Рыночные структуры и особенности их развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы состоит в изучении характеристик рыночных структур и особенностей их развития в переходной экономике России.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

Дать понятие рыночных структур и рассмотреть их типы.
Показать сущность каждой рыночной структуры.
3. Раскрыть особенности развития рыночных структур в переходной экономике России в процессе её демонополизации и эволюции системы собственности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и типы рыночных структур 5
2. Характеристика основных типов рыночных структур 7
2.1 Совершенная (свободная) конкуренция 7
2.2 Чистая монополия 10
2.3 Монополистическая конкуренция 15
2.3. Олигополия 18
3. Особенности развития рыночных структур в переходной экономике России 21
3.1 Демонополизация экономики и создание условий для развития конкуренции 21
3.2 Изменение системы собственности — основная движущая сила эволюции рыночной структуры 27
Заключение 32
Библиографический список литературы 34
35

Работа содержит 1 файл

Рыночные структуры и особенности их развития в России.doc

— 281.00 Кб (Скачать)
>      5. Конкуренция и монополия в  чистом виде встречаются очень  редко. В реальной жизни преобладают  монополистическая конкуренция  либо олигополия.

      6. В Российской Федерации, как  и во всём мире, отношение к  монополиям двоякое. С одной стороны они, доминируя на рынке, диктуют свои цены и тарифы на продукцию, управляют спросом с помощью предложения. С другой стороны при крупном производстве издержки на единицу продукции уменьшаются при увеличении объёма производства.

      7. Россия уже достаточно продолжительное время находится на пути реформирования своей экономики, на стадии становления и утверждения рыночных отношений. Эти отношения, как и рыночная экономика в целом, представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на основе разветвленной системы, объединенной единым понятием «рынок».

      Здесь встречаются производители и  потребители, продавцы и покупатели, здесь в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

 

       Библиографический список литературы

 
  1. Закон РФ «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» N 948-1 от 22 марта 1991 года (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 13-ФЗ).
  2. Федеральный закон «О естественных монополиях» N 147-ФЗ от 17 августа 1995 года (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
  3. Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Фениикс», 2002.
  4. Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. Ч1.- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2003.
  5. Герасимов В.Г., Соколинский З.В. Экономическая теория в структурно-логических схемах — Белгород: Белаудит, 2000.
  6. Журавлева Г. П. Экономика. – М.: Юристъ, 2004.
  7. Курс экономической теории: Учебник / Ред. коллегия: М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Киров: Изд-во «АСА», 2001.
  8. Липсиц И.В. Экономика, кн.2. М.: изд-во «Вита-Пресс», 2000.
  9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. — М.: Инфра-М, 2001.
  10. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестник Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. - 2004. - №1.
  11. Основы экономической теории / Под ред. С. И. Иванова. — М: Вита-Пресс, 2000.
  12. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. — М.: Норма, Инфра-М, 2001.
  13. Современная экономика. Многоуровневое учебное пособие – Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2000.
  14. Симкина Л. Г., Корнейчук Б. В. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2002.
  15. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократияю - М., 1995.
  16. Экономика. Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: БЕК, 2004.

 

       Приложение 1 

      Таблица 1

      Типы  рыночных структур

  Свободная

конкуренция

Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая  монополия
Число и размеры фирм Очень большое  число мелких фирм Много мелких фирм Несколько фирм,

есть  крупные фирмы

Одна фирма
Характер продукции Однородная  продукция Разнородная

продукция

Однородная или

разнородная продукция

Уникальная

продукция

Условия входа в отрасль и выхода из нее Никаких затруднений Сравнительно

свободно

Возможны отдельные препятствия при входе Практически

непреодолимые

барьеры на входе

Контроль над ценой Отсутствует Очень ограниченный Значительный

(особенно при сговоре)

Очень значительный
Конкуренция Ценовая В основном ценовая В основном неценовая Неценовая
Концентрация  на рынках  Низкая Средняя  Высокая Очень высокая
Доступ  информации Равный доступ к

всем  видам информации

Некоторые

затруднения

Некоторые

ограничения

Некоторые

ограничения

Примеры Сельское хозяйство, услуги по обмену валюты Производство  одежды, обуви, книг, розничная торговля Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, оптовая торговля Электро-, газо-, водоснабжение, метрополитен, связь
 

 

       Приложение 2 

      Рис. 1. Характеристика монополий 

Информация о работе Рыночные структуры и особенности их развития в России