Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:21, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть рыночный механизм формирования доходов и социальную политику государства.
Введение. 3
Глава I. Рыночный механизм формирования доходов. 4
1.1. Доходы населения: определение, источники формирования. 4
1.2. Распределение доходов. 9
Глава II. Социальная политика государства. 17
2.1. Социальная политика. 17
2.2. Социальная политика государства, нацеленная на доходы: 19
задачи и приоритеты.
2.2.1 Преодоление бедности 17
2.2.2 Политика заработной платы 18
2.2.3 Система социальной защиты 22
2.2.4 Социальная справедливость 25
2.2.5 Социальные гарантии 28
Заключения. 30
Библиографический список. 32
Н.Е. Тихонова и О.И. Шкаратан, отмечают, что «…эта политика является своеобразным «фокусом», в котором сходятся интересы нередко противоборствующих в состязании за ограниченные ресурсы социальных групп, и представления о справедливости, и социетальные потребности, связанные с самосохранением «общества и поддержанием его конкурентоспособности в мире глобальной экономики и системы информационных обществ».
Совершенно очевидно, что общество устроено так, что нельзя «дать» кому-то что-то, не «отняв» у другой группы населения. Дискуссии о том, какой крен для общей «лодки» выгоднее, бессмысленны: необходимо искать способ держать ее в равновесии.
Социальная политика
государства в рыночном хозяйстве
должна быть весьма тонким инструментом,
с одной стороны, она призвана
способствовать социальной стабильности
и смягчению социальной напряжённости,
с другой – ни коим образом не подрывать
стимулов предпринимательства и высоко
эффективного труда по найму.
2.2 Социальная
политика государства,
В социальной сфере
нет ничего маловажного, но мы остановимся
на той её части, которая связана с формированием
и распределением доходов населения.
За последнее
пятилетие достигнуто существенное
повышение жизненного уровня населения
по сравнению с кризисным
Нужно восстановить
в новых политических и экономических
условиях единство, взаимосвязь и
взаимное влияние между хозяйственной
и социальной политикой, утраченную
в 90-е годы. Основа для этого - использование
категории человеческого
2.2.1 Преодоление
бедности
Среди важнейших задач социальной политики государства – преодоление бедности. Высокая дифференциация населения по доходам является одним из главных факторов социальной напряжённости в обществе. Официальная статистика при определении численности бедного населения ориентируется на абсолютную концепцию бедности. Согласно данному подходу, живущими за чертой бедности считаются граждане, имеющие доходы ниже официально установленного прожиточного минимума в данном регионе15. В стране сформировались три уровня бедности. Первый (нищенский) представлен низкой доходной категорией граждан: их доходы ниже стоимости минимального продуктового набора (в 2005 г. — 1506 руб.). Сюда относятся не только маргинальные слои, но и (в тех или иных своих частях): не получающие пособия безработные; мигранты; пенсионеры; работники бюджетных организаций, «приписанные» к нижним строкам ЕТС. Всего нищих (в буквальном смысле) — 3,3% населения страны.
Второй уровень (бедные в узком смысле слова), охватывает граждан с доходами ниже ПМ; группа таких граждан составляет 14,8% российского населения. Третий уровень бедности (малообеспеченные) — группа россиян с доходами в 1—2 ПМ на члена семьи (ниже МПБ), расходующих более половины доходов на питание. Эта группа включает 40,6% населения РФ. Субъективный показатель уровня бедности (42,2% - доля граждан, которые сами себя считают бедными) более чем в два раза превышает официальный показатель. Среди бедных всё больше становится молодых – людей с наиболее высокими социальными ожиданиями. Так же в России есть такая категория как работающие бедные, люди, чья заработная плата ниже прожиточного минимума, чаще всего это работники бюджетной сферы.
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является социальная поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых — уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д. В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные пособия, не денежные формы помощи (например, продовольственные талоны), дома престарелых и др.
В решении проблем
бедности и высокой дифференциации
населения по доходам проводимые
социальные реформы (пенсионная, монетизация
льгот) имели ограниченный эффект.
2.2.2 Политика
заработной платы
Важным направлением
в социальной политике является политика
заработной платы, как одного из основных
источников формирования дохода и снижение
дифференциации в оплате труда. Заниженный
уровень заработной платы подрывает
воспроизводство трудовых ресурсов, является
антистимулом для работника и мощным ограничителем
увеличения покупательной способности
населения, а значит, и роста производства.
Как уже отчасти отмечалось, чрезмерная
дифференциация в оплате труда по отраслям
и регионам ставит под вопрос существование
в стране «единого социального пространства»
со всеми вытекающими отсюда последствиями.
При наличном уровне доходов основная
масса граждан просто не в состоянии оплачивать
«по полной» ни жилищно-коммунальные услуги,
ни образование, ни медицинское обслуживание.16
Низкий уровень
заработной платы и ее запредельная
дифференциация - узел всех проблем
в сфере доходов населения. Развязывание
этого узла позволит уменьшить неравенство
граждан в доступе к
Оплата труда,
обеспечение ее положительной динамики
составляют сегодня главный приоритет
социальной политики.17
2.2.3 Система социальной
защиты
Социальная защита
- предоставление малоимущим семьям, малоимущим
одиноко проживающим гражданам,
а также иным категориям граждан
социальных пособий, субсидий, социальных
услуг и жизненно необходимых товаров.18
Через каналы государственных программ
помощи удовлетворяются потребности в
воспитании юных членов общества, содержании
престарелых и нетрудоспособных, обеспечении
(отчасти) получения образования, сохранения
здоровья.
Система социальной
защиты не определяется только поддержкой
малообеспеченных слоёв населения или
тех, кто не включён в общественное производство
(учащиеся, пенсионеры, инвалиды). Она включает
в себя защиту лиц, участвующих в общественном
производстве и, прежде всего людей, работающих
по найму. Осуществляется и через регламентирование
в законодательной форме труда и его оплаты,
а так же определении прав работников
при приёме на работу и увольнении.
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
адресного использования бюджетных средств;
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
снижения уровня социального неравенства;
повышения доходов
населения.19
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.
Первое направление
характеризуется тем, что часть
поступлений, получаемых населением, находится
в зависимости от труда, но при
этом принимаются во внимание и размеры
удовлетворенных потребностей. Второе
направление характеризуется
Бедность может иметь разные причины, а значит, и методы борьбы с ней должны быть различными. Так, в одном случае материальное неблагополучие граждан вызывается многодетностью, а в другом — явной заниженностью оплаты труда, и тогда нужны уже не пособия, а приведение заработной платы в соответствие с ее объективными основами. Более корректным поэтому представляется тезис, согласно которому социальная защита — это защита от социальных рисков, постоянно сопровождающих жизнь человека; речь идет о рисках, связанных с утратой трудоспособности вследствие заболеваний или преклонного возраста, потерей работы (безработицей), с несчастными случаями на производстве, с профессиональными заболеваниями, и др.
Были предприняты
робкие и непоследовательные попытки
создания альтернативной системе социальной
поддержки системы социального страхования
граждан, предполагающей распределение
их социальных рисков между самими гражданами,
работодателями и государством.
Эффективность страховой системы в решающей степени зависит от непосредственной включенности в нее самого работника, предполагающей, конечно, достаточный для участия в страховании уровень заработной платы. Таким образом, главный принцип социальной защиты в рыночных условиях — страховой, и его надлежит реализовывать, обеспечивая, прежде всего, повышение уровня оплаты с труда.20
Выплаты по линии
программ помощи призваны смягчить различия
в уровне доходов, вызванные не различиями
в труде, а причинами, стоящими вне
самого процесса труда, а также способствовать
удовлетворению ряда потребностей, наиболее
важных с точки зрения задач формирования
способностей к труду, развития личности,
достижения более высокого общеобразовательного
и культурного уровней, доступного здравоохранения,
пенсионного обеспечения. Но поскольку
эта форма распределения затрагивает
интересы общества в целом и каждого его
члена в отдельности, то государственная
политика в этой области должна быть особенно
активной.
Государство старается
сгладить дифференциацию доходов населения
путём оказания социальной помощи различным
категориям граждан, оказание помощи осуществляется
в виде денежных выплат и натуральной
помощи. В сфере социальной защиты государство
занимает активную позицию, это подтверждается
реформами, проводимыми внутри этой сферы.
Но, к сожалению, эти реформы дают понять
ещё и то, что политика социальной защиты
недостаточно эффективна для существующих
темпов роста социальной дифференциации
населения. Примером могут послужить такие
реформы как монетизация льгот и пенсионная
реформа, которые в последнее время доказывают
свою недостаточную состоятельность и
продуманность.
2.2.4 Социальная
справедливость
Социальная справедливость
в экономике - распространение на
экономические отношения
Выбор принципов социальной справедливости в перераспределении доходов определяется в каждом обществе по-своему, исходя из духовных устоев каждого из них, выработанных национальных стандартов.