуто существенное повышение жизненного уровня населения  по сравнению с кризисным периодом, теперь необходимо выработать такую  линию государственной политики, которая позволит сочетать решение социальных проблем с созданием условий для максимально быстрого развития экономики на современной научно-технической основе, причем каждый успех в одном из этих дел должен становиться предпосылкой для успеха в другом. 

Нужно восстановить в новых политических и экономических  условиях единство, взаимосвязь и  взаимное влияние между хозяйственной  и социальной политикой, утраченную в 90-е годы. Основа для этого - использование  категории человеческого капитала, интегральной денежной оценки качества жизни населения, которая позволяет перевести на язык экономики выигрыши и потери страны, обусловленные положением в ее социальной сфере: уровнем образования и квалификации граждан, состоянием их здоровья и продолжительностью жизни, рождаемостью и т.п. Это требует активной и целенаправленной политики государства, направленной на решение социальных проблем с использованием рыночных механизмов, путем превращения социальной сферы в полноценный объект для инвестиций.14 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.1 Преодоление  бедности 

Среди важнейших  задач социальной политики государства  – преодоление бедности. Высокая  дифференциация населения по доходам  является одним из главных факторов социальной напряжённости в обществе. Официальная статистика при определении численности бедного населения ориентируется на абсолютную концепцию бедности. Согласно данному подходу, живущими за чертой бедности считаются граждане, имеющие доходы ниже официально установленного прожиточного минимума в данном регионе15. В стране сформировались три уровня бедности. Первый (нищенский) представлен низкой доходной категорией граждан: их доходы ниже стоимости минимального продуктового набора (в 2005 г. — 1506 руб.). Сюда относятся не только маргинальные слои, но и (в тех или иных своих частях): не получающие пособия безработные; мигранты; пенсионеры; работники бюджетных организаций, «приписанные» к нижним строкам ЕТС. Всего нищих (в буквальном смысле) — 3,3% населения страны.

Второй уровень (бедные в узком смысле слова), охватывает граждан с доходами ниже ПМ; группа таких граждан составляет 14,8% российского населения. Третий уровень бедности (малообеспеченные) — группа россиян с доходами в 1—2 ПМ на члена семьи (ниже МПБ), расходующих более половины доходов на питание. Эта группа включает 40,6% населения РФ. Субъективный показатель уровня бедности (42,2% - доля граждан, которые сами себя считают бедными) более чем в два раза превышает официальный показатель. Среди бедных всё больше становится молодых – людей с наиболее высокими социальными ожиданиями. Так же в России есть такая категория как работающие бедные, люди, чья заработная плата ниже прожиточного минимума, чаще всего это работники бюджетной сферы.

Важным направлением в социальной политике при решении  вопросов защиты личных доходов является социальная поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых — уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д. В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные пособия, не денежные формы помощи (например, продовольственные талоны), дома престарелых и др.

В решении проблем  бедности и высокой дифференциации населения по доходам проводимые социальные реформы (пенсионная, монетизация  льгот) имели ограниченный эффект. 
 
 
 

2.2.2 Политика  заработной платы 
 

Важным направлением в социальной политике является политика заработной платы, как одного из основных источников формирования дохода и снижение дифференциации в оплате труда. Заниженный уровень заработной платы подрывает  воспроизводство трудовых ресурсов, является антистимулом для работника и мощным ограничителем увеличения покупательной способности населения, а значит, и роста производства. Как уже отчасти отмечалось, чрезмерная дифференциация в оплате труда по отраслям и регионам ставит под вопрос существование в стране «единого социального пространства» со всеми вытекающими отсюда последствиями. При наличном уровне доходов основная масса граждан просто не в состоянии оплачивать «по полной» ни жилищно-коммунальные услуги, ни образование, ни медицинское обслуживание.16 

Низкий уровень  заработной платы и ее запредельная дифференциация - узел всех проблем  в сфере доходов населения. Развязывание этого узла позволит уменьшить неравенство  граждан в доступе к материальным и духовным благам, гарантировать возможность «зарабатывания» достойных пенсий и других социальных страховых выплат. 

Оплата труда, обеспечение ее положительной динамики составляют сегодня главный приоритет социальной политики.17 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.3 Система социальной  защиты 
 

Социальная защита - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан  социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.18 Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. 

Система социальной защиты не определяется только поддержкой малообеспеченных слоёв населения или тех, кто не включён в общественное производство (учащиеся, пенсионеры, инвалиды). Она включает в себя защиту лиц, участвующих в общественном производстве и, прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется и через регламентирование в законодательной форме труда и его оплаты, а так же определении прав работников при приёме на работу и увольнении. 

Государственная социальная помощь оказывается в  целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также  малоимущих одиноко проживающих  граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования  бюджетных средств;

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся  граждан;

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

снижения уровня социального неравенства;

повышения доходов  населения.19 

Оказание государственной  социальной помощи осуществляется в  следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

Первое направление  характеризуется тем, что часть  поступлений, получаемых населением, находится  в зависимости от труда, но при  этом принимаются во внимание и размеры  удовлетворенных потребностей. Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются (пособия на детей и т.п.). Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный момент.

Бедность может  иметь разные причины, а значит, и  методы борьбы с ней должны быть различными. Так, в одном случае материальное неблагополучие граждан вызывается многодетностью, а в другом —  явной заниженностью оплаты труда, и тогда нужны уже не пособия, а приведение заработной платы в соответствие с ее объективными основами. Более корректным поэтому представляется тезис, согласно которому социальная защита — это защита от социальных рисков, постоянно сопровождающих жизнь человека; речь идет о рисках, связанных с утратой трудоспособности вследствие заболеваний или преклонного возраста, потерей работы (безработицей), с несчастными случаями на производстве, с профессиональными заболеваниями, и др.

Были предприняты робкие и непоследовательные попытки создания альтернативной системе социальной поддержки системы социального страхования граждан, предполагающей распределение их социальных рисков между самими гражданами, работодателями и государством.  
 
 

Эффективность страховой системы в решающей степени зависит от непосредственной включенности в нее самого работника, предполагающей, конечно, достаточный для участия в страховании уровень заработной платы. Таким образом, главный принцип социальной защиты в рыночных условиях — страховой, и его надлежит реализовывать, обеспечивая, прежде всего, повышение уровня оплаты с труда.20

Выплаты по линии  программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне  самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной. 

Государство старается сгладить дифференциацию доходов населения путём оказания социальной помощи различным категориям граждан, оказание помощи осуществляется в виде денежных выплат и натуральной помощи. В сфере социальной защиты государство занимает активную позицию, это подтверждается реформами, проводимыми внутри этой сферы. Но, к сожалению, эти реформы дают понять ещё и то, что политика социальной защиты недостаточно эффективна для существующих темпов роста социальной дифференциации населения. Примером могут послужить такие реформы как монетизация льгот и пенсионная реформа, которые в последнее время доказывают свою недостаточную состоятельность и продуманность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.4 Социальная  справедливость 
 

Социальная справедливость в экономике - распространение на экономические отношения принципов морали, чести, права, закона, соблюдения общечеловеческих ценностей. 

Выбор принципов  социальной справедливости в перераспределении  доходов определяется в каждом обществе по-своему, исходя из духовных устоев каждого  из них, выработанных национальных стандартов.

Информация о работе Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства. Социальные гарантии и социальная защита