Рыночные отношения России после распада СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.
В этих условиях Россия и бывшие советские республики встали перед проблемой формирования новых экономических взаимоотношений и воплощения новой схемы хозяйственного сотрудничества, которая бы не только учитывала интересы каждого из партнеров, одновременно с возможностями достижения максимальных общих результатов развития на основе взаимовыгодного разделения труда, но и позволила минимизировать издержки от развала единой союзной экономики.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     28 ноября 2009 года встреча Д. А. Медведев, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаев в Минске ознаменовала собой активацию работы по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В этот период был ратифицирован ряд важных международных соглашений по Таможенному союзу. Всего за 2009 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

     Весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Белоруссии.

     22 мая 2010 года В. В. Путин заявил, что Таможенный союз не сможет  начать полностью работать 1 июля 2010 года, как это было запланировано ранее.

     После получения официального подтверждения  со стороны Белоруссии в июне 2010 года, таможенный союз будет запущен  в трехстороннем формате с  вступлением в силу Таможенного  кодекса трёх стран.

     С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 — в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

     Договор «О создании Таможенного союза» от 6 января 1995года хоть и содержал цель о создании единого таможенного пространства и единой таможенной территории, но в жизнь ее так и не удалось воплотить.

     К июлю 2010 года завершилось формирование единой таможенной территории. В июле 2010 года таможенный союз вступил в  действие.

     На современном же этапе определены основные принципы существования и деятельности Таможенного союза:

  • наличие единой таможенной территории государств — участников Таможенного союза, отсутствие таможенных границ между ними;
  • наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.8

     Кроме того, эти принципы уже определяют новые цели для деятельности Таможенного союза. Так, теперь, его целями являются:

  • обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса стран-участниц путем устранения между ними препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;
  • гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;
  • укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства;
  • создание условий для формирования общего экономического пространства, а также для активного выхода государств — членов Таможенного союза на мировой рынок.

    Основополагающей же целью выделяют создание единой таможенной территории. Согласно Договора «О создании единой таможенной территории и таможенного союза» под единой таможенной территорией понимается территория стран-участниц Таможенного союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация)

     Решение об объединений таможенных территории данных государств в единую таможенную территорию и завершении формирования таможенного союза возможно только после завершения следующих мероприятий:

  • установления и применения единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли
  • установления и применения в отношениях с третьими странами 
    единого торгового режима
  • установления и применения порядка зачисления и распределения 
    таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих 
    эквивалентное действие
  • установления и применения единых правил определения страны 
    происхождения товаров
  • установления и применения единых правил определения 
    таможенной стоимости товаров
  • установления и применения единой методологии статистики внешней и взаимной торговли
  • установления и применения унифицированного порядка 
    таможенного регулирования, включая единые правила декларирования9 
    товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы.

        С момента создания единой таможенной территории ни республика Беларусь, ни республика Казахстан, ни РФ не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры.

     Но, в то же время, ничто не препятствует этим странам-участницам применять во взаимной торговле специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также запреты и ограничения импорта или экспорта, необходимые для защиты общественной морали, жизни и здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и защиты культурных ценностей, при условии, что такие запреты у ограничения не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.

     Важно отметить, что Россией и другими  участниками Таможенного Союза в настоящее время воссоздаются единая энергетическая и транспортная системы. 

3.2.2.Возможное расширение Таможенного союза

     Со  временем к Таможенному союзу  могут присоединиться другие члены  ЕврАзЭС — Киргизия и Таджикистан. На саммите ЕврАзЭС-2010, прошедшем в Астане, президенты Киргизии и Таджикистана заявили, что их страны изучают возможность вступления в Таможенный союз.

     26 июля 2010 года Президент Сирии  Башар Асад заявил про интерес  Сирии создать зону свободной  торговли с Таможенным союзом  России, Казахстана и Белорусси.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4. Ближайшие задачи

     Российская  Федерация проводит курс, направленные на расширение и углубление экономических связей со странами СНГ. Договорно-правовая основа этих связей достаточно проработана в тех случаях, когда речь идет о двусторонних отношениях. Участие в многосторонних соглашениях стран СНГ до сих пор, к сожалению, трудно назвать эффективным и успешным. Это объясняется, прежде всего, недостаточной проработанностью механизма выполнения таких соглашений, особенно, по вопросам, относящимся к сфере валютно-финансовых и кредитных операций. Эта совокупность вопросов может характеризоваться как наиболее уязвимая  и в системе двусторонних отношений России со странами СНГ в рамках, как зоны свободной торговли, так и Таможенного союза.

     В России вопросами отношений  в  рамках СНГ занимается Министерство внешнеэкономических связей Российской Федерации. К положительным результатам работы специалистов этого министерства следует отнести их вклад в подготовку и оформление всей совокупности сегодняшних соглашений и других правовых документов, касающихся взаимоотношений России со странами СНГ. В то же время обращает на себя внимание отсутствие специальной федеральной программы по данному вопросу. Не определены главные направления сотрудничества в рамках СНГ в Законе РФ «О внешнеторговой деятельности».

     Недостаточной следует назвать работу по содействию производственной кооперации между машиностроительными предприятиями России и других стран СНГ. До сих пор не решены давно назревшие вопросы об образовании Союза инвесторов стран СНГ, о формировании единой системы экспертных оценок и инвестиционных решений, организации информационного взаимодействия при принятии таких решений и т.п.

     Происходящие  процессы формирования общего экономического пространства стран СНГ на базе рыночных отношений с последовательным, несмотря на ряд серьезных трудностей и проблем, устранением ограничений в движении через границы товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов являются важнейшей предпосылкой развития экономики России.

     Параллельно с образованием зоны свободной торговли и Таможенного союза будут создаваться предпосылки достижения двусторонних и многосторонних договоренностей о формировании Платежного союза стран СНГ. Это позволит начать процесс отмены ограничений по приему и использованию национальных валют в качестве платежных средств и достижение цели по разрешению проблем платежно-расчетных отношений.

     Качественно новые элементы экономической интеграции отдельных стран СНГ будут реализовываться в связи с подписанием в марте 1996 г. Договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизстаном «Об углублении экономической интеграции в экономической и гуманитарной областях» и подписанием Договора между РФ и Республикой Беларусь «Об образовании сообщества».

     В торгово-экономическом сотрудничестве со странами СНГ может реализоваться предпосылка к улучшению товарной структуры российского экспорта благодаря увеличению в нем доли готовых товаров, прежде всего машинотехнической продукции. В импорте из этих стран на уровне, обеспечивающем потребности российской экономики, должны поддерживаться поставки важнейших для России минерально-сырьевых ресурсов и продукции, запасы и производство которых сосредоточены в основном на территории других стран СНГ. В результате, вполне возможно, что доля стран СНГ в российском экспорте в первое десятилетие 21 века составит не менее 20%, а доля в импорте около 20%.      
 
 
 
 
 

     Заключение

     Таким образом, главной задачей для  России и стран постсоветского периода  является задача – как найти свое место в меняющейся конфигурации современного мира. Речь, по сути, идет о выборе: входить в мировое хозяйство по одиночке, что для многих стран СНГ обернется скорее всего поглощением одним из формирующихся мировых “полюсов”, или ускорить создание собственного интегрированного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных делах и укрепляющего позиции входящих в него государств.

     При поиске ответа на этот вопрос следует  учитывать, что мировая экономика  сегодня представляет многоярусную и весьма динамичную систему, на верхнем “этаже” которой происходит обмен преимущественно науко- и техноемкими готовыми изделиями и их компонентами. В частности, на эту статью дохода в развитых странах приходится от 85 до 95% прироста ВВП. Нижний “этаж” этой системы – сфера торговли природными ресурсами или их производными.

     Очевидно, что сепаратная интеграция стран СНГ в  мировое хозяйство при их нынешнем положении на нижнем “этаже” мирового рынка и слабом технологическом уровне приведет к превращению стран Содружества в сырьевую периферию мировой экономики. Данное обстоятельство является одним из решающих в определении долгосрочного курса России на укрепление Содружества и приоритетное развитие всесторонних связей со странами СНГ.

     Следует, однако, признать, что развитие сотрудничества в Содружестве проходит непросто. Нарастают центробежные тенденции, связанные часто с объективным несовпадением национальных интересов государств-участников.

     Факторами, размывающими наше взаимодействие, стали  экономический кризис и нехватка инвестиционных ресурсов. Как следствие, усиливается переориентация внешнеэкономических связей стран СНГ на “дальнее зарубежье”, сокращается товарооборот между партнерами по Содружеству. Так, удельный вес “дальнего зарубежья” в торговле стран СНГ увеличился до 70%. Доля России в общем объеме зарубежных инвестиций в государствах Содружества снизилась до 1%.

     Каковы  причины такого положения? Принято  считать, что серьезные проблемы создают различия в глубине и  масштабах реформ в РФ и других странах СНГ, неустойчивые позиции их национальных валют и хронические неплатежи. Полагаю, что этим дело не ограничивается.

     Не  последнее место занимает объективная  заинтересованность всех стран Содружества, включая Россию, в получении иностранных инвестиций для модернизации национальных экономик, а также в реализации производимых товаров и услуг за твердую валюту. Решить эту задачу возможно главным образом на путях приоритетного сотрудничества с промышленно развитыми странами и международными финансово-экономическими организациями. Но тогда страны СНГ неизбежно превращаются в конкурентов.

     Очевидно, что облик Содружества в  XXI в.  будет в решающей степени зависеть от того, удастся ли наладить такое экономическое взаимодействие государств-участников, которое адекватно сочетало бы общие и индивидуальные интересы. Для этого необходимы активные меры по ликвидации существующих, во многом искусственных барьеров в торговле, обеспечению реальной конвертируемости национальных валют, устранению нередко диаметральных расхождений в национальных хозяйственных законодательствах, отказу от практики двойного взимания косвенных налогов, налаживанию на деле производственной кооперации, созданию общего аграрного рынка.

Информация о работе Рыночные отношения России после распада СССР