Рыночные структуры и особенности их развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы состоит в изучении характеристик рыночных структур и особенностей их развития в переходной экономике России.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

Дать понятие рыночных структур и рассмотреть их типы.
Показать сущность каждой рыночной структуры.
3. Раскрыть особенности развития рыночных структур в переходной экономике России в процессе её демонополизации и эволюции системы собственности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и типы рыночных структур 5
2. Характеристика основных типов рыночных структур 7
2.1 Совершенная (свободная) конкуренция 7
2.2 Чистая монополия 10
2.3 Монополистическая конкуренция 15
2.3. Олигополия 18
3. Особенности развития рыночных структур в переходной экономике России 21
3.1 Демонополизация экономики и создание условий для развития конкуренции 21
3.2 Изменение системы собственности — основная движущая сила эволюции рыночной структуры 27
Заключение 32
Библиографический список литературы 34
35

Работа содержит 1 файл

Рыночные структуры и особенности их развития в России.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

      Формы сговора разноо6разны, иногда это  делается 6ез составления какой-либо документации. Например, лидерство в ценах возникает как бы стихийно. Форма конкуренции между олигополиями чаще всего неценовая. Использование ценовой конкуренции могло 6ы сегодня привести лишь ко взаимному разорению, и всё же конкуренция сохраняется в иных формах. Это повышение качества, улучшение обслуживания, освоение новой технологии.

      Немногочисленность  фирм означает, что каждая из них  обладает большим рыночным весом и может влиять на цену. В таких условиях фирмы оказываются зависимыми и конкуренция между ними чревата серьезными неприятностями. Если одна из фирм увеличивает предложение товаров на рынке, то цена соответственно уменьшится, что отразится на доходах других фирм - олигополистов.

      Сбивая  цены на рынке, фирмы могут вести  настоящие ценовые войны, но чаще конкуренция регулируют взаимными соглашениями. Вхождение новых фирм в отрасль с олигополией очень затруднено. Количество субъектов олигополии зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы и может быть разным.

      К олигополистическим структурам рынка  можно отнести такие рынки, на которых сосредоточивается от 2 («дуополия») до 24 продавцов (условно), с числа 25 идет отсчет структур монополистической конкуренции. Олигополия может быть жесткой (на рынке господствуют 2-3 фирмы) и расплывчатой (6 и более фирм делят 70-80% рынка).

      По  концентрации продавцов предлагаемой продукции олигополии делятся на плотные (2-8 продавцов) и разреженные (более 8 хозяйствующих субъектов). При плотной олигополии возможны различного рода сговоры, при разреженной олигополии это практически невозможно.

      Исходя  из характера предлагаемой продукции  олигополии можно разделить на ординарные и дифференцированные. Ординарные связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продукции и характерны для отраслей, где есть возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.

            Причинами становления  олигополии являются:

  1. возможность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях;
  2. владение патентами и контроль над сырьем;
  3. поглощение слабых фирм более сильными на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью или частично путем скупки контрольного пакета;
  4. эффект слияния, имеющего добровольный характер, при котором новая фирма может добиться ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам;
  5. научно-технический прогресс, с которым связано расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.

 

  1. Особенности развития рыночных структур в  переходной экономике России

      3.1 Демонополизация экономики и создание условий для развития конкуренции

 

      Понятие переходной экономики, в большинстве учебников определено как промежуточное состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений. Определяющую роль в этих изменениях играет трансформация отношений собственности. Если переходная экономика в России после 1917 г. формировалась на основе господства государственной собственности, то в 90-х гг. началось движение от государственной собственности к частной.

      Отсчет  переходной экономики в России начался  со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса.

      Россия  начала рыночную реформу, имея командную  экономику. Эта экономика формировалась  на основе государственной собственности  и централизованного управления.

      Централизованная  система управления подавляла предпринимательские способности работников. Эта система была основана на подчинении, допуская инициативу лишь в узких границах. Свобода предпринимательства и свобода выбора не действовали, производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в рыночной экономике.

      Особо сложный круг задач встал в  тот период перед антимонопольной  политикой России в плане преодоления  элементов чрезмерного административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных государственных органов управления.

      Особенность российских монополий заключается  в их истории. В СССР в каждой отрасли  строились предприятия-гиганты (одно предприятие на весь союз). Они были узко специализированы, и у них не было конкурентов. Тогда конкуренция была выражена слабо, всё решал Госплан. Это значительно облегчало управление государством.

      В результате экономика страны оказались  в полной зависимости от сложившейся  специфической монополистической  иерархии. При этом приходилось различать деятельность монополий, охватывающих экономику в целом (монополизм центральных государственных экономических органов управления), и монополизм ведомственный. Так получалось потому, что непосредственное управление в разрезе отраслей и других крупных подсистем экономики обеспечивали министерства и госкомитеты, бюрократический аппарат которых нередко стремился проводить в жизнь и реализовывать свои интересы, существенно отличающиеся от общегосударственных. На самой нижней ступени этой своеобразной монополистической пирамиды находились производственные предприятия и другие первичные хозяйственные ячейки, лишенные какой-либо реальной самостоятельности и обязанные выполнять задания вышестоящих монопольных структур. Рынок и стоимостные рычаги при этом полностью не исключались, но их использование было подчинено целям и задачам директивного планирования.

      К элементам чрезмерного государственного монополизма относилось сохранение всё ещё весьма высокой доли государственного сектора в ведущих отраслях индустрии, замедленные темпы разгосударствления в деревне, сохранение за государством контрольного пакета акций значительной части приватизированных предприятий, сохранение возможностей для значительной части государственных предприятий получения существенной финансово-кредитной поддержки от государства вне прямой зависимости от результатов их производственной деятельности, попытки сплошного “охвата” предприятий различными формами государственного административного контроля, насильственного объединения нежизнеспособных производств с сильными предприятиями с целью поддержания на плаву фактических банкротов, промонополистическая политика государства по отношению к естественным монополиям.

      В условиях перехода к рынку, точнее, при тех обстоятельствах, в которых находилась экономика России, при решении вопроса о допустимости или недопустимости использования тех или иных элементов государственного административного монополизма целесообразно было, не упуская, безусловно, из виду критерий ущерба для конкурентной борьбы, учитывать всё же в первую очередь критерий оздоровления экономики.

      То  есть, решая вопрос о том, прогрессивна или не прогрессивна та или иная конкретная форма государственного административного монополизма в наших условиях, необходимо было в предстоящие годы руководствоваться, прежде всего, оценкой способности той или иной монополистической формы повлиять на достижение прогрессивных структурных сдвигов в экономике.

      Сложности встали перед антимонопольной политикой  России и при решении вопроса о сдерживании или стимулировании отечественных производственных монополий. С одной стороны, безусловно, необходимо было подавление безудержных стремлений предприятий-монополистов к взвинчиванию цен на свою продукцию, как одного из главных факторов усиления инфляции.

      С другой стороны, учитывая кризисное  состояние экономики России и  объективно большие возможности  крупных предприятий по увеличению объёма выпуска продукции, снижению издержек, проведению научно-исследовательских работ и освоению новых видов продукции, неизбежно сочетание курса на сдерживание производственных монополий с разумной поддержкой определённой их части.

      Безусловно, формирование концернов, обеспечивающих более рациональную и эффективную организацию целой группы ведущих предприятий отрасли, объединяющих предприятия с общей сырьевой базой и технологией, активно проводящих курс на диверсификацию производства, совершенно не равнозначно многочисленным попыткам воспроизводства былых замкнутых гигантских искусственных монополий, объединявших все предприятия той или иной отрасли, независимо от интересов этих предприятий, и координировавшихся соответствующими министерствами или госкомитетами.

      Разграничение монопольных структур различного характера, т.е. выделение тех из них, которые  способны оздоравливать экономику, и тех, которые тянут её назад, к временам массового экономического иждивенчества, было, да и сейчас является важной задачей современной российской антимонопольной политики.7

      Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или  ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.

      В Российской Федерации антимонопольное  законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» N 948-1 от 22 марта 1991 года (с последующими изменениями), федеральных законов, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

      Эти отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ.

      Законом «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» регулируется монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

      В декабре 1996 года на заседании Правительства  РФ была утверждена концепция среднесрочной  правительственной программы на 1997-2000 гг. “Структурная перестройка  и экономический рост”. Она содержала специальный раздел, посвящённый антимонопольной политике. Антимонопольная политика в среднесрочной перспективе была спланирована по следующим основным направлениям:

      - Совершенствование правовой базы, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования в целях предупреждения и пресечения злоупотреблений рыночной властью, сговоров, соглашений и согласованных действий, имеющих результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, недобросовестной конкуренции.

      - Демонополизация экономики и  создание условий для развития  конкуренции на монополизированных товарных рынках с высокой степенью концентрации поставок, устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки других хозяйствующих субъектов.

      - Противодействие созданию новых  монополистических структур в  результате перераспределения собственности,  реализации корпоративной инвестиционной политики и интеграционных процессов, в том числе при формировании финансово-промышленных групп.

      - Распространение антимонопольных  требований на рынки финансовых, в том числе банковских и страховых, услуг.

      - Согласование целей, задач и  мер по демонополизации и развитию  конкуренции на товарных рынках, гармонизации антимонопольного  законодательства в рамках единого экономического пространства СНГ, адаптации конкурентной политики в целях вхождения России в мировое экономическое сообщество8.

      В настоящее время демонополизация  и содействие развитию конкуренции  в России проводятся в следующих  направлениях:

      - Контроль за соблюдением антимонопольных  требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных субъектов.

      - Контроль за крупными продажами  и покупками акций, которые  могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%).

      - Предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов  или освобождение от них хозяйствующих  субъектов, впервые вступающих  на данный товарный рынок.

      - Финансирование мероприятий по  расширению выпуска дефицитных  товаров в целях устранения  доминирующего положения отдельных  хозяйствующих субъектов.

      - Привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий,  создание и развитие свободных экономических зон.

      Может ли антимонопольная политика государства  нанести вред экономике своей страны?

      Да, может, если она, без учета экономических  взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.

Информация о работе Рыночные структуры и особенности их развития в России