Рыночные отношения России после распада СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.
В этих условиях Россия и бывшие советские республики встали перед проблемой формирования новых экономических взаимоотношений и воплощения новой схемы хозяйственного сотрудничества, которая бы не только учитывала интересы каждого из партнеров, одновременно с возможностями достижения максимальных общих результатов развития на основе взаимовыгодного разделения труда, но и позволила минимизировать издержки от развала единой союзной экономики.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     8 июля 1994 г. Россия и другие страны  СНГ подписали Соглашение об  упрощении и унификации процедур  таможенного оформления на таможенных границах. В соответствие с ним используется один экземпляр документа контроля доставки и три копии грузовой таможенной декларации, оформленный таможенным органом страны отправления и следующей вместе с товаросопроводительными документами.

     В декабре 1993 г. было подписано многосторонне Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ. Им предусматривается принятие действенных мер по обеспечению государственной поддержки кооперации между предприятиями всех форм собственности на основе их прямых производственных связей, а также в рамках финансово-промышленных групп, ТНК и совместных предприятий по определению отраслевых приоритетов кооперации, проведению много сторонней координации производства, включая сферу конверсии оборонных предприятий.

     Страны  СНГ, включая Россию, согласно вышеназванному Соглашению, не применяют ввозные  и вывозные пошлины, налоги, акцизы и количественные ограничения в  отношении товаров, поставляемых по кооперации и в рамках таможенных процедур переработки, а также предоставляемых услуг. Они также обязались не препятствовать открытию счетов в своих банках в порядке и в сроки, предусмотренные их национальным законодательством, а также воздерживаться от требований оплаты поставляемых товаров (работ, услуг) в свободно конвертируемой валюте. Порядок открытия и ведения взаимных счетов установлен Банком России в соответствие с договоренностями с центральными банками каждой их других стран СНГ.

     С некоторыми из стран Содружества Россия согласовала условия предоставления кредитов и инвестиций для содействия кооперации в наукоемких производствах и экспортно-ориентированных отраслях, а также в выпуске импортозаменяющей продукции. В апреле 1994 г. совместными усилиями заинтересованных стран СНГ выработан и одобрен текст Примерного Соглашения о производственной кооперации между соответствующими государственными органами отраслевого управления или объединениями предприятий всех форм собственности.5

     15 апреля 1994 г. Россия подписала многосторонне Соглашение со странами СНГ о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных транснациональных объединений. Во исполнение его Россия заключила двусторонние соглашения об основных принципах создания финансово-промышленных групп с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Украиной, Таджикистаном и Киргизией. По этим соглашением формирование таких групп может осуществляться в добровольном порядке посредством учреждения участниками одной из принятых в органах СНГ организационно-правовых форм с передачей в ее собственность пакетов акций, входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений. Формы участия и механизм объединения капиталов, величина пакетов акций, передача в доверительное управление или приобретение которых ведет к образованию промышленно-финансовой группы, определяются согласно законодательству тех государств, органы управления которых подписывают данное соглашение.

     В законе РФ о финансово-промышленных группах предусмотрено, что, если среди участников группы имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией стран СНГ, то они имеют право регистрироваться как транснациональные финансово-промышленные группы. Есть первый опыт создания транснациональных финансово-промышленных групп с участием российских компаний. Так, «Газпром» создал концерн с предприятиями Донбасса «Сталь-Трубы-Газ». Образована российско-украинская нефтяная компания «РУНО». В России создана межгосударственная финансово-промышленная группа «Интеррос» и транснациональная группа «нижегородские автомобили». Российскими организациями подписаны соглашения о создании финансово-промышленных групп «Ильюшин» с Узбекистаном, «Международные авиаторы» и «волга-Днепр» с Украиной, «Электрометприбор» с Казахстаном. Достигнута договоренность о создании вместе с Украиной финансово-промышленной группы «транснациональная алюминиевая компания».6

     В случае образования транснациональной  финансово-промышленной группы ей на основе межправительственного соглашения присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. Для участников такой группы национальный режим деятельности устанавливается межправительственным соглашением на основе взаимности. Участниками таких межгосударственных образований в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, могут предоставляться таможенные тарифные льготы, предусмотренные Законом РФ «О таможенном тарифе», по товарам, перемещаемым через границу в рамках деятельности данной финансово-промышленной группы. На этих условия создан «Интеррос».

     Странами  СНГ предусмотрена также возможность  участия корпорации третьих стран, в том числе транснациональных, в образовании межгосударственных финансово-промышленных групп. В отношениях со странами СНГ, наряду с созданием совместных акционерных компаний, где каждый партнер владеет определенной долей акционерного капитала, могут создаваться также договорные совместные организации, например, консорциумы. Такие консорциумы могут, в частности, осуществлять совместное инвестирование и совместную деятельность на рынках как своих, так и третьих стран. По ориентировочной оценке, совместные предприятия, образованные на территории России с участием фирм и организаций, а также физических лиц из стран СНГ, составляют в целом 1\10 от общего числа действующих в России предприятий с иностранным капиталом.

     Необходимым элементом углубления процессов  интеграции в СНГ является сотрудничество в области науки и техники. Вместе с другими странами СНГ Россия подписала Соглашение о создании общего научно-технологического пространства стран СНГ и Соглашение о научно-техническом сотрудничестве (13 марта 1992г.). важное значение в России придается работе созданного странами СНГ Межгосударственного комитета по научно-техническому сотрудничеству.  В функции этого комитета входит, в частности, формирование многосторонних (межгосударственных) программ и проектов, создание международных научных организаций и центров.

     Важным  событием в сотрудничестве в области  науки и техники стало создание Евразийской патентной системы, договор об учреждении которой 9 сентября 1994 г. наряду с Россией подписали также все остальные страны СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина). Формирование этой системы позволяет вернуться к единым правилам патентования, которые будут теперь действовать на всей территории СНГ. Евразийская патентная система создана по образу и подобию Европейской патентной организации. С 1 января 1996 г. изобретали любой страны мира подают заявки Европейской патентное ведомство, которое находится в Москве. Рабочий язык в этом ведомстве русский.

     Для нормализации платежно-расчетных отношений между странами СНГ был создан Платежный союз. Соглашение по нему было подписано этими странами в октябре 1994 г. Его целевые установки состояли в определении общих правил организации валютных рынков стран СНГ, в снятии ограничений на использование национальных валют в качестве платежных средств по текущим операциям, в применении обменного курса валют, формируемого в соответствии со спросом и предложением, в достижении взаимной обратимости национальных валют, в допуске на внутренние валютные рынки банков-нерезидентов, в создании стабилизационных фондов для регулирования курсовых соотношений. В Соглашении провозглашен отказ от концепции рублевой зоны и подтверждено признание суверенитета национальных банков стран СНГ как эмиссионных центров и органов денежно-кредитного и валютного регулирования.

     Реализация Соглашения идет очень медленно. Нормальные расчеты между странами СНГ наталкиваются на ряд серьезных трудностей. Среди них значатся в первую очередь торговые дисбалансы, выравниваемые главным образом через межгосударственные кредиты. Велика задолженность ряда стран СНГ перед Россией, особенно за поставки энергоносителей и др. Многосторонняя клиринговая система расчетов не получила развития. Расчеты проводятся в основном через двусторонний клиринг. Соответственно созданный для многосторонних расчетов Межгосударственный банк стран СНГ бездействует. 
 
 
 
 
 

Глава 3. Таможенный союз и углубление интеграции

3.1. Таможенный союз, этап I : 1995 - 1998 г.г.

     Таможенный союз - форма торгово-экономической интеграции, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.7

     Благодаря созданию правомерности концепции о равноскоростной интеграции, Россия и ряд других стран СНГ пришли к выводу о целесообразности создания таможенного альянса. Договор о создании Таможенного союза был подписан 6 января 1995 г. Россией и Белоруссией, а затем этими странами с Казахстаном. Как экономическое объединение государств он основывался на следующих принципах.

     Во-первых, необходима единая таможенная территория стран-участниц Таможенного союза. Ее формирование требует, чтобы в  торговле между участниками Союзами товарами, произведенными на их территории, не было таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений. Необходимо также, чтобы в отношениях с третьими странами действовали одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования внешней торговли. Механизм взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями должен основываться на едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности.

     Во-вторых, всякий таможенный альянс опирается  на однотипный механизм регулирования  экономики, базирующийся на рыночных принципах  в хозяйствовании и унифицированном  законодательстве. Страны-участницы Союза обязаны унифицировать внешнеторговое, таможенное, валютно-финансовое, налоговое и другое законодательство затрагивающее сферу внешнеэкономической деятельности. Речь идет об экономических условиях хозяйствования на основе рыночных принципов, обеспечивающих равные возможности и гарантии для субъектов хозяйственной деятельности государств договаривающихся сторон, о ценовой политике, о валютном регулировании и валютном контроле, об экспортном контроле, о недопущении недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практике, об интеллектуальной собственности.

     Основной  принцип распределении таможенных пошлин, налогов и сборов, предусмотренный  Соглашением состоял в следующем:

     а) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное  действие, на товары, происходящие с  территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара;

     б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны и вывозимые с территории государства любой Договаривающейся Стороны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар вывозится.

     К 1998 г. Таможенный союз в основном завершил первую стадия своего развития. Постепенно обеспечивая свободное движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Гармонизировалось хозяйственное законодательство. Согласовывалась денежно-кредитная, бюджетная, налоговая и валютная политика. В общих чертах был организован общий таможенный контроль на внешней границе Таможенного союза. Последовательно снимался таможенный контроль на общих границах. Начала формироваться единая для таможенных органов автоматизированная система контроля за доставкой товара.

     Намечался широкий комплекс мер по обеспечению равных прав граждан России и Белоруссии в получении образования, в трудоустройстве, в оплате труда. Вводятся единые стандарты социальной защиты. Впоследствии к Таможенному союзу вслед за Казахстаном присоединились Киргизия и Таджикистан. Для управления процессом интеграции создаются Межгосударственный совет на уровне глав государств и правительств, исполнительный орган Интеграционный Комитет и Межпарламентский Комитет.

     Тем не менее, хоть и признавая необходимость  этой организации, страны-участницы СНГ в течение долгого времени не могли прийти к консенсусу по поводу конкретных условий создания такой организации. В результате в создании Таможенного союза, задуманного в начале для всех стран СНГ, произошли сбои, некоторые государства стали его игнорировать. Внутри содружества стал происходить процесс дифференциации, в результате которого регулирование внешнеэкономических связей между государствами-участниками Содружества не было единообразным. В результате таможенный союз, который охватил бы все страны СНГ, до сих пор не был создан.

3.2. Таможенный союз. Этап II: 1998 - 2010 г.г.

     Таможенный  союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации  — межгосударственный договор о  создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном.

     Россия  от создания Таможенного союза может  получить прибыль в размере около $400 млрд, а Белоруссия и Казахстан  — по $16 млрд.

     Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза  был подписан в г. Душанбе, 6 октября 2007 года.

       Россия, московский аэропорт Шереметьево-E, зал прилёта. Выход для пассажиров, прибывающих из Казахстана —  теперь без таможенного досмотра, вследствие введения в действие  Таможенного союза Белоруссии, Казахстана  и России.

Информация о работе Рыночные отношения России после распада СССР