Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:21, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть рыночный механизм формирования доходов и социальную политику государства.
Введение. 3
Глава I. Рыночный механизм формирования доходов. 4
1.1. Доходы населения: определение, источники формирования. 4
1.2. Распределение доходов. 9
Глава II. Социальная политика государства. 17
2.1. Социальная политика. 17
2.2. Социальная политика государства, нацеленная на доходы: 19
задачи и приоритеты.
2.2.1 Преодоление бедности 17
2.2.2 Политика заработной платы 18
2.2.3 Система социальной защиты 22
2.2.4 Социальная справедливость 25
2.2.5 Социальные гарантии 28
Заключения. 30
Библиографический список. 32
Бесспорным фактом
является наличие «теневых доходов», основой
формирования которых являются совокупность
неучтенных и противоправных видов деятельности:
невыплата налогов (частично или полностью),
использование средств производства предприятий,
эксплуатация наемных работников, рэкет,
взяточничество, наркобизнес, спекуляция
контрабандными товарами, самогоноварения,
теневой рынок платных услуг, теневой
экспорт. Доходы от теневой экономики
являются составной частью всей суммы
доходов населения. В России, по некоторым
экспертным оценкам, доля неформальных
доходов достигает 40% и более. В общемировом
масштабе удельный вес неформального
производства оценивается в 5-10 % валового
продукта. По мнению некоторых экономистов,
цифра 40-50% является критической, а дальнейшее
усиление «теневой экономики» грозит
подчинением ей всей экономической системы.
Одной из главных причин, вынуждающих
«теневиков-хозяйственников» заниматься
скрытой деятельностью, являются изъятия
из прибыли, которые достигают 80-90% (в западных
странах оптимальной долей изъятий из
прибыли считается 33-35%). Происходит формирование
устойчиво воспроизводящейся системы
высококриминализированных экономических
отношений.
Из предпринимательского дохода, финансируются скрытая от налогов оплата труда наемных работников в рыночных структурах и неформальном секторе, доходы коррумпированных чиновников. В предпринимательский доход входят оборотные средства предприятий, используемые на потребление путем незарегистрированных доплат, поступления из источников криминального характера.5
В существующей экономической ситуации определённое количество людей обеспечивает себя с помощью ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Семьи, ведущие ЛПХ, часто в состоянии не только прокормить себя собственными продуктами, но и обеспечить себя денежными доходами за счет продажи излишка продукции. ЛПХ оказывают существенное влияние на уровень жизни различных слоев населения, так как произведенная в них продукция выступает основным доходом для семей, имеющих ЛПХ.
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи – трансфертные платежи. Трансферты - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
Пенсия - регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении соответствующего пенсионного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством.
Пособие - гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе, а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в строго определенных случаях. Назначается при временной нетрудоспособности (при болезни, увечье, уходе за больным членом семьи, карантине и в некоторых других случаях); по уходу за ребенком после его рождения до достижения определенного возраста; по беременности и родам; на погребение; на протезирование; обучение и переобучение инвалидов и др. По форме выплаты пособия подразделяются на единовременные и периодические.
Компенсация - возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долга, вознаграждение. Денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Социальные выплаты - компенсации и социальные льготы, предоставленные работникам, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без социальных пособий из государственных и негосударственных внебюджетных фондов).6 К выплатам социального характера относятся: страховые взносы на добровольное медицинское страхование, а также по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу работников; расходы по оплате услуг учреждений здравоохранения, оплата путевок работникам и членам их семей на отдых, экскурсии; возмещение платы родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях; выходное пособие и сумма на трудоустройство в связи с ликвидацией предприятия, сокращением числа работников. Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему представляются в виде:
Выплат по государственному страхованию
Банковских ссуд
на индивидуальное жилищное строительство,
хозяйственное обзаведение
Процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года
Доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам.
Выигрышей по лотереям
Временно свободных средств, образующихся в результате покупки товара в кредит.
Прочие денежные
поступления включают выручку населения
от продажи вещей через
На 2009 год структура
доходов населения следующая: доходы от
заработной платы – 63% из, доходы от трансфертов
– 13,8%, доходы от предпринимательской
деятельности – 11,8%, доходы от собственности
– 9,2%, другие доходы – 2,2%
Рыночный механизм
формирования доходов не гарантирует
минимально допустимый уровень доходов
различных слоёв населения.
1.2 Распределение
доходов
Рыночное распределение
доходов без вмешательства
Функциональное распределение дохода характеризует распределение произведённого совокупного дохода общества между факторами производства, иначе говоря оно свидетельствует о том, какая доля национального дохода присваивается соответствующими факторами производства. В результате функционального распределения дохода формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента, предпринимательская прибыль.
Кроме функционального выделяют ещё персональное распределение национального дохода, т.е. распределение дохода по его величине между семьями. При этом предполагается, что семья может состоять и из одного человека
Рыночное распределение доходов предполагает соответствие дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора, таким образом в этом случае допустимо значительное неравенство в распределении доходов.
При формировании доходов сохраняются условия неравенства их распределения между семьями и группами населения. Это обусловлено тем, что население формирует свои доходы в основном за счёт трёх главных источников: заработная плата, доходы от собственности, доходы в виде социальных выплат7.
В экономической
литературе существуют разные методы
определения уровня жизни и дифференциации
населения по доходам:
1) Закон Энгеля:
с ростом доходов семьи
2) Кривая Лоренца
– отображает неравномерность
распределения совокупного
Абсолютное равенство, на графике отображено биссектрисой ОЕ. В экономических системах с равным распределением доходов 20% населения получает 20% всего дохода, 40% - 40% дохода, 60% - 60% дохода и т.д. В этом случае кривая Лоренца имеет вид прямой.
Абсолютное неравенство. Оно характеризуется кривой OFE, означающей, что и 20 и 40 и 60% не получают никаких доходов, за исключением одного, последнего в ряду OF человека, который получает 100% дохода.
Кривая распределения доходов. В действительности фактические доходы соответствуют ломаной линии ОАВСD – кривой распределения доходов. Чем больше отклонение кривой от ОЕ, тем больше неравенство распределения доходов. Коэффициент Джини, с его помощью определяется степень дифференциации. Рассчитывается путём деления площади ОАВСDЕ на площадь треугольника OFE. Чем больше величина коэффициента приближается к 1, тем больше отклоняется распределение дохода от абсолютного равенства9.
Неравенство в
распределении доходов
По данным Госкомстата России, большая часть страны (58,7%) – население бедное, т.е. с доходами ниже минимального потребительского бюджета (МПБ), составившего в 2005 году 6535 руб.
Согласно оценкам
специалистов по социально-экономической
стратификации, в нашей стране: а) происходит
рост бедности, как по удельному весу,
так и по категориям населения (помимо
инвалидов, многодетных и неполных семей,
а также безработных в данную группу все
в большей мере включаются многочисленные
категории работающих граждан); б) доля
«среднего класса» неоправданно низка,
что снижает потенциал реформ; в) на долю
20% наиболее обеспеченных граждан приходится
более 50% денежных доходов, а на долю 20%
наименее обеспеченных — всего 6%. Коэффициент
Джини за 2005 год – 0,404 (см. таблицу №1). Коэффициент
фондов в том же году составил 14,7(см. таблицу
№1), т.е. на долю 10% наиболее обеспеченного
населения приходится до 30% общего объёма
денежных доходов, а на долю 10% наименее
обеспеченного – 2% таковых. Между тем,
как известно, критическим с точки зрения
поддержания социальной безопасности
государства считается 7-8 кратный разрыв
доходов крайних децильных групп;
Таблица №1
2002 2003 2004 2005
Коэффициент фондов,
разы Коэффициент Джини 13,9 0,395 13,9 0,397 14,0
0,397 14,5 0,402 15,0 0,407 14,7 0,404
Дифференциация доходов населения России в 2004—2009 гг.
г) Если в развитых
странах доля заработной платы и
доля социального страхования (т.е.
заработной платы, отложенной или зарезервированной
на случаи реализации социальных рисков)
в ВВП составляют соответственно 45—60
и 12—25%, что в совокупности дает 57—65%, то
в России все эти пропорции аномально
занижены. Удельный вес заработной платы
в ВВП — 26%, а взносов на социальное страхование
разных видов — 7,5%. Совокупные расходы
на эти два базовых института — чуть больше
33% ВВП, т.е. вдвое меньше, нежели в странах
с современной рыночной экономикой.
В России налицо также аномальная дифференциация доходов населения в региональном и отраслевом аспектах. Исключительная неравномерность экономического развития субъектов РФ (так, десять регионов-лидеров производят свыше 60% всего объема промышленной продукции, а десять аутсайдеров — чуть более 1%) предопределяет и гипертрофированные различия в доходах граждан, в них проживающих.Мировая практика регулирования доходов демонстрирует значительный набор соответствующих целей и средств. В качестве главных целей обычно провозглашаются создание стимулов к созидательному труду, преодоление бедности и выравнивание доходов трудозанятого населения. Эти цели достигаются при помощи таких инструментов, как: заключение трудовых контрактов, обеспечение минимального (основанного на прожиточном минимуме) уровня заработной платы, применение пропорционального (или прогрессивного) налогообложения личных доходов, выплаты социально уязвимым слоям населения.
По мнению зарубежных
и отечественных специалистов, пока
эти инструменты в полной мере
не задействованы, нет смысла пытаться
реализовывать в России сложные
схемы и механизмы косвенного
регулирования доходов. Исходная задача
национального масштаба — повышение минимальной
заработной платы до прожиточного минимума.
Это связано с тем, что минимальная заработная
плата в России втрое меньше прожиточного
минимума работающего и составляет около
10% средней заработной платы по стране.
Такое положение «раскручивает спираль
бедности»: работники, заработная плата
которых ниже, приближается или даже несколько
выше прожиточного минимума (а это — около
60% трудоспособного населения России),
не имеют шансов заработать пенсию, превышающую
прожиточный минимум пенсионера, т.е. неминуемо
сталкиваются с перспективой бедной старости.
Понятно, что данная ситуация дестабилизирует
пенсионную систему, перекладывает на
нее принципиально не разрешимые ее собственными
силами проблемы и затрудняет ее реформирование,
необходимость которого крайне остра.
Государства с развитой рыночной экономикой
принимают меры против засилья дешевой
рабочей силы на рынке труда: в Нидерландах,
Дании, Германии и Бельгии минимальная
заработная плата составляет около 50%
среднего ее уровня, а во Франции достигает
почти 60%, в то время как в России минимальная
заработная плата втрое меньше прожиточного
минимума работающего и составляет около
10% . В результате в странах с развитой
рыночной экономикой средний класс в целом
сохраняет свое доминирующее положение.
Его доля в европейских странах составляет
около 60%, тогда как доля населения с низкими
доходами находится в диапазоне 13—25%.