Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа
Рыночная экономика – экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. РЫНОК И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА
И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ.................................................................................................6
1.1 Рыночная экономика и ее модели........................................................6
1.2 Эволюция рыночной системы...............................................................9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ........................11
2.1 Основные признаки и модели современной рыночной
экономики...............................................................................................................11
2.2 Структура и инфраструктура рыночной экономики..........................14
ГЛАВА 3. МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ.............................................18
3.1 Характеристика базовых моделей рыночной экономики................18
3.2. Особенности социально-ориентированной модели
3.3 Положительные и отрицательные аспекты белорусской
модели рыночной экономики...............................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................34
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что рыночная система есть результат естественноисторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования [4, с.112].
2.1 Основные признаки и модели современной рыночной экономики
Рыночная экономика – это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях между самостоятельными производителями (продавцами) и потребителями через свободную куплю-продажу.
Важнейшие признаки современной рыночной экономики можно свести к шести пунктам:
1. Основа экономики – частная собственность на ресурсы. Именно на этой базе главными действующими лицами в экономике являются индивидуальные, партнерские, акционерные и частно - государственные предприятия.
2. Свобода и материальная ответственность предпринимателей, при которой каждый желающий может заниматься законной предпринимательской деятельностью, принимать самостоятельно решения и нести ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности.
3. Свобода выбора экономических партнеров и покупаемых товаров и услуг, причем решающее слово принадлежит потребителю. Именно его выбор определяет, что и сколько должна производить экономика.
4. Личная выгода участников экономических связей. Она является лучшим стимулятором человеческой инициативы, активности, изобретательности.
5. Саморегулирование экономики рыночными факторами (свободно складывающиеся цены, свободная игра спроса и предложения, конкуренция).
6. Минимум вмешательства государства в экономику. Чем меньше государство вмешивается в экономику, тем меньше помех для рыночного саморегулирования, меньше бюрократизма, коррупции, увиливания от налогов, а значит больше стимулов к творческому поиску, энергичному труду и новаторству[7, с. 86].
Основными достоинствами рыночной экономики является то, что она стимулирует высокую предприимчивость, труд и плодотворное хозяйствование; экономически отторгает неэффективные или ненужные обществу производства; обеспечивает наиболее справедливое распределение доходов между участниками производства; не требует большого управленческого аппарата; дает больше прав и возможностей выбора потребителям.
Экономическая
модель каждой страны – это результат
длительного исторического
Экономисты выделяют четыре основных модели современной рыночной экономики, в которой конкуренция и монополия сосуществуют и часто переплетаются.
Конкурентность рынка является важным фактором, который воздействует на поведение производителей и потребителей. Конкурентность определяется и тем, в какой степени его участники могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее рынок.
Чистая (совершенная) конкуренция и чистая монополия – две крайние достаточно редкие ситуации. Между ними расположены две модели характерные для современного рынка под общим названием «несовершенная конкуренция» (рис. 1.)
Рис.1 - Четыре модели современной рыночной экономики
Источник: [8, с.39].
Чистая (совершенная) конкуренция имеет место там, где действует большое количество производителей стандартаризированных (одинаковых) товаров и услуг. Полная противоположность этому – чистая монополия, которая предполагает наличие одной фирмы в качестве единственного производителя данного продукта. Монополистическая конкуренция складывается там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов) предлагают похожую, но не одинаковую продукцию. Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, воздействующих на цену товаров, объем предложения, трудностью вступления в отрасль.
Общая сравнительная характеристика моделей современной рыночной экономики представлена в таблице 1.
рыночный экономика модель регулирование
Таблица 1 - Краткая характеристика моделей современного рынка
Модели рынка |
Основные характерные черты | |||
число фирм |
контроль над ценой |
вступление в отрасль |
примеры | |
Чистая (совершенная) конкуренция |
очень большое |
отсутствует |
совершенно свободно |
сельское хозяйство; услуги фондовых бирж и по обмену валют |
Чистая монополия |
одна |
очень значительный |
практически исключено |
электро-, газо-, водоснабжение, метрополитен, связь и т.п. |
Монополистическая конкуренция |
много |
очень ограниченный |
сравнительно свободно |
производство одежды, обуви, мебели, книг, розничная торговля |
Олигополия |
несколько |
значительный (особенно при сговоре) |
очень затруднено |
производство стали, автомобилей, сельхозмашин; оптовая торговля |
Проводимая классификация основана на поведении и количестве продавцов, но на рынке действуют два субъекта – продавцы и покупатели. С точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополия одного покупателя) – господствует один покупатель и множество продавцов (встречается крайне редко); олигопсонию – наличие нескольких покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.
Таким образом, эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете, наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.
2.2 Структура
и инфраструктура рыночной
Характеристику рынка как совокупности или арены купли - продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.
Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.
Структура рынка:
По объектам рынка
По субъектам:
По общественному разделению труда:
По степени ограниченности конкуренции:
По организации рыночного обмена: