Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 11:46, курсовая работа
Основная цель работы состоит в изучении характеристик рыночных структур и особенностей их развития в переходной экономике России.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Дать понятие рыночных структур и рассмотреть их типы.
Показать сущность каждой рыночной структуры.
3. Раскрыть особенности развития рыночных структур в переходной экономике России в процессе её демонополизации и эволюции системы собственности.
Введение 3
1. Понятие и типы рыночных структур 5
2. Характеристика основных типов рыночных структур 7
2.1 Совершенная (свободная) конкуренция 7
2.2 Чистая монополия 10
2.3 Монополистическая конкуренция 15
2.3. Олигополия 18
3. Особенности развития рыночных структур в переходной экономике России 21
3.1 Демонополизация экономики и создание условий для развития конкуренции 21
3.2 Изменение системы собственности — основная движущая сила эволюции рыночной структуры 27
Заключение 32
Библиографический список литературы 34
35
В России вслед за завоеванием власти в октябре 1917 года была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Формирование советской экономической системы осуществлялось через два основных направления — национализацию в промышленности и кооперирование крестьян в сельском хозяйстве. В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной и полугосударственной), собственности.
В дальнейшем в СССР продолжался процесс наращивания общественных средств производства за счет накоплений. В результате социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная 88,6, колхозная 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5, собственность граждан - 1,2%. Эти цифры по существу выражают высокий государственный монополизм на средства производства.
Установление господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач.
На
развитии государственной собственности
базировался процесс
Вместе с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности имеет и крупные минусы, которые со временем становятся нетерпимыми.
Государственные
предприятия экономически не были заинтересованы
в использовании новых
В результате эффективность народного хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.
Аналогичные недостатки проявились и в колхозной собственности. Административные органы безраздельно командовали колхозами, определяли направление их производства, формировали органы их управления.
В целях преодоления существующих в СССР экономических трудностей утвердилось мнение о необходимости перехода от административно-командной системы к рыночной системе свободной конкуренции. Во второй половине 80-х годов начались интенсивные изменения собственности, затрагивающие не только перераспределение прав, но и изменение форм собственности.
Естественно, такой переход сопровождался глубокими изменениями во всей общественной структуре и требовал переосмысливания многих фундаментальных экономических концепций.
В
теоретическом плане
Был взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства.
Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.
Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществлялся в ходе острых дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий, как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций и самих предприятий.
Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.
Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" был принят 3 июля 1991 г. и послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. "Об ускоренной приватизации государственных и муниципальных предприятий" явился основой для интенсификации процесса приватизации.
Широкомасштабный процесс приватизации с предписанием количественных планов приватизации по отраслям и регионам развернулся на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.). А указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет положений к нему вел процесс приватизации в состояние "технологического потока".
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Основные особенности российского процесса приватизации:
1.
Директивность. Решение о
2.
Приоритетность одной формы. В
качестве приоритетного
3.
Приоритет социально-
4.
Социальная деформированность
Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг.
В
результате приватизации изменилась структура
собственности. В количественных оценках
она выглядела в 1995г. следующим образом
(табл. 4.3).9
Таблица 3.1
Доля предприятий в государственном и частном секторах экономики России
Легкая промышленность Пищевая промышленность Строительство Промышленность стройматериалов Автотранспорт и авто ремонт Торговля оптовая Торговля розничная Общепит Бытовое обслуживание Прочее Всего по России |
Госсектор, %
41 43 52 41 52 45 33 44 35 68 49,5 |
Частный сектор,
%
59 57 48 59 48 55 67 56 65 32 50,5 |
Пятидесяти процентный рубеж частной собственности по количеству предприятий был преодолен в середине 1995 г.
Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач.
В результате проведённого исследования по теме "Рыночные структуры и особенности их развития в России" можно сделать ряд выводов:
1.
Многообразие рыночных
1.
Совершенная, или свободная,
Свободная
конкуренция имеет место там,
где действует множество
2. Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Изменяя объемы предложения своей продукции, монополист по существу диктует потребителям и свою цену. Экономическая мощь и эффективность малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль других фирм.
3. Монополистическая конкуренция предполагает сочетание монополии и конкуренции и складывается там, где много сравнительно небольших производителей предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (разные виды одежды, обуви, мебели).
Многочисленность таких фирм не позволяет каждой из них в отдельности влиять на рыночное предложение и цену и мешает тайному сговору для овладения рынком. Поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция на практике встречается очень часто (рестораны, станции технического обслуживания, банки).
4. При олигополии выполняются три условия: 1) в отрасли действуют несколько фирм, так что отрасль не является монополизированной; 2) кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер; 3) в отрасли присутствует о крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов.
Информация о работе Рыночные структуры и особенности их развития в России