Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа
Рыночная экономика – экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. РЫНОК И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА
И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ.................................................................................................6
1.1 Рыночная экономика и ее модели........................................................6
1.2 Эволюция рыночной системы...............................................................9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ........................11
2.1 Основные признаки и модели современной рыночной
экономики...............................................................................................................11
2.2 Структура и инфраструктура рыночной экономики..........................14
ГЛАВА 3. МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ.............................................18
3.1 Характеристика базовых моделей рыночной экономики................18
3.2. Особенности социально-ориентированной модели
3.3 Положительные и отрицательные аспекты белорусской
модели рыночной экономики...............................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................34
1. Достижение антикризисной устойчивости Беларуси, создание гибкой и разветвленной модели управления, способной оперативно реагировать на внешние шоки.
2. Подготовка элит и общества к прыжку в новую технологическую эру, активизация научно-исследовательской и образовательной работы, подбор и запуск инновационных и высокотехнологичных проектов.
Единое понимание и признание этих целей могли бы стать основой для гражданского согласия, поскольку их достижение не под силу ни централизованному государству, которому не хватает гибкости, ни «невидимой руке рынка», которая не в состоянии ставить перед собой цели, превосходящие выбивание прибыли из каждой хозяйственной операции. Необходим синтез централизованного управления с инициативой на микроуровне, обеспечивающий совпадение векторов развития гражданских и предпринимательских структур со стратегическим вектором движения общества, подчинение частных интересов общей сверхцели, - так можно достичь синергетического эффекта от применения централизованной и распределенной моделей.
Сказанное вовсе не являются противоречивой эклектикой рыночных и административных механизмов, поскольку все это давно известно и реализуется на корпоративном уровне: любой холдинг, имеющий отлаженную систему бюджетирования и управления, совмещает директивы «сверху» и встречные инициативы «снизу», а помимо методов материального поощрения и наказания успешно применяет и нематериальные стимулы.
Наше общество должно почувствовать себя огромной корпорацией, единым организмом, устремленным в будущее.Власть не должна бояться сотрудничать и делегировать полномочия общественным организациям и национальному бизнесу, - уверен, многие успешные люди готовы помочь своей родине совершить рывок в будущее, предложить и помочь выбрать прорывные инвестиционные проекты, принять деятельное участие в их реализации. Это нормально, когда бизнесмен, переросший уровень удовлетворения собственных потребностей, начинает думать более масштабно и желает заниматься улучшениями на общественном уровне, чтобы оставить о себе добрую память для будущих поколений. Взращивание болеющего за страну гражданского общества, стимулирование в бизнесе социальной ответственности, комбинирование чувств частной собственности, коллективной солидарности, исследовательского энтузиазма, запуск механизмов социального и профессионального поощрения и порицания – вот главнейшие задачи государственной власти, решение которых позволит разгрузить громоздкую машину директивного управления и направить индивидуальную инициативу в общественно полезное русло.
Для создания новой эффективной системы общегосударственного управления потребуется синтез советского, германского, французского, японского, индийского и других опытов государственного управления и планирования, сочетание директивных подходов для государственного сектора с индикативными для частного и смешанного. Советская историяимеет успешный опыт технико-экономического планирования на корпоративном уровне, который, кстати,подтверждает мнение бизнесменов, что кнут обычно эффективнее пряника, как это ни грустно. Французский пример государственного планирования дает обширный опыт концессионного управления, государственно-частного партнерства, сложные экономико-математические модели планирования, технологии создания полюсов конкурентоспособности и проектного управления. Японская система государственного менеджмента свидетельствует о важности использования «мягкой силы», создания и продвижения привлекательного имиджа своего государства в зоне взаимного процветания, концентрации творческого интеллекта этой зоны в ее полюсе, в который постепенно превращается страна-аттрактор.
Беларусь, по моему убеждению, вполне способна выступить в качестве такого полюса для Восточной Европы и всего континента, поскольку даже нынешняя неоптимизированная социально-экономической модель в кризисных условиях продолжает демонстрировать достойные показатели развития и сохраняет определенный авторитет на постсоветском пространстве.
Но чтобы превратиться в такой полюс будущего, требуется четкая установка всего общества даже не на модернизацию, а на футуризацию действующей экономической модели. Это единственный способ избежать постепенной экономической деградации до уровня «северной Молдовы», стать одним из лидеров общества будущего, превратиться центр силы, способный влиять на процессы интеграции на континентальном пространстве. Для этого необходима не только политическая воля власти, но и готовность общества к принятию своей доли ответственности за страну и напряженному труду ради преодоления кризиса и прорыва в следующую цивилизационную эру.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 431 с.
2. Ивашутин, А.П. Макроэкономика: учеб. пособие /А.П.Ивашутин. – Минск: Амалфея, 2008. -340 с.
3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: 2-е изд., - СПб.:Питер, 2006. -544 с.
4. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Л.Н.Новикова и [др]. –Минск, БГЭУ, 2007, - 415 с.
5.Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учеб. пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 572 с.
6.Микроэкономика: учеб. / Яковлева Е.Б. и др. - 6-е изд. - М.; СПб.: Поиск, 2003.
7.Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Учебник для вузов. 2-е изд., /Пер. с анг. – СПб.: Питер, 2006. - 576 с.
8. Макроэкономика: социально-ориентрованный подход: учебник для студентов экон. специальностей, учреждений, обеспечивающих получение высш. образования/ Э.А. Лутохина и [др]; под ред. Э.А.Лутохиной – Мн.: МЦ Минфина, 2005. - 400 с.
9.Куликов Л.М. Основы экономической теории. – М.: Финансы и статистика, 2009 – 400 с.
10.Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002 – 544 с.
11.Национальный статистический комитет Республики Беларусь – 12 марта 2010. – Режим доступа: www.belstat.gov.by
12.Курс экономики/ Под ред. профессора Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 672 с.
13.Микроэкономика: учеб. / Яковлева Е.Б. и др. - 6-е изд. - М.; СПб.: Поиск, 2003.