Рыночная система и ее эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика – экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. РЫНОК И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА
И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ.................................................................................................6
1.1 Рыночная экономика и ее модели........................................................6
1.2 Эволюция рыночной системы...............................................................9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ........................11
2.1 Основные признаки и модели современной рыночной
экономики...............................................................................................................11
2.2 Структура и инфраструктура рыночной экономики..........................14
ГЛАВА 3. МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ.............................................18
3.1 Характеристика базовых моделей рыночной экономики................18
3.2. Особенности социально-ориентированной модели
3.3 Положительные и отрицательные аспекты белорусской
модели рыночной экономики...............................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................34

Работа содержит 1 файл

Курсовая Рыночная система и ее эволюция.doc

— 581.50 Кб (Скачать)
  • производство;
  • экономика;
  • рыночная экономика.
  1. «Производство». Экономика на этой ступени была сведена                  к производству и исчерпывалась им. Преобладало «натуральное хозяйство» – замкнутая социальная единица, в которой производство непосредственно перерастало в потребление (семейное, крестьянское, родовое, домашнее хозяйство). Экономические связи производителей ограничивались процессом непосредственного производства без дальнейших экономических отношений между производителями. По мере изменения натурального хозяйствования возникает система общественного разделения труда, которая и обособляет,            и объединяет производителей. В результате возникла «экономика» – единство сфер производственного и внепроизводственного взаимодействия производителей.
  1. «Экономика». Переход от «производства» к «экономике» знаменовал превращение перераспределения в обмен. В экономической теории понятие «обмен» всегда обозначает эквивалентно-возмездный обмен продуктами труда между экономически обособленными производителями, связанными разделением труда. Только такой обмен превращает продукты труда в «товары», а сам обмен – в «рынок», но на этой ступени рынок продолжает подчиняться производству, где продавец продолжает диктовать свои цены покупателю (потребителю).
  2. «Рыночная экономика». На этой ступени развития производитель утрачивает свой диктаторский статус. Сам по себе производитель (продавец) – это еще не рынок. Таким он становится только                 с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя. Диалог взамен монолога – это и есть рыночная экономика.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что рыночная система есть результат естественноисторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда                              и обособлением субъектов хозяйствования [4, с.112].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 2.1 Основные признаки и модели современной рыночной экономики

 

Рыночная экономика  – это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях между самостоятельными производителями (продавцами) и потребителями  через свободную куплю-продажу.

Важнейшие признаки современной рыночной экономики можно свести к шести пунктам:

1. Основа экономики  – частная собственность на ресурсы. Именно на этой базе главными действующими лицами в экономике являются индивидуальные, партнерские, акционерные и частно - государственные предприятия.

2. Свобода и материальная ответственность предпринимателей, при которой каждый желающий может заниматься законной предпринимательской деятельностью, принимать самостоятельно решения               и нести ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности.

3. Свобода выбора экономических партнеров и покупаемых товаров и услуг, причем решающее слово принадлежит потребителю. Именно его выбор определяет, что и сколько должна производить экономика.

4. Личная выгода участников экономических связей. Она является лучшим стимулятором человеческой инициативы, активности, изобретательности.

5. Саморегулирование экономики рыночными факторами (свободно складывающиеся цены, свободная игра спроса и предложения, конкуренция).

6. Минимум вмешательства государства в экономику. Чем меньше государство вмешивается в экономику, тем меньше помех для рыночного саморегулирования, меньше бюрократизма, коррупции, увиливания от налогов, а значит больше стимулов к творческому поиску, энергичному труду и новаторству[7, с. 86].

Основными достоинствами рыночной экономики является то, что она стимулирует высокую предприимчивость, труд и плодотворное хозяйствование; экономически отторгает неэффективные или ненужные обществу производства; обеспечивает наиболее справедливое распределение доходов между участниками производства; не требует большого управленческого аппарата; дает больше прав и возможностей выбора потребителям.

Экономическая модель каждой страны – это результат  длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна,                          и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Экономисты  выделяют четыре основных модели современной рыночной экономики, в которой конкуренция и монополия сосуществуют и часто переплетаются.

Конкурентность  рынка является важным фактором, который  воздействует на поведение производителей и потребителей. Конкурентность определяется и тем, в какой степени его участники могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее рынок.

Чистая (совершенная) конкуренция и чистая монополия  – две крайние достаточно редкие ситуации. Между ними расположены  две модели характерные для современного рынка под общим названием «несовершенная конкуренция» (рис. 1.)

 


 



 



 

               Рис.1 - Четыре модели современной рыночной экономики

                 Источник: [8, с.39].

Чистая (совершенная) конкуренция имеет место там, где действует большое количество производителей стандартаризированных (одинаковых) товаров и услуг. Полная противоположность этому – чистая монополия, которая предполагает наличие одной фирмы в качестве единственного производителя данного продукта. Монополистическая конкуренция складывается там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов) предлагают похожую, но не одинаковую продукцию. Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, воздействующих на цену товаров, объем предложения, трудностью вступления в отрасль.

Общая сравнительная  характеристика моделей современной  рыночной экономики представлена в  таблице 1.

рыночный экономика  модель регулирование

Таблица 1 - Краткая характеристика моделей современного рынка

 

Модели рынка

Основные характерные  черты

число фирм

контроль 

над ценой

вступление 

в отрасль

примеры

Чистая (совершенная) конкуренция

очень большое

отсутствует

совершенно  свободно

сельское хозяйство; услуги фондовых бирж и по обмену валют

Чистая монополия

одна

очень значительный

практически исключено

электро-,

газо-, водоснабжение, метрополитен, связь и т.п.

Монополистическая конкуренция

много

очень ограниченный

сравнительно  свободно

производство  одежды,

обуви, мебели, книг, розничная торговля

Олигополия

несколько

значительный (особенно

при сговоре)

очень затруднено

производство  стали, автомобилей, сельхозмашин; оптовая  торговля


                                        

                                                Источник: [8, с.47].

Проводимая  классификация основана на поведении  и количестве продавцов, но на рынке  действуют два субъекта – продавцы и покупатели.             С точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополия одного покупателя) – господствует один покупатель и множество продавцов (встречается крайне редко); олигопсонию – наличие нескольких покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.

Таким образом, эффективность той или иной экономической  модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно  реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете, наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

 

2.2 Структура  и инфраструктура рыночной экономики

 

Характеристику  рынка как совокупности или арены купли - продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов  рынка, их удельный вес в общем  объеме рынка.

Признаками  любой структуры являются:

  • тесная связь между ее элементами;
  • определенная устойчивость этих связей;
  • целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность  всех рынков, расчлененных на отдельные  элементы на основе самых разнообразных  критериев, образует систему рынков.

Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

Структура рынка:

По  объектам рынка

  • Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров                      и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:
  • рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);
  • рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;
  • рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.
  • рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:
  • рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;
  • особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но               и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии,                             и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей - продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду.
  • рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.
  • рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов производства) это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников.
  • важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.
  • рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства) - к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах                                  [5, с.94].
  • денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.
  • рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала,                  и он представляет реально существующий капитал в титулах собственности         - акциях, облигациях, векселях.
  • рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве               и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.
  • рынок инноваций - это специфическая область купли - продажи,             в которой объектом торговли являются технические и социально                            -экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий - здесь объектом купли - продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).

По  субъектам:

  • рынок покупателей - предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены              и отдает предпочтение тому или иному товару.
  • рынок продавцов - значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание
  • рынок государственных учреждений - совокупность актов купли - продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
  • рынок промежуточных продавцов - совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

По  общественному разделению труда:

  • Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;
  • Региональный рынок
  • Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;
  • Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По  степени ограниченности конкуренции:

  • Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;
  • Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;
  • Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;
  • Смешанный рынок;

По  организации рыночного обмена:

  • Оптовый рынок;
  • Розничный рынок;
  • Экспортный рынок;
  • Импортный рынок;

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Информация о работе Рыночная система и ее эволюция