Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:12, курсовая работа
Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.
В этих условиях Россия и бывшие советские республики встали перед проблемой формирования новых экономических взаимоотношений и воплощения новой схемы хозяйственного сотрудничества, которая бы не только учитывала интересы каждого из партнеров, одновременно с возможностями достижения максимальных общих результатов развития на основе взаимовыгодного разделения труда, но и позволила минимизировать издержки от развала единой союзной экономики.
Искусственное, исходя из политических представлений, дробление в 1991г. экономического пространства бывшего СССР не привело, как указывалось выше, к высоким темпам экономического роста. Напротив, главным образом, из-за огромных потерь, которые были вызваны разрушением единого таможенного пространства, а также традиционных экономических связей, существовавших в виде производственной кооперации и специализации, во всех странах СНГ возник острейший экономический кризис. Анализ экономического положения стран СНГ в период после 1992г.показывает наличие общих для каждой из них кризисных явлений: масштабный спад производства, высокие темпы инфляции, устойчивое ослабление инвестиционной активности, снижение доли накопления в национальном доходе.
На всем протяжении 90-х годов центробежные силы в СНГ явно преобладали над центростремительными тенденциями. В его рамках принято предостаточно многосторонних соглашений, на которые могли бы опираться взаимные торговые и кооперационные связи этих стран. Однако подавляющее большинство таких соглашений «не работает». Среди них в первую очередь следует отметить подписанный в сентябре 1993г. рамочный договор об Экономическом союзе. Он предписывает создание единой банковской, финансовой и валютно-денежной системы, принятие пакета межгосударственных юридически выверенных соглашений, образование наднациональных институтов по регулированию внешнеторговой и внутриэкономической политики. Однако договор до сих пор не вступил в силу.
Все это нельзя объяснить существованием пресловутых политических амбиций. Существует и ряд экономических факторов. В частности, наблюдается разноскоростное движение стран СНГ к рыночному хозяйству, различная обеспеченность сырьем и топливом, продовольственными ресурсами, квалифицированными кадрами и т.п. У стран СНГ разный по степени зрелости «рыночные» инфраструктуры. Они значительно различаются по масштабам и характеру либерализации цен, их уровню.
Несмотря на эти моменты, в СНГ можно наблюдать стремление некоторых стран договориться друг с другом о взаимном сотрудничестве, путем создания, к примеру, неполных интеграционных группировок. Так, по таможенным проблемам подписано и вступило в действие соглашение между Россией, Казахстаном, Белоруссией, Киргизией и Таджикистаном. Выступили с намерением создать интеграционную подгруппу среднеазиатские республики. В целом же договорно-правовая основа экономических связей в пределах СНГ представлена достаточно широкой системой двусторонних соглашений, подавляющее большинство которых имеет долгосрочный характер.
Готовность политических и деловых кругов стран СНГ к взаимодействию объективно ставит перед правительствами стран-членов этой региональной интеграционной группы политическую задачу по форсированному развитию их экономических связей. Однако реализации данной задачи наталкивается на противодействие не только внутренних, о чем речь шла выше, но и внешних факторов. Наибольшее значение среди них имеет тенденция к более быстрому развитию экономических связей каждой из стран СНГ не с другими странами этой группы, а с дальним зарубежьем, в первую очередь, с промышленно развитыми странами Запада.
Экономические
связи ряда стран СНГ расширяются
с уже сложившимися интеграционными
группами. Это особенно касается среднеазиатских
республик, а также Азербайджана
и Грузии, вступающих в интеграционные
экономические отношения с
Эти
направления экономических
Все это еще раз подтверждает целесообразность восстановления эффективного взаимодействия между бывшими союзными республиками во имя решения общей задачи стабилизации экономической ситуации в странах СНГ. Особенно очевидна проблема преодоления неэквивалентности межреспубликанского обмена. Однако речь не идет о простом возврате к прежней структуре взаимосвязей.
Доля отдельных стран СНГ во внешнеторговом обороте
Показатели | 1999 | 2006 | 2010 |
Всего по странам СГН | 69 | 34 | 25 |
Россия | 55 | 22 | 17 |
Белоруссия | 84 | 64 | 60 |
Украина | 78 | 57 | 40 |
Из таблицы видно, что самая крупная страна СНГ – Россия, до сих пор не могла, а иногда и не хотела поддерживать своими ресурсами процесс интеграции. Инвестиции из дальнего зарубежья и ссуды многократно перекрывали региональные и стали для многих стран СНГ, по существу, главным условием выживания. Товарооборот России со странами СНГ в период с 1999-2009гг. вырос в 1,3 раза, но при этом развивался очень неравномерно и испытал больше падений, чем взлетов.
Среди стран СНГ главными внешнеторговыми партнерами России выступали Украина, Белоруссия и Казахстан. Далее следует Узбекистан и Молдова. Россия является партнером номер один во внешнеторговом обороте всех стран СНГ. Особенно внушительным значением обладает она в экспорте и импорте Украины.
Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ
Показатели | 1992 | 1994 | 1996 | 1998 | 2000 | 2002 | 2004 | 2006 | 2009 |
Оборот | 17,2 | 26,8 | 28,1 | 32,2 | 37,3 | 36,1 | 30,2 | 22,3 | 25,4 |
Экспорт | 11,1 | 15,3 | 14,5 | 15,4 | 17,6 | 18,3 | 15,8 | 12,3 | 13,8 |
Импорт | 6,0 | 11,5 | 13,6 | 16,8 | 19,7 | 17,8 | 14,4 | 10,0 | 11,6 |
Сальдо | +5,2 | +3,2 | +9=0,9 | -1,4 | -2,1 | +0,5 | +1,4 | +2,3 | +2,2 |
В структуре вывоза из России в страны СНГ традиционно преобладают топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, но относительно невелика доля продукции обрабатывающих отраслей. При этом сырьевая направленность российского экспорта усиливается, а доля машиностроительной продукции в вывозе падает. Товарная структура импорта в Россию из стран СНГ примерно такова же, как и из дальнего зарубежья. Его основной статьей являются машины, оборудование и продовольственные товары, а также металлы и трубы. В экономических отношениях со странами СНГ Россия в 90-е годы фактически выступала как нетто-импортер машин и оборудования.
Условно считается, что до 1991 гг. в торговом обороте РСФСР на долю остальных республик СССР приходилось приметно 60%. В дальнейшем в результате практически ежегодного сокращения внешней торговли с бывшими с бывшими советскими республиками их доля в обороте экспортно-импортной торговли России к 2000 гг. упала до уровня 18%.
Одним из главных факторов, препятствующих в 1990-е гг. развитию экономических связей России со странами СНГ, была высокая степень инфляции в большинстве этих государств. Особенно серьезный удар по этому сектору внешнеэкономической деятельности был нанесен разразившимся в августе 1998 года валютно-финансовым кризисом в России. Все это предопределило и продолжает предопределять повсеместное развитие хозяйственного взаимодействия фирм и предприятий России и других стран СНГ на бартерной основе. Это не может не обострять проблему межгосударственных расчетов, в том числе по возникшим долгам.
2.1.Торгово-экономические отношения
Регулирование торговых связей России со странами СНГ базируется на тех же принципах, что и сотрудничество с другими группами стран. Однако экономические связи России со странами СНГ составляют особую сферу ее внешнеэкономических отношений. Здесь есть свои особенности, что обусловлено характером международных соглашений между Россией и странами СНГ, подписанных в развитие Договора о создании Экономического союза стран Содружества(1993г.). Этот договор определяет долгосрочные цели сотрудничества и интеграции России и других стран СНГ.
Первым шагом в направлении формирования экономического союза стало Соглашение о создании Зоны свободной торговли, подписанное в апреле 1994 года. В настоящее время участниками зоны свободной торговли являются 12 стран-членов СНГ, включая Россию. Это соглашение направлено на постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных ограничений во взаимной торговле, на устранение этих препятствий для свободного движения товаров и услуг. Вместе с тем, страны СНГ сохраняют за собой право самостоятельно устанавливать режим внешнеэкономических отношений с государствами, не участвующими в этом соглашении.
В соответствие с указанным соглашением в настоящее время Россия не взимает таможенных пошлин при импорте товаров из стран СНГ. Налог на добавленную стоимость и акцизы на товары, импортируемые из стран СНГ, взимаются по тем же ставкам, что и на товары российского производства. Вместе с тем с 1 мая 1993года все товары, поступающие в Россию из этих стран и экспортируемые из России со странами-участницами зоны свободной торговли также взимаются на общих основаниях.
В соответствие с Соглашением «О порядке транзита» от 8 февраля 1992 г. в отношении товаров, перевозимых транзитом через территорию России в страны, подписавшие Соглашение (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан) и из этих стран, таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются. При транзите же товаров из не участвующих в Соглашении стран через территорию стран-участниц в третьи страны сборы за таможенное оформление взимаются в обычном порядке.4
При подписании Соглашения о зоне свободной торговли страны договорились, что оно не препятствует праву любой из стран-участниц принимать общепринятые в международной практике меры государственного регулирования в области внешнеэкономических связей, которые она считает необходимыми для защиты своих жизненных интересов или которые, безусловно, необходимы для выполнения международных договоров, участницей которых она является или намеревается стать. Эти меры должны касаться защиты собственной морали и общественного порядка, защиты жизни и здоровья людей, охраны животных и растений, защиты окружающей среды, сохранение невосполнимых природных ресурсов, охраны художественных, археологических и исторических ценностей, составляющих национальное достояние, нарушение платежного баланса, защиты промышленной и интеллектуальной собственности, торговли золотом, серебром или иными драгоценными металлами и камнями, ограничения экспорта продукции, когда внутренняя цена на эту продукцию ниже мировой в результате осуществления государственных программ поддержки.
Соглашение не препятствует праву всякой из договаривающихся сторон применять любые меры государственного регулирования, которые считают необходимыми. Речь идет об обеспечении национальной безопасности, включая предотвращение утечки конфиденциальной информации, относящейся к государственной тайне, о торговле оружием, военной техникой, боеприпасами, об оказании услуг военного характера, передачи технологий и помощи в производстве вооружения и военной техники и в других военных целях. Дело касается поставки расщепляющих материалов и источников радиоактивных отходов, мер, применяемых в военное время или в других чрезвычайных обстоятельствах в международных отношениях, а также действия во исполнение его обязательств на основе Устава ООН для сохранения международного мира и безопасности.
Информация о работе Рыночные отношения России после распада СССР