Рыночная система и ее эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика – экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. РЫНОК И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА
И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ.................................................................................................6
1.1 Рыночная экономика и ее модели........................................................6
1.2 Эволюция рыночной системы...............................................................9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ........................11
2.1 Основные признаки и модели современной рыночной
экономики...............................................................................................................11
2.2 Структура и инфраструктура рыночной экономики..........................14
ГЛАВА 3. МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ.............................................18
3.1 Характеристика базовых моделей рыночной экономики................18
3.2. Особенности социально-ориентированной модели
3.3 Положительные и отрицательные аспекты белорусской
модели рыночной экономики...............................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................34

Работа содержит 1 файл

Курсовая Рыночная система и ее эволюция.doc

— 581.50 Кб (Скачать)

 

3.1 Характеристика базовых моделей рыночной экономики

 

При наличии  некоторых общих принципов организации, черт                        и механизмов рыночной экономики в каждой стране складывается своя национальная модель. Полностью идентичных по экономическим характеристикам моделей не существует, и все-таки можно выделить несколько базовых моделей рыночной (смешанной) экономики.

Экономическая модель США является одним из примеров либеральной рыночной экономики. На ее формировании отразились особенности  этой многонациональной страны, основанной переселенцами различных вероисповеданий, не обремененной устоявшимися традициями, исторической памятью и институтами. Обустройство экономической жизни здесь начиналось "с чистого листа" и происходило в соответствии                          с абстрактными принципами свободы и конкуренции. Родственные связи, клановые интересы и государственный контроль довлели над американской экономикой в гораздо меньшей степени, чем это характерно для многих других стран. Более чем столетняя антимонопольная политика (возможно, иногда неоправданно жесткая) обеспечила ей высокую степень соревновательности, конкуренции между субъектами рынка.

Основными чертами  современной американской модели экономики  являются: безусловный приоритет  частной собственности; сильная  конкуренция; гибкие рынки труда и товаров; незначительное государственное регулирование (с законодательным ограничением возможностей государственного вмешательства); относительно низкие налоги; акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальных прибылей; сильная социальная дифференциация.                            В социальной сфере либеральная модель предполагает создание равных возможностей для всех, но результаты деятельности зависят только от самих экономических субъектов и обстоятельств. Государство регулирует работу рынка, однако усилия правительства направлены на обеспечение страны общественными благами (например, укрепление национальной обороны).               В результате в структуре государственного бюджета значительную долю занимают расходы на оборону и гораздо меньшую - социальные расходы.

В отличие от американской, европейскую экономическую  модель можно определить как социальную рыночную экономику. Значительный вклад  в теоретическую разработку такой  модели внесли представители фрайбургской экономической школы В. Ойкен, А. Мюллер-Армак, Ф. Бем, В. Репке, Л. Микш. Они сформулировали основные характеристики модели социального рыночного хозяйства.

Выделяют  следующие основные институты социальной рыночной экономики:

• поддержка  конкурентной среды (что входит, прежде всего, в функции государственных органов), препятствующей возникновению монополий, которые являются результатом ограничения торговли, фиксирования цен, издания правительственных актов и проявления других барьеров, ограничивающих свободу входа на рынок и выхода с него;

• либерализация  цен и законодательное оформление невмешательства государства в  механизмы ценообразования (если такое  вмешательство не связано с поддержанием и развитием конкурентной среды);

• проведение политики "открытой экономики". Отказ от такой политики ведет к развитию монопольных тенденций, не позволяет воспользоваться преимуществами международного разделения труда;

• законодательное  оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности  и хозяйствования;

• свобода заключения договоров как предпосылка осуществления конкуренции.

В Европе (особенно в ее континентальной  части - Германии, Франции) роль государства  в экономике была традиционно  выше, чем в Америке. Экономика  в Старом свете основана преимущественно  на частной собственности, рыночные принципы соблюдаются, но государство уделяет большое внимание выравниванию не только возможностей предпринимательской деятельности, но и ее результатов - доходов. Степень перераспределения доходов в этих странах высокая, отсюда и значительность уровня налогообложения. Доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте достаточно велика, как и размеры государственного бюджета. С одной стороны, это сдерживает имущественное расслоение людей, консолидирует общество, делая его менее дифференцированным.              С другой стороны, высокий уровень налогообложения замедляет экономический рост, снижает заинтересованность в эффективной работе.

Чем выше уровень  государственного регулирования, тем  неизбежнее усиление бюрократии. В результате экономический механизм теряет гибкость. Рост безработицы - также следствие развитой социальной поддержки: большие зарплаты и налоги снижают заинтересованность фирм в найме все новых работников; большие пособия по безработице снижают стимулы к поиску работы. В последние годы во многих европейских странах, в частности в Германии, наблюдаются процессы дерегулирования экономики, снижения степени государственного вмешательства и уровня социальной защиты.

Некоторые малые  страны, например Ирландия, показали высокие  темпы экономического развития в  результате либеральной политики привлечения  иностранных инвестиций и снижения уровня государственного регулирования. Однако неясно, насколько их опыт применим к таким "гигантам", как Германия и Франция.

Китайская модель в принципе не может быть отнесена к моделям, полностью основанным на рыночных началах. Это смешанная  экономика с доминированием социалистических принципов государственного регулирования. Бурный приток иностранных инвестиций, развитие частной собственности и рыночных отношений - все это характерно для Китая. Однако огромную роль здесь играет развитый государственный аппарат, регулирующий большинство процессов экономической деятельности. Этой стране свойственна значительная региональная дифференциация: в одних регионах развиваются новые рыночные предприятия, а другие по-прежнему живут в социалистическом режиме. Анклавы вроде Гонконга функционируют достаточно обособленно, и даже въезд граждан на их территорию ограничен. Вместе с тем Китай развивается в направлении рыночной экономики, правда, в специфическом варианте.

Экономику бывших социалистических стран принято  называть переходной (в интерпретации  отдельных экономистов - трансформационной, транзитивной). Отказ от модели социалистической экономики и поиск модели рыночной экономики постсоциалистическими странами обусловлен низкой экономической эффективностью систем хозяйствования, действовавших в этих странах. Главной причиной неудовлетворительных результатов их функционирования признается нерыночный характер данных систем. Изменения, связанные преимущественно с количественными параметрами системы, можно назвать модернизацией. Переход количественных изменений в качественные означает трансформацию системы.

Изменения в  социально-экономической системе  носят объективный характер, однако при этом имеет большое значение субъективная деятельность государственных  органов, проводящих комплекс мер по регулированию процессов трансформации. Такая целенаправленная деятельность называется реформированием. В силу своей новизны трансформационные процессы недостаточно изучены в экономической науке, поэтому, когда реформы только начинались, трудно было предсказать их последствия для жизни общества и то, как пойдет развитие. Отсутствовали четкие планы. Некоторые страны, в первую очередь государства Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия), выбрали политику "шоковой терапии", подразумевавшую очень быстрые процессы разгосударствления, дерегулирование экономики и приватизацию. Другие, например Китай, пошли по пути медленных, "эволюционных" реформ. Бывшие республики Советского Союза по-разному приступили                              к реформированию экономик. Страны Балтии провели реформы "шоковой терапии", Республика Беларусь и большинство других государств избрали путь постепенных изменений. Специфика переходного периода в каждом случае подчиняется историческим и институциональным особенностям страны, потому достаточно спорными являются ссылки на опыт (как положительный, так и отрицательный) соседей.

Страны, проводившие  политику "шоковой терапии", сумели быстро реформировать экономику, но за это заплатили социальными  потрясениями, безработицей, спадом производства и т.д. Те, кто пошли по эволюционному пути, избежали многих напастей, но отстали в процессах формирования современной конкурентоспособной экономики. В Российской Федерации в некоторых отраслях проводились мероприятия "шоковой терапии" (приватизация крупных предприятий), но при этом предпринимались усилия, чтобы сохранить существовавшие социальные отношения. Как следствие Россия показала противоречивые результаты реформ, которые оцениваются многими экономистами скорее как отрицательные.

 

 

 

 

3.2. Особенности  социально-ориентированной модели рыночной экономики Республики Беларусь

 

Белорусская экономическая  модель официально характеризуется  как модель с социально ориентированной  рыночной экономикой. Это указывает  на ее сходство с моделью экономик развитых европейских стран. Однако следует принимать во внимание, что пока экономическая система Беларуси находится в стадии трансформации.

Курс на построение в Беларуси социальной рыночной экономики  по своему содержанию не должен трактоваться как возврат к командно                      -административной экономике. Он предполагает создание эффективных институтов и механизмов рыночной экономики, позволяющих успешно решать социальные задачи. Экономическая политика в социальном рыночном хозяйстве - это политика укрепления конкурентных рыночных механизмов и регулирования фиаско рынка.

Рассмотрим  основные особенности белорусской  модели.

Процессы разгосударствления и приватизации, формирования рыночных отношений носят в нашей стране постепенный, эволюционный характер. Так, на конец 2011 г.37% продукции в стране производилось предприятиями государственной формы собственности, 63%                                  - негосударственными и иностранными предприятиями. В то же время большинство предприятий негосударственной формы собственности представляют собой акционерные общества, в капитале которых определенная доля принадлежит государству, а зачастую государство владеет контрольными пакетами акций. Кроме того, даже в отношении по преимуществу частных предприятий государство проводит сильную регулирующую политику, пользуясь институтом "золотой акции" и другими мерами. Таким образом, крупные акционерные общества, образованные на базе существовавших в советское время предприятий, находятся под государственным контролем. Частные предприятия в большинстве своем - это малые предприятия (более 26 тыс. на начало 2011 г) и индивидуальные предприниматели (более 180 тыс.).

Отношение величины консолидированного бюджета республики                    к объему валового внутреннего продукта в 2011 г. составляло 44,6%. Это сравнительно невысокий показатель. В европейских странах с социальной рыночной экономикой отношение госбюджета к ВВП составляет зачастую более 50%.

Система ценообразования  в нашей стране имеет смешанный  характер, соединяя рыночные принципы с государственным регулированием цен, которое направлено, прежде всего, на ограничение их роста с целью сдерживания инфляции. Кроме того, государство административно регулирует цены на некоторые социально значимые блага, например на жилищно-коммунальные услуги, тарифы на товары и услуги естественных монополий (транспорт, энергоносители) и т.д.

Система планирования в Беларуси частично сохранила черты  советской системы, однако в республике осуществляется переход от административного  планирования к индикативному, предполагающему не разработку планов центральным органом и жесткий контроль за их исполнением, а учет мнения самих исполнителей, согласование планов государственных органов и производителей и т.д.

Распределение доходов постепенно либерализируется. Вместе с тем степень перераспределения доходов остается высокой, что обусловливает значительный уровень налогообложения физических и юридических лиц. Объем социальных трансфертов в 2004 г. составлял 6442 млрд. руб., или 21,8% всех денежных доходов населения. В абсолютном выражении уровень социальной поддержки населения не очень высок в сравнении со среднеевропейскими показателями, так как и объем валового производства             в Беларуси ниже. Но на фоне других стран СНГ социальная поддержка очень значительна. Государственные пособия по безработице, жилищные субсидии, удешевление транспортных и энергетических тарифов и многое другое                      - важные направления государственных расходов.

В сравнении  со странами Центральной и Восточной  Европы трансформация экономики  Беларуси носит постепенный характер. Социальная направленность экономического развития обеспечила большую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения. Однако неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержания высоких доходов населения и борьбы с бедностью - это высокие темпы экономического роста. Определенная степень социальной дифференциации необходима для создания стимулов к эффективной деятельности субъектов. Чем выше уровень деловой активности, предпринимательской инициативы, тем быстрее развивается экономика страны. При этом важно помнить о группах населения, экономическая активность которых невелика (пенсионеры, инвалиды и др.), для них должны разрабатываться программы социальной защиты.

Информация о работе Рыночная система и ее эволюция